Цикл НОД по развитию речи с использованием русского народного фольклора
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Ткач Людмила Вячеславовна

Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по развитию речи с использованием русского народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapustnica.doc52 КБ
Microsoft Office document icon chudesnaya_strana_-_folklor.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_russkuyu_izbu.doc37.5 КБ
Файл chaepitie_v_mytishchah.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

«КАПУСТНИЦА»

/ РУССКИЙ  НАРОДНЫЙ  ПРАЗДНИК С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ФОЛЬКЛОРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ/

                                                                 

                                                             Музыкальный руководитель

                                                                          Черкашина Т.Ф.

                                                            Воспитатель (специалист)

               по развитию речи  Ткач Л.В.

                                                    Инструктор по физической культуре

                                                                          Игнатенко Я.Н.

                                                   Воспитатели подготовительных групп

               

                               

г. МЫТИЩИ, 2007 г.

Цель:

  1. Осуществление взаимосвязи специалистов и воспитателей в работе по развитию речи детей,  с  использованием русского народного фольклора.
  2. Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ     ЛИЦА: ведущий, Ивановна, Петровна, родительницы, мальчик, дети

ХОД  ПРАЗДНИКА

Ведущий.

- Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы расскажем и покажем вам старинную русскую бывальщину о том, как на Руси жили, осенние обряды водили, запасы на долгую зиму делали. Осенью капуста – барыня. В русских семьях капусты заготавливали много, а так как на Руси все друг другу помогали, то каждый хозяин назначал свой день уборки и рубки капусты. Он созывал на подмогу соседей, гостей.

Приглашаем и вас на капустинскую вечеринку.

Звучит музыка. Дети заходят в зал и поют народную песню «По полю». С пением подходят к избе, где их встречают Ивановна и Петровна.

Ивановна.

- Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, работнички удалые!

Петровна.

- А мы уж вас заждались. Добро пожаловать!

Ивановна.

- У нас у каждого найдется и местечко и словечко!

Петровна.

-Рассаживайтесь поудобнее! Всем ли видно? Всем ли слышно?... Вот и славно!

Ивановна.

- Осень в этом году знатная – урожаем богата!

Петровна.

- Поспели овощи-фрукты – полезные продукты!

Ивановна.

- Теперь нужно и о зиме подумать – запасы делать.

Петровна.

- Варенье сварить.

Ивановна.

- Огурцы посолить!

Петровна.

- Капустку нарубить. Квашеная капуста – это полезно и очень вкусно.

Ивановна.

- Кто про капустку пословицы знает, пусть говорит да не зевает.

Дети произносят пословицы.

Дети.

  1. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.
  2. Ни один рот без капусты не живет!
  3. Без капусты щи не густы!

Ивановна.

- Ай да молодцы!

Петровна.

- Как соленые огурцы!

Ивановна.

- Ой, Петровна, ты все шутишь?! Шутки шутками, да пора и за работу браться.

Выбегает мальчик с топориком.

Мальчик.

Я на камушке сижу,

Да топор в руках держу,

Да все колышки тешу.

Я все колышки тешу,

Огород свой горожу,

Да капустку посажу.

Сажу беленькую,

 Да кочанненькую.

Петровна.

- Давайте и мы будем огород городить да капустку завивать. (Заводит хоровод)

Вейся, вейся, капустка,

Вейся, вейся, белая!

Как мне капустке не виться,

Белою-вилою не налиться.

Вечор, вечор на капусточку,

Вечор, вечор на белую

Частый дождик поливает,

Он капустушку ласкает.

Ивановна (выносит кочаны капусты на подносе)

- Ай да, ребята, ай да молодцы! Вот как капусточку заговорили, кочаны белые да крепкие получились.

Петровна.

- Капуста поспела, морковочка уже собрана с грядок – пора и за работу браться.

Эй, подружки, выходите,

Да капусту порубите.

Выходят две родительницы: одна шинкует капусту, вторая трет морковь.

Ивановна.

- А что, ребята, поможем нашим хозяюшкам капусту порубить да посолить…

Дети.

- Да!

Петровна.

Дружно взялись

               Все помощники у нас

Застучали сечки –

               Ножички-то враз.

