ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ Д/C № 2 г.ТАГАНРОГА
статья (развитие речи, старшая группа) по теме

Адаменко Анна Владимировна

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ д/c № 2 г.Таганрога по  использованию проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников в условиях реализации федеральных государственных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_proektnogo_metoda.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Адаменко А.В.

воспитатель, МБДОУ д/с №2, г.Таганрог

anutaa802@mail.ru

Основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования являются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №655 от 23.11.2009г.).

Согласно введенным федеральным государственным требованиям, одним из четырёх основных направлений развития ребенка является познавательно-речевое.

Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого дошкольника. Развитие речи и познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.

Введение федеральных государственных требований,  проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни требует совершенствования педагогических приёмов и методов работы, направленных на развитие детской любознательности, познавательно-исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Одним из перспективных методов работы с детьми, на мой взгляд, является метод проектов или проектный метод. В его основе лежит личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. Применение этого метода позволяет педагогу достигать более высоких  результатов в развитии речи, формировании познавательного интереса к различным областям знаний, навыков сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

В ходе работы над познавательно-речевым развитием дошкольников мною были разработаны и реализованы такие проекты, как:

  1. « Мир песка». Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста. Цель проекта- формирование у детей представлений об объектах неживой природы, их свойствах, особенностях; развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников. В ходе реализации проекта в группе и на прогулочной площадке были созданы условия для детской исследовательской деятельности, у детей расширились представления о песке, его качествах и особенностях; появилось желание для самостоятельного исследования  предметов и объектов живой и неживой природы; совместно с родителями был создан мини-музей                                                                                                                                                                                                                                                    « Такой разный песок».
  2. « Не шути, дружок, с огнём». Цель данного проекта - формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. В ходе непосредственно образовательной деятельности, экспериментирования, экскурсий дети познакомились с историей возникновения огня; получили представление о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом; расширили знания о профессии пожарного; овладели приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар. Проект способствовал обогащению опыта совместной творческой деятельности детей и родителей.
  3. « Родной город». Проект для детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта - формирование патриотических чувств, приобщение к культурным ценностям малой родины. В ходе осуществления проекта дети получили знания о родном городе: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, их вреде и пользе, познакомились с именами тех, кто основал и прославил город, посетили музеи, выставки. Итогом проекта стало создание фотоальбома «Мой любимый город», в котором собраны семейные фотографии, истории о городе.
  4. « В гостях у сказки». Проект для детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта - повышение уровня развития связной речи детей. Проект предполагает проведение викторин по сказкам; посещение тематических выставок, интерактивных мероприятий в Таганрогском  художественном музее и Таганрогском литературном музее А.П.Чехова; постановку музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка» для детей и родителей; создание совместно с родителями « Книги сказок».

        В реализацию проектов вовлечены все участники педагогического процесса: педагоги, дети, родители.

        Обобщая опыт своей педагогической деятельности, я убедилась, что использование метода проектов способствует формированию у дошкольников целостной картины мира, адекватных представлений ребёнка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, развитию активной речи детей в различных видах деятельности. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, обеспечивая преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.2009г. №655 « О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  3. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.  
  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -М. : АРКТИ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Ресурсном центре для заместителей заведующих ДОУ. Тема: «Использование проектного метода в условиях коммуникативного развития дошкольников»

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»Л. Н. ТолстойСоздание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности ...

Мастер - класс Степановой О.А. на тему: «Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Цель мастер - класса: повысить педагогическую компетентность педагогов по теме: Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников....

Родительское собрание «Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных, речевых и творческих способностей»

Цель: познакомить родителей с проектной деятельностью, помочь родителям в организации совместной творческой деятельности в семье....

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

Мастер - класс «Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Цель мастер - класса: повысить педагогическую компетентность педагогов по теме: Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников....

«Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных, речевых и творческих способностей»

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познава­т...