Конспект занятия на тему: составление описательного рассказа на тему «Моя любимая игрушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Силина Светлана Юрьевна

Конспект описательного рассакза для старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: составление описательного рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Цели:  Учить детей, составляя самостоятельное описание, руководствоваться планом предложенным воспитателем, рассказывать подробно и интересно, избегая повторов. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Использовать схему при рассказе. Развивать память, слуховое внимание, упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным.  Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материалы и оборудование: игрушки, корзина, схема (для описания игрушки)

                                             Ход занятия

1 Организационный момент.

Воспитатель.- У одного бельгийского мальчика есть игрушечный медвежонок по имени Тедди. Этот мальчик считает, что лучшего медвежонка, чем его Тедди, нет на белом свете. Хотите знать почему? Читает стихотворение М. Карема «Тедди»:

Все медведи хуже Тэдди,            

И хоть ростом Тэдди мал,

Я ни разу медвежонка

Лучше Тэдди не встречал.

Если поздно я гуляю,

Мама мне кричит в окно:

«Поскорее возвращайся,

Тэдди ждет тебя давно!»

Я здоров – здоров и Тэдди,

Болен я - и он больной,

Провинился я случайно-

В угол он идет со мной.

А когда не разрешают

Мне со взрослыми сидеть,

То со мною спать уходит

Тэдди плюшевый медведь.

--Почему же нет для мальчика медвежонка лучше Тэдди? - спрашивает воспитатель. (Потому что Тэдди – лучший друг, он всегда рядом в трудную минуту: болеет вместе с мальчиком; ждет с прогулки, отправляется с ним спать.)

Видите, как интересно мальчик из далекой маленькой страны Бельгии рассказал вам о своей любимой игрушке - плюшевом медвежонке! Постарайтесь и вы рассказать о любимой игрушке так же интересно и подробно: что это за игрушка, как выглядит, почему именно она стала для вас любимой.

2.Игра «Принеси игрушку, которую назову»

Заранее необходимо расставить игрушки: под столом, в середине стола, на краю стола, за столом, перед столом. Игрушек может быть по две в каждом упомянутом месте.

Воспитатель. Ребята, вы видите игрушки, которые стоят в разных местах стола. Их нужно будет собрать в корзину. Послушайте, как мы будем играть. Я произношу имя ребенка, он находит игрушку, кладет в корзину, называя ее место, где она стояла. Например: « Кукла стояла под столом».

3. Рассматривание игрушек.

К корзине подходит ребенок, выбирает свою игрушку. Воспитатель предлагает: Давайте рассмотрим игрушку. Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек,  могут выступать схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цветовые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания.

Как она называется? Какая она? Что есть у машины? Что делает грузовая машина? Чем тебе нравится эта игрушка? Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его. Это …(грузовая машина). Она …..(большая, красивая, синего цвета). У машины есть…. (кузов, кабина, колеса). Грузовая машина перевозит ….(грузы). Она мне нравится потому, что….(в ней можно возить кубики, кирпичики). А теперь расскажи о своей любимой игрушке, которая сейчас находится дома. Надо рассказать о ней так, чтобы другие дети, которые не видели твою игрушку, поняли, как она выглядит, как с ней можно играть. Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитателем рассказыванию о других игрушках.

4.Игра «Слушай внимательно, убирай старательно».

Перед началом игры обсуждается правило «Каждой игрушке свое место».

Воспитатель. Ребята, у нас полная корзина игрушек. У всех игрушек есть свое место в нашей группе. Сейчас мы вспомним, где находится «домик» у каждой игрушки.



Предварительный просмотр:

Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи/Авт.-сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. — М: АРКТИ, 2003. — 24 с. (Библиотека практикующего логопеда)

Пособие может быть адресовано педагогам коррекционных и массовых групп дошкольных образовательных учреждений, педагогам и логопедам общеобразовательной школы, а также родителям (для работы с детьми в домашних условиях).

Занятие 1Тема: «Моя собственная игрушка» («Создай свою игрушку»)

Цель: развитие творческих способностей ребенка в предметной конструктивной и речевой деятельности.