И руками ту

                Капустушку-то мнут,

Да и сольку

                 И морковочку-то трут,

Тут же клюковку

                 В капустушку кладут,

А потом уж все

                  И в кадочку несут.

Ивановна.

- Время нашим-то помощничкам кончать! (Подходит к мамам) Ай да мамы, ай да молодцы! Да, руки ваши работу знают!

Петровна.

- Умелые руки не знают скуки! Ну теперь давайте нашу капусточку уложим в кастрюльку. Капуста получится хрустящая да сочная.

Ивановна.

- Да, работать вы сильны, а языками чесать умеете?

Дети.

-Да!

Дети встают напротив друг друга: девочки – мальчики. В руках у них русские народные инструменты.

Дети.

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно

Пропоем мы вам частушки

Очень замечательно!

Девочки

А тверские-то ребята

Стали очень уж форсить:

Вместо семечек в кармане

Стали зеркало носить.

Девочки

Боевые мы девчата,

Боевые мы и есть.

Нынче тихие не в моде,

Боевым большая честь.

Мальчики

Собирайтесь-ка, ребята,

Собирайтесь, молодцы!

На нашу улицу гулять,

Веселиться и плясать!

Мальчики

Посмотрите-ка на нас,

Милые девчонки!

По деревне мы идем

В новых рубашоночках.

Девочки

Кавалеры наши модны –

Никуда они не годны:

По метелке в руки дать,

По амбарам крыс гонять!

Девочки

Охоньки да ахоньки,

Все ребята махоньки.

Из-за кочек, из-за пней

Не видать наших парней.

Мальчики

Ладно, девочки, вы пойте,

Пойте, веселитеся!

Вам цена одна копейка,

Только не сердитеся!

Мальчики

Девочки-девченочки

Отбили мне печеночки,

 Хоть я без печеночек,

                  А все равно люблю

                                      девчоночек.

Девочки

Ох, ребята, вы ребята!

Да куда же вас девать?

Будет ярмарка в субботу –

Вас поедем продавать!

Мальчики

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Ивановна.

- На капустинских весельях девицы старались показать себя умелыми и ловкими в работе, статными в хороводе. А молодцы в эти дни выбирали себе невест. Ну-ка, девицы, покажем себя в хороводе!

Девочки ведут хоровод.

Петровна.

- Ну что, молодцы, понравились вам наши девицы? А вы свои умения покажите? Вот к примеру ложка: обыкновенная с виду, из дерева выточена, раскрашена, а если возьмешь ее в руки, то заиграет она…

Ивановна.

- А ну-ка, выходи, веселый народ. Ложки звонкие, поиграйте, всех порадуйте.

Ансамбль мальчиков-лошкарей исполняет «Светит месяц».

Петровна.

- Ай да молодцы! Ай да удальцы! Как здорово на ложках играют! Сразу видно – мастера! А плясать умеете?

Ивановна.

-  А как же!

Веселил нас много раз

Русский танец-перепляс!

Выходи смелее, друг,

Плясуны, вступайте в круг!

Танец «Я на горку шла» (общий круг).

Петровна.

А теперь пора и в игры поиграть! Свою ловкость покать – ведь игра дело серьезное! А что, ребята, много игр знаете? А какую нам покажите?

Игра «Золотые ворота»: дети делятся на две команды «Осень» и «Зима».

Перетягивание каната.

Ивановна и Петровна выносят на подносе пироги с капустой.

Ивановна.

Осень, осень на порог,

Осень принесла пирог.

За ваше терпение да за веселие

Всем вам угощение!

Петровна.

- Вот  такой добрый семейный русский праздник «Капустница». Удачи вам, здоровья, счастья! Будьте дружными и веселыми!

Ивановна.

- А теперь приглашаем всех пироги румяные отведать да чаю попить!



Предварительный просмотр:

«ЧУДЕСНАЯ   СТРАНА  –  ФОЛЬКЛОР»

/ЗАНЯТИЕ  ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  РУССКОГО   НАРОДНОГО  ФОЛЬКЛОРА  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ /

                                              ВОСПИТАТЕЛЬ  (СПЕЦИАЛИСТ)

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ТКАЧ Л.В.

г. Мытищи


ЦЕЛЬ. Пополнить и закрепить знания детей об устном народном творчестве; упражнять детей в умении различать и использовать в быту разные фольклорные формы: пословицы, поговорки, скороговорки, небылицы;

             развивать любознательность, речевые умения;

             воспитывать любовь к фольклору.

