Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой
презентация к уроку по развитию речи на тему

Уляшева Наталья Викторовна

Материал содержит опыт работы - проект, смотр-конкурс книжных уголков в группах среди педагогов, детей и родителей. Также имеются рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
        В рамках направления работы МАДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой  был проведен смотр - конкурс «Книжкин дом»

Участники:  дети, педагоги, родители.

Цель конкурса:

1.Обогащение предметно - развивающей среды;

2.Создание нового  уголка книги как центра интеллектуального и художественно-творческого развития детей.

Задачи:

1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

3. Разработать практические материалы для  обеспечения  педагогического процесса.

4.Воспитывать бережное отношение к книге.

 Книга как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы педагога с детьми дошкольного возраста.

В процессе смотра-конкурса выявлено активное участие педагогов и  родителей  воспитанников.

Для пополнения книжных уголков воспитателями  были приобретены наглядно - дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей XIX-XX в.» и другие. Собрана папка с конспектами НОД по произведениям детским писателей в разных возрастных группах.

В книжном уголке проводились тематические выставки: «Ребятам о зверятах» по произв. Е.Чарушина, М. Пришвина; В.Бианки,  «По следам русских народных сказок»; собрали копилку выразительных средств языка «Волшебный сундучок» (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и крылатые выражения). Очень интересными являются выставки рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.  Так в нашей группе прошли выставки «По страницам сказок», «Мой любимый герой произведений К.И.Чуковского», по рассказам В.И. Бианки и др. С помощью родителей оформили в группе библиотеку, в которой находятся разные по жанру книги: сказки, рассказы, стихи и т.д.

Дети старшего возраста посетили  сельскую библиотеку.  

Для совершенствования интонационной выразительности речи в свободной деятельности, в НОД предлагали детям прослушать СD-диски с произведениями, соответствующие возрасту детей,  звуковые книги, которые  приносили дети с разрешения  родителей.

        Среди родителей мы провели анкетирование «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге», по результатам опроса были разработаны рекомендации  и памятки для них, например,  «Семья и книга»; «Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил книги?» «Как организовать домашнее чтение».

        Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому.

Родителями с детьми  были созданы книжки-малышки, составленные по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали сами. Семья Хрулевой Варвары по стихотворению «Шляпа» показали небольшую сценку, где участниками были бабушка, мама и Варя.

В заключение  смотра-конкурса «Книжкин дом» были подведены итоги  среди педагогов на  «Лучшее оформление книжных уголков». Также были отмечены родители - активные участники  проводимого конкурса.

        Результатом  проделанной работы стало решение всех поставленных  целей и задач:

1) Обогащение предметно - развивающей среды;

2) Повысилась  эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Дети любят книги, читают, рассматривают их, задают вопросы, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и могут самостоятельно поставить мини - спектакли.  

 

   

 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

● Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

●Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

●Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

●Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

●Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

●Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

●Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

●Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

●Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

●Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

●Воспитывайте бережное отношение к книге.

●Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе

Познакомить детей с писателем Олегом Ершовым и его сказками. Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схва...

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

Ознакомление детей с понятием «Семья» через игры и чтение художественной литературы

Мы, взрослые,  педагоги  и  родители,  должны  помочь  детям  понять  значимость семьи,  воспитывать  у  детей  любовь  и  уважени...

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей   с художестве...