Основные задачи:

1.      развитие воссоздающего и творческого воображения;

2.      формирование навыков творческого моделирования предметов на основе развития комбинаторных способностей (создание новых образов на основе исходного изображения и отдельных деталей);

3.      развитие пространственных представлений и навыков целенаправленного зрительного восприятия;

4.      формирование навыков связной описательной речи на основе обучения рассказыванию.

Задания, выполняемые детьми

Рассмотри внимательно эту игрушку (плюшевый мишка) и детали различных предметов на разрезных картинках (см. Альбом, с. 3).

Измени игрушку так, чтобы с ней было интереснее играть, используя эти детали (см. Приложение 1 с разрезными картинками).

Расскажи, как ребята будут играть с твоей игрушкой. Почему играть с ней интереснее, чем с обычным мишкой?

Посмотри на этого смешного лягушонка (Альбом, с. 3). Придумай, как ты изменишь игрушку, чтобы с ней было интереснее играть.

Ход занятия

Рассмотреть и вырезать «комплектующие» детали предметов для создания новой игрушки.

Рассмотреть игрушку (мишку, лягушонка).

Выполнить первичную комбинацию образов — наложение деталей без приклеивания.

Составление короткого рассказа-описания.

Еще раз изменить игрушку, используя другие детали, и описать словами свои действия.

В Альбоме (с помощью наклеивания тех или иных деталей) выполняется наиболее интересный и понравившийся ребенку вариант.

Повторное составление рассказа-описания получившейся игрушки. (Рассказ записывается ребенком или родителями под аппликацией.)

Вопросы-указания:

Скажи, что за игрушка у тебя получилась. Как ее зовут? Кто это?

— Чем твоя игрушка отличается от обычного мишки (лягушонка)? Что в ней особенного?

— Для чего игрушке надо было добавить выбранные тобою детали?

— Как с ней можно играть? В каких играх использовать?

Занятие 2 Тема: «Волшебные пятна»

Цели: развитие воссоздающего и творческого воображения и навыков связных высказываний описательного типа.

Основные задачи:

1.      развитие воссоздающего воображения, творческой фантазии ребенка на основе интеллектуальных действий: анализа и интерпретации аморфного, «непредметного»изображения (чернильных пятен);

2.      развитие навыков целенаправленного восприятия, наглядно-образной и словесно-логической памяти детей;

3.      формирование навыков связных речевых высказываний (отдельных высказываний и короткого текста описательной характеристики).

Ход занятия

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть чернильное пятно и ответить на вопрос, на что оно похоже.

Дается задание: «Дорисуй пятно так, чтобы вышла законченная предметная картинка».

Инструкции-задания: «Посмотри на это пятно. Подумай, на что оно похоже. Дорисуй пятно так, чтобы вышла интересная картинка» и т.п.

На занятии используются либо «стандартные» чернильные пятна из тестовой методики психологического обследования (Пятна Г. Роршаха), либо самодельные пятна: монохромные (черное, фиолетовое) или полихромное (но не более 3-х цветов, например: черный + желтый + красный; фиолетовый + зеленый + желтый) (см. Альбом, с. 7 ).

Пятна получают с помощью туши или акварели (на рифленой акварельной или плотной альбомной бумаге) путем складывания листа пополам или наложения одного листа на другой. Это можно сделать вместе с ребенком.

Когда ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) создает законченный образ, ему задают ряд вопросов, помогающих создать «поле вещей» вокруг исходного образа (образы предметов, связанных с исходным по ситуации, ассоциативным связям и др.) или целую сюжетную ситуацию. Примерные задания-инструкции: «Расскажи, что изображено на твоей картинке. Дорисуй ее так, чтобы все поняли, что именно здесь случилось...» и т.д.

По завершенной картинке ребенок с помощью педагога составляет рассказ, который записывается в Альбом под картинкой.

Примерные вопросы к картинке:

Что это такое? (Что здесь изображено? Кто здесь изображен?)

Что изображено (кто) рядом?

Что делает?.. (В случае «персонализации» одушевленного предмета.)