ОБОРУДОВАНИЕ. Указатели; загадки; волшебный сундучок;

                                     сказочный дом;  русский народный костюм,

                                     костюм   Бабы-Яги; Снеговик; клубок.

Воспитатель. Дети мы много путешествовали по стране Фольклора. Были в гостях у бабушки Арины, у дедушки Фольклора. Много узнали о том, как жили в старину люди, какие пели песни, частушки, в какие игры они играли, какие хороводы водили.  Пора и домой возвращаться. Но как найти дорогу? А вот столб стоит. Может быть, он нам подскажет.

(Подходят и видят на столбе  указатели.)

Воспитатель. Да тут ребята стрелки. Давайте вместе прочитаем.

1-й стрелка – Прямо пойдешь  – чудо дивное  найдешь.

2-я стрелка – Направо пойдешь – в снежное царство придешь.

3-я стрелка – Налево пойдешь – в сказочный дом попадешь.

                        Когда все задания выполнишь -   домой придешь.

Воспитатель. Что нам остается делать – пойдем прямо?

 (Дети подходят к столу, на котором стоит волшебный ларец. Открывают его. В нем карточка с заданием.)

Воспитатель. Двое из ларца одинаковых с лица подскажут нам дорогу, если мы назовем  пословицы и поговорки о зиме.

Дети. 

  1. Любишь кататься – люби и саночки возить.
  2. Береги нос в большой мороз.
  3. Зима без снега – лето без хлеба.
  4. С природой не спорят – погоды не просят.
  5. По снегу грибы не ищи.
  6. Что летом потопаешь, то зимою слопаешь.
  7. Мороз не велик, да стоять не велит.
  8. Январю – батюшке – морозы, февралю – метели.

Воспитатель. Куда дальше путь держать?

Дети. Теперь идем направо – В Снежное царство.

(Дети подходят к снежной поляне, на которой стоит Снеговик. В руках у него задание.)

Воспитатель. Домой вы попадете, когда скороговорки мне прочтете.

(Дети по очереди произносят  скороговорки.)

Дети.

  1. Сорока с вороной спорила, спорила и тараторила.
  2. Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап.
  3. Сыворотка из-под простокваши.
  4.  Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  6. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
  7. У меня на языке прыгают скороговорки как караси на сковородке.
  8. Была у Флора – Флору на Лавра наврала. Пойду к Лавру – на Флора навру.
  9. У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.
  10. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Воспитатель. А теперь куда пойдем?

Дети. В Сказочный дом.

 (Дети подходят к Сказочному дому. В нем находятся снежинки с заданиями.)

Воспитатель. Да здесь сказочные загадки!

(Поочередно с каждой снежинки зачитывает загадки.)

  1. В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка.

(«Машенька и медведь»)

  1. Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собою уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.

(«Лисичка со скалочкой»)

  1. Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили все впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено …

(«Зимовье»)

  1. В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством?

(«Морозко»)

  1. В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери?

(«Бычок – смоляной бочок»)

  1. Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом.

(Баба Яга)

 (Внезапно появляется  Баба Яга.)

Ребенок.

Давайте подразним Бабу-Ягу.

Дети.

(Дети дразнят Бабу-Ягу.)

Бабка-Ежка

Костяная ножка.

Печку топила,

Кашу варила.

С печки упала,

Ногу сломала.

Вышла на улицу

Задавила курицу.

(Дети прыгают, хлопают в ладоши и приговаривают.)

Баба Яга. Если  в сад попасть хотите,

                  Мне тогда вы помогите.

                  Сказки-шутки расскажите,

                  И меня развеселите.

Дети.

Таня – баня шла по броду,

Решетом носила воду.

А помыть хотела пол –

Приморозила подол.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

На Булановой телеге,

На скрипучей лошади,

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком,

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.



Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет.


Чик, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.


А где это видано и в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес

Да на полочку унес,

А полочка обломилась,

И яичко разбилось,

Овечка раскохталась,

Кобыла раскудахталась:

- Ой, куда, куда, кудах!

