Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании культуры дошкольника
статья по развитию речи по теме

     Испокон  веков  добрая  книга является  для  человека кладезем  мудрости  и  воспитателем  души.                                                                                                                                                                                                                Пробубудить  у  детей  любовь  к  живому  чтению,  объяснить  им  важность  и  полезность  этого  делания  надо  начинать  с  самого  раннего  детства.                                                                                                              Знакомясь  со  стихами   дети  открывают  для  себя  мир  настоящей  русской  поэзии.  Возрождение  семейного  чтения  несомненно  служит                                                                                                                                 для  укрепления  уклада  жизни  молодой  семьи  и  делает  ребёнка  счастливым.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati.docx42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Роль библиотеки в духовно нравственном-нравственном воспитании культуры дошкольника.

Книга совершенствует содержание речи дошкольника, обогащает её форму.  Для  детей  создаются произведения  русской  и  зарубежной  классики,  детские  книги  современных  отечественных  и  иностранных  авторов.  Детская  литература  -  это  искусство.  Идейная  направленность  детской  книги  должна  отвечать  задачам  нравственного  воспитания.  Книга  призвана  в  конкретных  образах  раскрыть  перед  ребёнком  идеалы  справедливости,  добра,  честности,  мужества,  сострадания,  формирование  правильного отношения  к  людям,  к  самому  себе,  к  труду,  к  природе  и  так  далее.

Адресуясь  к  детям,  писатели  дают  им  систему  нравственных  ориентиров  в  сложном,  многообразном  мире.  Рассказывая  о  родной  стране,  о  её  людях,  воспитывают  гражданские  качества,  закладывают  основы  патриотизма.  Носителем  духовной культуры  народа  является  так  же  классическая  литература,  чтение  ребёнку  произведений  А.С.Пушкина,  Н.А.Некрасова,  Л.Н.Толстого,  А.П.Чехова  С.А.Есенина,  М.М.Пришвина  и  др.  русских  писателей – обязательное  условие  для  его  духовного  становления.   К.Д.Ушинский  подчёркивал,  что литература  с  которой  впервые  встречается  ребёнок,  должна  вводить  его  «в  мир  народной  мысли,  народного  чувства,  народной  жизни,  в  область  народного  духа»  Такой  литературой  прежде  всего  являются  произведения  устного  народного  творчества  во  всём  его  жанровом  многообразии:  потешки,  пестушки,  загадки,  пословицы,  прибаутки,  заклички  и  др.  Произведения  фольклора  незаметно  вводят  малыша  в  стихию  народного  слова,  раскрывают  его  богатство  и  красоту.  Фольклор  формирует  у  ребёнка  чувство  принадлежности  к  своему  народу,  его  культуре.  Произведения  русского  фольклора  дают  детям  уроки  на  всю  жизнь:  уроки  физической  и  нравственной  чистоплотности,  трудолюбия,  теплоты  в  отношениях,  взаимопомощи.  Это  позволит,  с  одной  стороны,  формировать  у  дошкольника  широту  читательских  интересов,  а  с  другой  избирательность,  индивидуальность  литературных  пристрастий.  Любовь  к  поэзии  отличительная  особенность  читателя – дошкольника.  К.И.Чуковский  считал  каждого  человека  в  возрасте  от  2  до  5  лет  поэтом:   никогда  в  другие  годы  ребёнок  так  не  привязан  к  поэзии,  так  не  требует  стихов  и  не  предпочитает  их  прозе.  К.И.Чуковский  отмечал  свойственную  этому  возрасту  готовность  малыша  пропрыгать,  проскакать,  легко  запомнить  и  прокричать  понравившиеся  ему  стихи.  Именно  стихами  предпочитали  писать  С.Я.Маршак,  А.Л.Борто  и  многие  другие  мастера  художественного  слова.  

Татьяна  Лвовна  Шишова  (православный  ведущий  психолог,  автор  множества  статей  и  книг  по  вопросам  психологии,  педагогике,  а  так  же  сказок  и  пьес  для  детей)  говорит – давайте  ребёнку  понять,  что  чтение  это  огромное  удовольствие,   с  которым  не  сравнятся  никакие  игры  и  игрушки.  Для  этого  конечно,  нужно  и  самим  дружить с  книгой.  Если  вы  хотите,  чтобы  ваш  ребёнок  подружился  с  книгой  на  долгие  годы,  как  можно  дольше  читайте  ему  вслух.  Обычно  же  происходит  прямо  противоположное:  когда  ребёнок  начинает  более  или  менее  бегло  читать,  его  норовят  поскорее  отправить  в  «свободное  плавание».  У  родителей  благодаря  этому,  появляется  больше  свободного  времени,  но  становление  ребёнка  как  читателя  идёт  гораздо  медленнее.  Читать  ему  трудно,  глаза  от  напряжения  устают,  усталость  провоцирует  скуку,  скучное  занятие  отвращает…  В  результате  неприязнь  к  чтению  может  закрепиться  на  всю  жизнь.  Когда  же  ребёнок  слушает  выразительное  чтение  и  одновременно  заглядывает  в  книгу,  он  параллельно  исподволь  учится  связывать  слова  с  возникающими  в  его  фантазии  образами.  Да  и  взрослый  может  по  ходу  дела  пояснить  значение  незнакомых  слов  и  отвечать  на  вопросы  ребёнка,  облегчая  ему  понимание  текста.  В  современном  мире  психика  детей  хаотизируется.  Резко  возросли  возбудимость,  расторможенность,  неуправляемость.  Отсюда  и  рост  асоциальных  поступков,  и  снижение  интеллектуального  уровня.  Стихи  же – это  мир  гармонии.  Подобно  спокойной  классической  музыке  стихи  действуют  на  детей  умиротворяющее,  оказывая  психотерапевтическое  воздействие.  

 Литература,  вводящая  человека  в  мир  православия,  написана  особым  языком,  он  чрезвычайно  богат.  Каждая  семья  сама  для  себя  определяет,  какого  рода  книги  читать  ребёнку.  Только  хочется  обратить  внимание  на  принцип  опережения:  читайте  то,  что немного  трудно.  Тогда  дети  будут  тянуться  вверх  и  не  бояться,  что  цель  недостижима.

 Конечно,  уважая  особенности  ребёнка,  можно  и  нужно  влиять  на  формирование  его  литературных  вкусов.  По чаще  интересуйтесь,  что  именно  читает  ваш  ребёнок,  высказывайте  своё  мнение  о  книге,  писателе.   Станьте   для  ребёнка  домашним  библиотекарем,  помогающим  ориентироваться  в  необъятном  книжном  мире.  Начинайте  читать  вместе,  а  там  глядишь,  ребёнок  увлечётся  и  дочитает  уже  сам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольника.

в данной статье представленна система работы с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в традициях русской народной культуры, целью которой является приобщение семьи к решению зад...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отража...

План по самообразованию воспитателя ДОУ на тему : "Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно-нравственном  воспитании дошкольников»Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка с са...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...