На что еще похожа эта картинка? И т.д.

Занятие 3 Тема: «Забавные линии»

Цели: развитие воссоздающего и творческого воображения, навыков комбинаторной деятельности; развитие навыков составления и адекватного использования речевых высказываний, сопровождающих и обеспечивающих предметно-практическую деятельность.

Основные задачи:

1.      развитие функций целенаправленного зрительного восприятия и памяти; формирование пространственных представлений и навыков пространственной ориентировки;

2.      формирование интеллектуальных действий воссоздающего воображения; развитие творческой фантазии;

3.      активизация и обогащение словарного запаса;

4.      совершенствование навыков составления речевой описательной характеристики.

Ход занятия

Ребенку предъявляют карточки с изображением причудливых линий различной конфигурации и предлагают внимательно их рассмотреть в течение нескольких минут (см. Альбом, с. 8).

Далее зачитывают короткий вводный текст к заданию, которое предстоит выполнить ребенку:

Жили-были необычные линии. Вот однажды собрались они вместе и стали танцевать. Веселились, танцевали, устали и упали на лист бумажный. Лежат, отдыхают и думают: «А на что мы стали похожи?» «Я похожа на зайку», — говорит одна. « А вот и нет! Ты на машину похожа», — говорят ей другие линии». А ты как думаешь?

Инструкция-задание: составь из этих забавных линий много разных предметов (картинок), т.е. ребенку предлагается придумать и нарисовать на основе данных «исходных» изображений (линий) различные предметы или целые предметные ситуации (образцы выполнения рис. см. на с.9 Альбома).

Педагог (родители) просит ребенка описать словами свои рисунки, составить по ним небольшой рассказ.

Примерные вопросы:

Что (кто) это?

Что есть у... (воспроизведенного объекта)?

Что он (она) делает? И т.п.

Занятие 4 Тема: «Чудо-остров Тру-ля-ля»

Цели: формирование творческого воображения, навыков комбинаторных интеллектуальных действий; развитие связной монологической речи.

Основные задачи:

1.      развитие творческих способностей при выполнении задания, связанного с решением интеллектуальных задач;

2.      активизация и развитие наглядно-образного мышления и памяти;

3.      формирование и совершенствование навыков составления связных развернутых высказываний.

Ход занятия

Ребенку зачитывают рассказ-историю об острове и обсуждают особенности животных, о которых идет речь в тексте.

Текст рассказа

Остров Тру-ля-ля — волшебный: на нем живут звери, которых нигде больше нет. Например, там живут Крококот и Куля {см. Альбом, с. 10). Правда, это звери необычные? Но кроме них на острове еще много разных удивительных зверей. А вот что это за звери, ты должен сказать сам.

Ребенку предлагают внимательно рассмотреть изображения диковинных зверей — Крококота и Кули и ответить наряд вопросов:

Что есть у этих зверей? (Какие части тела, как они расположены и т.д.)

Какой у них характер?

Где они живут на острове?

Что едят?

Подумай и ответь: правильно ли назвали этих зверей? Как их можно было бы назвать по-другому?

Творческое задание-инструкция: а теперь ты сам пофантазируй и попробуй придумать, какие еще животные могут жить на этом острове. Придумай зверя, которого нет в природе, и посели его на острове. Составь изображение необычного зверя из частей животных и деталей предметов, изображенных в альбоме (Приложение 2, с. 11). После этого ребенку предлагается составить фигуру (изображение) зверя и наклеить его в альбом или нарисовать зверя (в пустой рамке для рисунка, аппликации), а затем вместе со взрослым придумать ему имя.

Требованиям выполнению задания: ребенка побуждают к самостоятельному творческому выполнению задания; не принимается как правильный вариант воспроизведение («копирование») образов персонажей мультфильмов, детских книг, например: Шрека и Корпорации Монстров, Покемонов, Тяни-толкая, Мумитролля и т.п. Ребенку объясняют, что это не им придуманное животное.

Придумывание рассказа о Чудо-острове.

Рассказ составляется на основе ответов ребенка на вопросы взрослого:

Как зовут твоего зверя?