Не бывало у нас так,

Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,

Голопузый за пазуху поклал,

А слепой –то поглядывал,

А глухой –то подслушивал

А безногий водогон побежал,

Безъязыкий «Караул» закричал!


Баба Яга.  Ну, спасибо вам ребята вы меня развеселили.

Так и быть покажу я вам дорогу в детский сад. Даю вам волшебный клубок изо мха плетеный. Куда он

          покатится туда, и пойдете – в детский сад попадете.



Предварительный просмотр:

                                                                               

ЭКСКУРСИЯ    В   «РУССКУЮ   ИЗБУ»

   «ЗНАКОМСТВО   С   РУССКИМ   БЫТОМ»

/ СТАРШАЯ  ГРУППА /

                                                  Воспитатель (специалист)

по развитию речи                                                                                            

Ткач Л.В.

г. Мытищи


Программное содержание:

- систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре;

 - воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,

   народным традициям;

- жизни и быте в древности, об обычаях на Руси;

- продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством;

- закрепить знания о русской народной игрушке;

- совершенствовать связную речь детей,   рассказывание пословиц и

  поговорок, играть в русские народные хороводные игры;

- обогащать словарь детей: люлька, прялка, пряха, рукомойник

Оборудование:

- помещение «Русская изба», украшенная  и обставленная в русском стиле;

буханка круглого хлеба с солонкой; расписное полотенце,народные игрушки: дымковская, хохломская, из соломки, свистульки, гжель; посуда русского быта.

Ход   экскурсии

Хозяйка.  Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Милости прошу в русскую избу! Давайте пройдем в избу и посмотрим, что там внутри.

Дети входят в «избу», убранную в русском стиле. Дети рассаживаются по лавкам, рассматривают убранство избы.

Хозяйка. Дверь в избу – низкая, а порог – высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не дуло. В старой избе была всего одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата», - говорили в старину. А как вы думаете, почему?

Дети. В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду готовили в печке. Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами!

Хозяйка. В левом углу от печки всегда стоял стол, на столе лежала буханка хлеба с солью. Около него – простые длинные скамейки. А вы знаете, как назывался этот угол?

Дети. Он назывался «красным», т.е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. «Не красна изба углами, а красна пирогами» - говорили в народе.

Хозяйка. В правом от печки углу размещалась домашняя утварь: красивая деревянная посуда, прялка, на стене висели расшитые полотенца. Тут же висела люлька. Что такое люлька?

Дети.  Кроватка для младенца.

Хозяйка. Посмотрите, из какой красивой посуды ели раньше люди. Из какого материала она сделана?

Дети. Из дерева.

Хозяйка. Много лесов в России. Очень любили русские люди делать из дерева посуду: тарелки, кружки, ложки, ковши. А чтобы посуда была яркой, праздничной, искусные мастера расписывали ее. Как называется эта роспись?

Дети. Хохломская.

Хозяйка. А что же ели в старину из этой красивой посуды? Главной заботой русского человека был хлеб. Вырастить хлеб – большой труд. Быть сильными и крепкими людям помогала простая, полезная пища. Какая?

Дети. Хлеб, каша. Есть пословица такая… «Хлеб да каша, пища наша». Для ее приготовления использовали рыбу, мясо. Разводили домашних животных и птицу. Каких?

 Дети. Овец, коз, свиней, гусей, уток, кур. Держали лошадей и коров. «Корова на дворе – еда на столе». Корова давала молоко, из него делали масло, сметану, творог.

Хозяйка. А такие овощи, (показывает, а дети называют) лук, чеснок, морковь, репа, капуста, были известны на Руси давно. Их сажали недалеко от дома, в огороде.

Представьте: двести лет назад

Как будто мы живем

И ранним утром в огород

Трудиться мы идем.

Дети встают в круг и играют в  русскую народную игру «Капуста».

Вот я колья тешу, огород горожу.

Я капусту сажу, сажу беленькую.

Ты капуста, родись и бела, и спела,

И бела, и спела, и со тыном ровна.

Хозяйка. Спасибо, добры молодцы! Спасибо, красны девицы!

Хозяйка. Посмотрите, ребята, какие красивые глиняные игрушки! Их сделали талантливые русские мастера. Что на них нарисовано?

Дети. Кружочки, клеточки, полосочки.

