" Художественная литература-развитие словестного творчества дошкольников."
методическая разработка по развитию речи на тему

Cамойлова Елена Павловна

Детская книга при всей ее внешней простоватости –

 вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

 Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому

 терпению взрослого доступны ее вершины.

 Удивительное искусство - детская книжка!

 Л. Токмаков

 

 

 

     Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Так же воздействует на его личность, развитие умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

      Художественная литература для малыша - важное звено в освоении окружающего мира: она позволяет по-новому взглянуть на природу, на животных, на игрушки, на отношения между людьми.

      Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. В этом понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественно речи и в какой-то мере осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

     Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы ( пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), - важнейшие источники развития выразительности детской речи.

 

    Я считаю, что совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры и др. дает ребенку возможность наблюдать реакцию ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать все это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получилось.  

   Моя цель помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к занятию я анализирую  произведение и ставлю перед собой конкретные  задачи: разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать: 

- какие слова и строки следует объяснить или повторить;

 

- где задать четко сформулированный вопрос;

 

- в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки;

 

- как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.

 

- прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

 - дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;

- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием,    проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением.

     Художественную литературу я  направляю на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие детей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Я  исхожу  из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.

     Приучаю детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогаю детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.  Зачитываю по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогаю становлению личностного отношения к произведению. Поддерживаю внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжаю работу по формированию интереса к книге. Предлагаю вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объясняю, как важны в книге рисунки; показываю, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

      Поскольку одна из задач - прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д.

Задача педагога - предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, С.Черный, Н.Заболоцкий, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер, В.Берестов, М.Яснов и др.).      

  Каждое занятие - это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, в мир звуков, ритмов и рифм.

Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.

    Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: `...наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности`. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.Необходимо продумать, в какой момент просмотра детям потребуется помощь педагога:

• задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя;

• уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски);

•соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа.

   На каждом последующем занятии я повторяю предыдущее. Задача повтора - закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а воспитателю - проанализировать возможности и особенности восприятия детей.

    Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

   При чтение стихотворений, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

   Мои  занятия помогают малышам постепенно овладевать и техникой чтения, и счетом, и чувством ритма. Но главное, они прививают чутье к родному языку, любовь к художественному слову, интерес к книге.

К концу года дети должны:

 

• высказать желание послушать определенное литературное произведение.

 

• с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.

 

• назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

 

• с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

 

• дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз?».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н

Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой.  Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...

"Кто такие гуленьки?" художественная литература. Развитие речи у детей младшего возраста.

Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольникаДошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроиз...

Консультация для родителей «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

Консультация для родителей «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ».В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в младшей группе на развитие речи и ознак...

Инновационный проект по художественно-творческому развитию «Развитие творчества дошкольников через ручной труд»

Цель проекта: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки   ребёнка через рукотворные виды деятельности....

Конспект ОД по речевому развитию ( художественная литература + развитие речи) на тему: «Кто сказал Мяу?» в 1 младшей группе № 1.

Конспект ОД по речевому развитию( художественная литература + развитие речи) на тему: «Кто сказал  Мяу?» в 1 младшей группе № 1....