Придумай, где он живет? (В лесу, в поле, на дереве, в воде и т.д.)

Что ест твой зверь? (Чем он питается?)

С кем этот зверь дружит, а кого — боится?

Какой характер у этого зверя? (Он веселый или грустный; добрый или злой; смелый или трусливый; трудолюбивый или ленивый; любит играть с другими зверями или нет; помогает маленьким и слабым или нет; ко всем пристает и мешает работать и т.п. А может быть твой зверь, как этот удивительный Крококот, все время бывает разным, в зависимости от того, с какой стороны к нему подойти?)

Высказывание-монолог составляется на основе объединения ответов ребенка на отдельные вопросы в целый, законченный рассказ. (Возможен вариант первоначального его составления взрослым с последующим повторением текста ребенком.)

Занятие 5 Тема: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»

Цель: развитие воссоздающего воображения и навыков связной монологической речи.

Основные задачи:

1.      активизация жизненных впечатлений, наглядно-образной и вербальной памяти детей;

2.      развитие интеллектуальных операций анализа и синтеза, основанных на данных памяти, образах воссоздающего и творческого воображения;

3.      активизация и расширение словарного запаса;

4.      формирование навыков рассказывания с элементами творчества.

Ход занятия

Ребенку предлагают найти в Альбоме и рассмотреть изображения двух одинаковых теремов («в разрезе») и парные фигурки людей — «жильцов» каждого терема (Приложение 3, с.15).

Взрослый зачитывает короткий вводный текст к заданию, которое должен выполнить ребенок: «Вот два терема. В одном живут добрые и веселые люди, в другом — скучные и злые». ,

Задание: дорисуй изображения теремов и фигурки людей так, чтобы всем было понятно, кто где живет? Кто живет в первом , в «добром тереме», а кто — во втором, в «недобром»? Нарисуй, а затем помести их в нужный терем.

Ребенку предлагается вырезать «законченные» фигурки «жильцов» и разместить (наклеить) их в Альбоме (с. 13).

Составление рассказа о «добром» и «злом» доме.

Примерные вопросы:

Скажи, как называется этот домик?

Почему он так называется? Кто в нем живет?

Назови всех жильцов «доброго» терема. Как они выглядят?

Расскажи о добрых делах жильцов этого дома?

Как называется второй терем?

Почему он так называется? Какие люди в нем живут?

Как выглядят жильцы второго терема?

— В каком тереме ты хотел бы жить и почему? И т.п.

Занятие 6  Тема: «Смешные нелепицы»

Цели: развитие интеллектуальных действий зрительного гнозиса и праксиса; формирование творческого воображения и связной речи.

Основные задачи:

1.      развитие интеллектуальных функций зрительного восприятия, наглядно-образной и вербальной памяти;

2.      развитие способности к целенаправленному анализу отдельных предметов и целостной предметной ситуации;

3.      развитие творческой фантазии, способности к осуществлению комбинаторных функций;

4.      активизация и обогащение словарного запаса; развитие описательно-оценочной связной речи.

Ход занятия

Ребенку предлагают внимательно рассмотреть 1-ю картинку-нелепицу (Альбом, с. 17) и зачитывают короткий вводный текст:

«Жил-был Кот-Наоборот. Он очень любил рисовать. И не просто рисовал, но и придумывал забавные, смешные рисунки. Вот как-то раз стал кот рисовать и нарисовал вот такую картину...»

Инструкция-задание: посмотри внимательно и скажи, почему это очень смешная картинка. Что в этой картинке не так, как должно быть, что нарисовано неверно?

Почему так на самом деле не бывает? Подумай и исправь ошибки озорника-художника.

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «Как ты думаешь, почему у нашего маленького художника такое имя — «Кот-Наоборот»? Затем он помогает ребенку составить небольшой рассказ по картинке, обобщая ответы на вопросы и используя в качестве начала рассказа приведенный выше короткий текст.