Хозяйка. Откуда эти игрушки? Где их делали?

 

Дети отвечают. Это Дымковские игрушки, делали их в селе Дымка.

Хозяйка. Хозяин дома делал игрушку, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками.

 А о какой игрушке эта загадка?

 

Ростом разные подружки,

Но, похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

Хозяйка. Раньше игрушек было мало, поэтому люди делали их своими руками из дерева, соломы и ткани.

Вот эти забавные игрушки из дерева  (показывает), «богородские». Их делали и продолжают делать в селе Богородское.

А вот – кукла, она из соломы. А вот еще одна кукла – тряпичная.

Девочки очень любили с ними играть.

Хозяйка. Вот и закончилось наше знакомство с русской избой. Но мы не прощаемся с вами. Заходите ко мне и узнаете еще много интересного.



Предварительный просмотр:

НОД по теме «Содержание работы с детьми по образовательной области

Познание: ФЦКМ»

(старший дошкольный возраст)

«Чаепитие  в  Мытищах»

        Цель:

       •  Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

  1. Обогащать и систематизировать знания, полученные ранее о родном городе.
  2. Познакомить с традицией чаепития в Мытищах и его атрибутами.
  3. Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям

   своего края.

  1. Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края,  к

   окружающему миру.

       • Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о

          ближайшем предметном окружении.

       • Приучать детей слушать стихотворения, загадки.

       • Развивать творческие способности детей в играх.

       • Способствовать развитию любознательности.

       • Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со

         сверстниками во всех видах деятельности.

       • Воспитывать у ребят уважительное отношение в общении с близкими и

         сверстниками.

  1. Формировать интерес к здоровому образу жизни.

Словарь:

  1. Пополнить словарный запас детей словами: мыт, волок, мытная изба, родниковая водица, утолить жажду, водопровод, Троицкий тракт, Троице-Сергиева лавра, самовар, чаепитие, чаек, чаинка.

        Виды детской деятельности:

      ⦁ игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская,   восприятие  художественной  литературы,  двигательная.

Материалы и оборудование:

  1. Картина В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», детская работа «Чаепитие в Мытищах», фотографии старинных самоваров, Жостовский поднос, дидактическая игра «Узнай и собери».

Предварительная работа:

⦁знакомство с историей возникновения г. Мытищи и традицией Мытищинского чаепития; чай – его история и культура чаепития; знакомство с историей возникновения самовара и его  назначением; знакомство с разнообразными видами Жостовских подносов; рисование декоративных элементов, изображенных на подносах; знакомство с литературой по теме; разучивание игр.

Содержание образовательной деятельности детей

I.  Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас ждут занимательные игры, мы узнаем много интересного. Но, чтобы все удалось, нам нужно выполнить несколько правил: соблюдать тишину, внимательно слушать и не перебивать друг друга.

1. Беседа о г. Мытищи

Стихотворение – загадка о городе Мытищи.

- Ребята, помогите мне отгадать загадку.

Что за город есть на свете?

Лучший город на планете.

Средь садов растут дома,

Золотятся купола.

Родниковая водица

Так и бьется из землицы.

Ожерелье из озер,

Из цветов живой ковер.

Там такая красотища,

А зовется он –  ...Мытищи.

- Да. Это наш любимый город.

- Мытищи – это большой современный  город, с многоэтажными домами,  ухоженными улицами, в нем много удивительных мест.

         - А какие интересные места в нашем городе вы знаете?

Ответы детей: Ледовый дворец, автостанция, парк, театры, памятники знаменитым людям, детские сады, школы.

- Это наш город сегодня.

2. Беседа о прошлом г. Мытищи

    Курсивом в тексте  выделены вопросы для детей.

- Но у  города Мытищи  древняя история. Здесь когда-то  протекала полноводная река (какая?) Яуза. По ней проходил торговый водный путь из Москвы. Но часть пути приходилось преодолевать по суше. Корабли  перетаскивали (как?) волоком. На таком волоке и возникло селение Мытищи. В начале волокового пути стояла мытная изба, здесь за провоз товаров брали пошлину  (как она называлась?) «мыт». От этого слова и пошло название нашего города (какое?) Мытищи. Издавна славилась чистая, вкусная родниковая мытищинская вода. Давно царица Екатерина II в районе Мытищ,  утолила жажду в одном из многих родников. Вода ей показалась очень вкусной. И она издала указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы.