Далее ребенку предлагают рассмотреть вторую картинку, сопровождая ее следующим комментарием: «Кот-Наоборот показал первый рисунок своим друзьям, им он очень понравился. Они весело смеялись и попросили кота нарисовать еще один. «Нарисуй наш двор», — попросили они. «Хорошо», — согласился кот и быстро нарисовал вот этот рисунок (Альбом, с. 17)».

Ребенок должен проанализировать и описать эту картинку-нелепицу так же, как первую, после чего ему дается дополнительное задание: дополнить картинку-нелепицу своими рисунками предметов «наоборот».

Вводный текст: «Кот рисовал-рисовал вторую картинку, да и бросил — позвали полакомиться вкусной сметаной. Закончи картинку, чтобы вышла смешная нелепица. Составь рассказ об этой забавной картинке».

Задание: придумать свою картинку-нелепицу и нарисовать ее в отведенном в Альбоме месте (с. 18). Для облегчения задания можно использовать следующую инструкцию: «Как-то весной Кот-Наоборот развел около дома огород. Озорник-огородник смешал все семена и рассаду и уродился у него на грядке дыноогурец... Придумай, какие еще необычные овощи и фрукты выросли у кота на огороде, и нарисуй их».

Составление ребенком рассказа по собственному рисунку.

Занятие 7  Тема: «Помоги мастеру сделать игрушку» (СНОСКА: Это занятие близко по содержанию первому. Его цель — не только закрепление и развитие творческих комбинаторных навыков, но и определение уровня обучаемости ребенка в процессе развивающих занятий, которые проводятся воспитателями или родителями. Данное занятие, в отличие от первого, предполагает более высокий уровень самостоятельности ребенка при выполнении творческого задания).

Цель: развитие творческих способностей ребенка в процессе предметной изобразительной и речевой деятельности.

Основные задачи:

1.      развитие воссоздающего и творческого воображения;

2.      формирование навыков творческого моделирования предметов на основе развития комбинаторных способностей (создание новых образов на основе исходного изображения и актуализация образов памяти);

3.      развитие пространственных представлений и целенаправленного зрительного восприятия;

4.      формирование навыков связной речи на основе обучения составлению рассказа-описания.

Ход занятия

Ребенку предлагают внимательно рассмотреть рисунки, изображающие рыбку и лошадку {см. Альбом, с. 19).

Задание на преобразование игрушки: измени игрушку так, как тебе нравится. Сделай так, чтобы с ней было интереснее играть. Для этого добавь к ней (дорисуй) свои детали. Раскрась игрушку цветными карандашами или фломастерами.

Составление рассказа-описания новой игрушки.

Примерные вопросы:

Как зовут твою игрушку?

Чем твоя игрушка отличается от обычной рыбки (лошадки)? Что в ней необычного?

Расскажи, где живет твоя рыбка (лошадка)? Что она ест (чем питается)? С кем дружит? В какие игры играет со своими друзьями? С кем рыбка (лошадка) не дружит? Кого боится?

— Подумай и скажи, как с ней можно играть. Расскажи, как другие ребята будут играть с твоей игрушкой? Почему играть с ней будет интереснее, чем с простой рыбкой (лошадкой)?

Посмотри на эту забавную лошадку. Подумай, что надо сделать, чтобы с ней было интереснее играть. Используй детали предметов, оставшиеся не использованными при конструировании мишки и лягушонка (см. занятие 1 — Альбом, с. 3).

Нарисуй свои детали, вырежи их и приклей к игрушке.

Составление рассказа-описания лошадки

Занятие 8 Тема: «Зайчик и козлик»

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с пропуском завершающего фрагмента серии)

Цели: развитие воссоздающего и творческого воображения; обучение составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих «ключевые» моменты сюжетного действия.

Основные задачи:

1.      развитие навыков анализа наглядно изображенного события, умения воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок;

2.      развитие фразовой речи, навыков составления распространенных ответов на вопросы, использования законченных распространенных предложений при составлении рассказа;

3.      развитие способности к творческой интерпретации наглядно воспринимаемой сюжетной ситуации;

4.      формирование и развитие связной речи в форме повествования и рассуждения.

Ход занятия (задания детям и родителям)

Внимательно, не спеша рассмотри картинки серии (Альбом, с. 20) и скажи, что на них изображено (определи последовательность развития событий).