- Для чего нужна вода человеку?

Ответы детей.

- Вы правильно ответили. Человек  не может жить без воды.  Мы с вами почти полностью состоим из воды. Нам  нужна вода и для того, чтобы ее пить.

  1. А еще из нее можно заварить вкусный чай.

3.  Игра «Чайничек»

Чайничек

Пальцы вместе. Руки идут навстречу друг другу, описывая круг.

с крышечкой,

Ведущая ладонь рассекает воздух параллельно земле.

Крышечка с шишечкой,

Большой палец вверх, остальные сжаты.

Шишечка с дырочкой,

Большой палец вниз, остальные сжаты.

В дырочку пар идет.

Указательный палец описывает круги, рука идет вверх.

Пар идет

Указательный палец описывает круги, рука идет вниз.

В дырочку,

Большой палец вниз, остальные сжаты.

Дырочка в шишечке,

Большой палец вверх, остальные сжаты.

Шишечка в крышечке,

Ведущая ладонь рассекает воздух параллельно земле.

Крышечка в чайнике.

Пальцы вместе. Руки идут навстречу друг другу, описывая круг.

Наливаем ...

Одна рука собирает пальцы в чашечку, другая как будто наливает чай.

Друг друга угощаем ...

II. Новый материал

Дети сидят за столами

1. Демонстрация детской  работы «Чаепитие в Мытищах»

- Посмотрите, какую интересную работу выполнили ребята нашего детского сада.

- Что хотели нам рассказать дети?

Ответы детей.

- Да. Ребята собрались за чаепитием в детском саду, в Мытищах.  На столе самовар, угощение.

2. Картина В. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

- А вот другая картина.

- Что делают люди на этой картине?

Ответы детей.

- Происходит чаепитие в разное время, но в одном и том же месте – в Мытищах.

          - Эту картину написал русский художник В. Перов давно. И называется она  «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».

- Мытищи расположились на дороге, которую раньше называли Троицкий тракт. В те далекие времена со всей православной России шли в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье. Шли бедные и богатые, нищие и церковнослужители. Путь от Москвы до лавры был не близким. Поэтому многие останавливались в Мытищах на отдых.  

Были в селе и трактиры, и постоялые дворы. А летней порой гостеприимные мытищинцы выставляли на столы кипящие самовары прямо в тени лип и берез и зазывали прохожих на чаепитие. Вот такой эпизод из жизни села в те далекие дни отразил художник.

-  На этих картинах чаепитие проходит в разное время, но в одном и том же месте -  в Мытищах.

- Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из-за необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ.

III.   Знакомство с атрибутами чаепития

1. Беседа о самоваре и Жостовских подносах

- Итак, мы видим, что непременным участником чаепития был самовар.

  1. Какое интересное слово: самовар. Оно состоит их двух слов: «сам» и «варит», т.е. кипятит и нагревает воду.  Сейчас самовары электрические. А раньше топили самовар сосновыми шишками, в  него добавляли угли из печи, раздували самовар, нагревали и кипятили воду.
  2. Самый лучший в мире самовар изобрели в России.
  3. Посмотрите, какими разными были самовары.

Дети рассматривают фотографии старинных самоваров.

  1. Они были красивы, а еще и «музыкальны». Перед закипанием самовар начинал петь. И песня его, подобно песне сверчка за печкой, придавала особый уют чаепитию.
  2.  Но прежде, чем подать на стол его ставили на поднос. Это делали того, чтобы угли из поддувала и капли горячей воды из крана не попадали на стол. Особую славу приобрели подносы с яркими цветами жостовской росписи. Жостовские железные подносы, с неповторимыми цветами — символ России и наша гордость. Именно у нас в Мытищинском районе в деревне Жостово, такие подносы с давних пор расписывают умелые художники.

Демонстрация иллюстраций Жостовских подносов.

2. Игра  «Узнай и собери»

- А теперь мы поиграем.

- Будем собирать посуду для чаепития. Каждый возьмет по одной части. Из частей составляем предметы. На столе — предмет розового цвета, а на этом — черного.

 Подведение итогов игры.

  1. Что у нас получилось?

Ответы детей: самовар и поднос.

  1. В чем же мы завариваем вкусный, душистый чай?
  2. Верно. В заварочном чайнике.
  3. Но наши чайники разбились. Давайте их соберем.
  4. Задание выполняем в паре. Работайте вместе, дружно. И у вас все получится.

Дети, работая в парах на столах, собирают чайники.

IV. Традиция чаепития

 Дети проходят за столы

1. Беседа о чаепитие

- С появлением самовара родился добрый обычай – чаепитие. 

  1. От каких двух слов  оно образовано?

Чай и пить, т.е. питье приготовленного чая.

- Словарь: чай, чаек, чаевничать, чаинка, чайник, чайное, чайный, чайница.

- Вся семья собиралась за столом с кипящим самоваром. Считалось, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. А еще пели песни, рассказывали сказки, отгадывали загадки.

2. Загадки

- Отгадайте загадки.

  1. Сверху дыра, снизу дыра

В пузе блестящем клокочет вода,

А середине как будто пожар,

Дали названье ему - …самовар.  

  1. Цветом жёлт и ароматен.
    В чай кладут и чай приятен.
    Только очень кислый он.
    А зовут его …
    лимон.

  1. Круглые,  как солнышко

Тесто льют на донышко.

Так румяны и сытны

Наши русские … блины.

  1. Ножки четыре, а шляпок одна.

А поместилась большая семья.

Чай пить пришел –

Садишься за …стол.

  1. Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем

Разделю ребятам всем.

Заплатите рублик

И купите … бублик.

V. Заключительная часть

1.  Игра

  1. За чаем не только обсуждали новости, отгадывали загадки, но и играли.
  2. Давайте, и мы с вами поиграем в игру «Самовар».

Воспитатель объясняет детям правила игры.

  1. Обручи — это чайные домики. Идем вокруг домиков. На слова «Быстро место занимай» - встаем в домик. Кто остался, тот выбывает из игры.
  2. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Самовар, самовар,

Самовар гостей собрал.

Ты на чай не опоздай,

Быстро место занимай.

Кто остался — отдыхай,

За другими наблюдай.

Убирается один обруч. Игра повторяется снова, пока не останется один участник.

Кто остался – тот хозяин,

Угощай нас вкусным чаем.

И с медком, и с сахарком,

И с душистым крендельком.

Победитель получает угощение для всех ребят.

VI. Итоги занятия

  1. Ребята, вам понравилась наша встреча?
  2. Что запомнилось?
  3. Где проходило чаепитие?
  4. А трудности возникли?

После занятия дети отправляются в группу на чаепитие.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

 М.А. Васильевой,– М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  1. Методические рекомендации к программе «Воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ Князева О.Л., Маханева  М.Д. – СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Программа «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду/ Новицкая М.Ю. - М.: Линка-Пресс, 2003.

5. Аникин В.П. «Живая вода»: Вступительная статья / / Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. – М., 1987.

6. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. -  М.: Худож. лит. 1991.

7. Колисниченко Л.В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах. – М., АСТ, 2004.

8. Маслова Л.В., Стукалова Е.А., Самборенко Л.Ф. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: АПК и ППРО,2005.

9. Некрылова А.Ф. Круглый год (Русский земледельческий календарь).– М., 1991.

10. Похлебкин В.В. Чай, его история, свойства и употребление. – М., 2004.

11. Разина Т.М. Русское народное творчество. – М., 1970.

12. Русские пословицы и поговорки. – М., 1988.

13. Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. – М.: Современник, 1991.

14.Семенов В.М. Все о чае и чаепитии. Новейшая чайная энциклопедия. - М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи с использованием русских народных сказок " Путешествие в сказочную страну".

Цель:Развитие речи посредством устного народного творчества ( сказок)...

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредствам русского народного фольклора»

Индивидуальный план  по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредствам русского народного фольклора» на 2013-2017 гг...

Развитие культуры речи через использование русского народного фольклора

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени- ранний и дошкольный возраст. ...

Конспект занятия по развитию речи :" Путешествие по русскому народному фольклору"

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме:"Путешествие по русскому народному фольклору"...

Игры по развитию речи с использованием русских народных сказок

совершенствование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно,  умение располагать в правильной последовательности картинки...