Прочитайте детям текст — начало рассказа об изображенном на картинках:

«Как-то раз козлик пошел травку пощипать. Ходит по лугу, по сторонам смотрит. Вдруг видит: по дорожке через поле идет зайка, а на плече у него большая-пребольшая морковка. Захотелось козлику морковки отведать. Ну и подошел он...»

Определяется недостающий фрагмент-эпизод изображенного.

Ребенку предлагают придумать свою концовку.

Вопросы:

Что произошло потом?

Что случилось с козликом?

Далее ребенок выполняет свои рисунки как продолжение к серии картинок.

Придумать название к данной серии картинок.

Составить рассказ по всей серии картинок с включением предложенного начала рассказа и восстановленного отсутствующего звена.

Придумать новый рассказ, заменить персонажей серии (зайчика и козлика) другими.

В своем альбоме сделать рисунки к изображенным на картинках действиям, составить к ним короткий рассказ.

Занятие 9 Тема: «Корова и радуга»

Составление продолжения рассказа с опорой на сюжетные картинки. Обучение пересказу на материале сказки «Разноцветная корова»

Цели: развитие творческого и воссоздающего воображения, обучение составлению продолжения (окончания) рассказа по данному началу с опорой на серию ситуационных картинок, изображающих отдельные моменты сюжетного действия.

Основные задачи:

1.      развитие навыков анализа содержания текста и наглядно изображенного действия, умения воссоздавать и «развивать» сюжетную ситуацию на основе предложенной завязки действия;

2.      развитие способности к творческой интерпретации не законченного сюжета, составлению собственного рассказа на основе предложенного текстового и наглядного материала;

3.      формирование развернутой, грамматически правильной фразовой речи;

4.      формирование и развитие связной монологической речи в форме повествования и рассуждения.

Ход занятия (задания детям и родителям)

Взрослый читает ребенку вводную часть текста: «Жила-была корова по имени Зорька. Как-то раз пошла она на луг гулять, травку щипать. Хорошо на лугу летом: солнышко светит, цветы цветут, бабочки летают, а на синем небе радуга висит, концами своими в землю упирается. Ходит корова по лугу, травку щиплет, на цветы любуется. Сама не заметила, как подхватила с травы кончик радуги, начала жевать, да и съела всю радугу. Долго, до самого вечера, паслась корова на лугу, ела незабудки синие, клевер, клубнику луговую и одуванчики. Вечером пришла Зорька домой. Подоила хозяйка свою корову и ахнула. «Что же это с моей коровой случилось? В первом ведерке молоко голубое, во втором — желтое, в третьем — розовое и клубникой пахнет. А в четвертом...»

Ребенку предлагают рассмотреть ситуационные картинки к неоконченному рассказу (Альбом, с. 22) и ответить на вопросы по его содержанию:

О ком этот рассказ? Как звали корову?

Куда она однажды пошла?

Вспомни, как описан в рассказе летний луг. Что там было интересного?

Что случилось с коровой на лугу?

Что произошло вечером, когда корова пришла домой?

Инструкция-задание: придумай продолжение к сказке. Что было дальше? Какое еще молоко дала хозяйке корова? Какое молоко оказалось в других ведрах? Почему это произошло? Кого хозяйка угостила молоком из каждого ведра? Чем закончилась эта необычная история?

Взрослый просит ребенка придумать и нарисовать в Альбоме (в пустом квадрате) свой рисунок к составленному окончанию рассказа.

Ребенку предлагается рассказать всю историю от начала до конца (повторив текст начала рассказа, дополнив его своей концовкой) с опорой на картинный план текста (Альбом, с. 22).

Если ребенка заинтересовал данный сюжет, ему предлагают придумать собственную сказку по аналогии с данной.

Занятие 10 Тема: «Как цыплята солнышко вернули»

Обучение пересказу на материале сказки (по мотивам словацкой народной сказки)

Цели: развитие воссоздающего и творческого воображения; формирование у детей навыков составления связных высказываний на основе пересказа текста к собственным рисункам.

Основные задачи:

1.      формирование способности к самостоятельному связному пересказу достаточно большого по объему текста с предварительным отображением его содержания в рисунках-иллюстрациях;

2.      обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе анализа содержания и составления наглядного картинного плана;

3.      развитие и закрепление навыков построения отдельных (фразовых) высказываний;

4.      формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказа;

5.      активизация и обогащение словарного запаса.

Ход занятия

Прочитайте детям текст сказки (приводится в адаптированном варианте с учетом характера предлагаемого задания).

·         Жила-была в одной деревне курица с цыплятами. Славные были цыплята: шустрые, веселые и очень дружные. Любили они гулять на зеленом лугу рядом с домом, греться под лучами теплого, ласкового солнышка.

·         Однажды большая черная туча закрыла небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света. Решили они солнышко найти. Попрощались с мамой-курицей и отправились в путь.

·         Увидели цыплята сороку на дереве и спрашивают: «Сорока-сорока, не знаешь ли, где солнышко живет?» Сорока послала цыплят к зайцу. И сама полетела вместе с ними.

·         Заяц жил у ручья. Спросили цыплята у зайца, не знает ли он, где солнышко живет. «Пойдемте спросим у ежа», — сказал заяц. И сам поскакал вместе с ними.

·         Перешли они по мостику через ручей и встретили ежа. Спросили цыплята у ежа, как им солнышко найти.

·         Взял еж свою большую палку и пошел дорогу показывать. Подошли друзья к высокой горе, поднялись на самую вершину. Смотрят: над горой большое облако, а над облаком — серебристый месяц светит.

·         Забрались друзья на облако, уселись на нем поудобнее, и полетело облако прямо к месяцу. Спросили они у месяца, где солнышко живет.

·         Показал им месяц дорогу. Подлетели они к дому солнышка. А в доме темно, света нет. Спит, видно, солнышко и просыпаться не хочет. Тут все стали солнышко будить. Сорока затрещала, цыплята запищали, еж палкой застучал, а заяц лапками захлопал.

·         Проснулось солнышко, выглянуло и говорит: «Не могу я на небо взойти. Три дня меня туча прятала. Я теперь заблестеть не могу».

·         Стали тут друзья солнышко умывать: заяц стал воду носить, сорока — солнце водой поливать, еж — полотенцем его вытирать, а цыплята — соринки с солнышка смахивать.

·         Выглянуло солнышко на небо — чистое, яркое, протянуло к земле свои золотые лучи. И сразу стало тепло, светло и радостно. А цыплята вернулись к своей маме.

Текст прочитывают дважды, с выделением паузами и интонационно каждого из десяти фрагментов текста.

Вопросы по содержанию сказки:

Кто ходил в гости к солнышку?

Что любили делать цыплята? Где они гуляли?

Что однажды случилось?

Что решили сделать цыплята?

Кого встретили цыплята сначала?

Куда пошли цыплята после встречи с сорокой?

С кем еще встретились они по пути к солнышку?

Что путники увидели на горе? Куда полетело облако?

Как помог им месяц? К чьему дому приплыли друзья на облаке? Что они там увидели?

Как они помогали солнышку снова заблестеть?

Чем закончилась сказка?

Детям предлагают нарисовать к каждому фрагменту прослушанного текста иллюстрацию по предложенному образцу (см. Альбом, с. 23).

Примечание. Если у ребенка возникают затруднения, первые детали иллюстрации к данному фрагменту выполняются взрослым.

Используя составленный из рисунков картинный план текста, пересказать сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему составление описательного рассказа по картине И.Левитана "Золотая осень"

На занятии дети знакомятся  с творчеством И.Левитана,  учатся составлять описательный рассказ по картине И. Левитана" Золотая осень" К занятию прилагается презентация с портретом х...

Конспект занятия на тему: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятия  на тему: «Составление описательного рассказа  об игрушке»...

Конспект занятия на тему составление описательного рассказа по игрушке.

Как научить ребёнка описывать игрушку по плану? С помощью конспекта занятия можно и дома учить ребёнка описывать игрушки....