Составление рассказа по сюжетной картине "Едем на автобусе"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Смирнова Наталья Юрьевна

Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монологической речи: пересказу и рассказу. Постепенно ребенка необходимо научить определять содержание рассказа и выбирать форму повествования, систематизировать материал и излагать его в нужной последовательности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи во II младшей группе

Задачи:

  1. уточнить представления детей о некоторых транспортных средствах: легковых и грузовых автомобилях, автобусах;
  2. активизировать в речи детей слова: «кабина, руль, колеса, шофер, салон, пассажир»;
  3. помочь детям понять содержание картины;
  4. воспитывать умение слушать и воспринимать рассказ воспитателя, составленный по картине;
  5. упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины;

Оборудование: иллюстрации с изображением автобуса, пылесоса, легковой и грузовой машины, стиральной машины; игрушка Мишка, Картина «Едем на автобусе», демонстрационная доска с магнитами.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Дети собираются около воспитателя, который сидит на маленьком стульчике.

- На чем сегодня Настя, ты приехала в детский сад? (на такси, автобусе)

- А ты, Женя?

- А ты, Ярослав? (на автобусе)

- А почему вы не пошли пешком в детский сад? (далеко идти)

- Какие вы знаете автомашины? А хотите, я покажу вам гараж, где много машин? Воспитатель вместе с детьми переходит к демонстрационной доске.

2. Игровая деятельность «Что лишнее?»

Предлагаю детям подойти к доске, на которой расположены картинки с изображением машин. Дети встают в свободном порядке на некотором расстоянии от доски. На доске расположен «гараж» из картинок, на которых изображены разные машины. В том числе и пылесос, стиральная машина,

- Какие машины здесь лишние, почему?

- Кто водит автомобили?

- Что делает шофер с автомобилем: перечислить? Воспитатель утрирует ответы детей: моет машину где? В ванне? Кормит – чем?

- Если машина не слушается: не едет, не заводится: он ее уговаривает, воспитывает? Как? (поощрять любые ответы детей).

- У всех машин что есть? (показываю на кабину)

- Повтори, Вадим, Настя.

- Кто сидит в кабине за рулем? (шофер)

- Повтори, Саша, Варя.

- У автомашины есть кузов, а еще что? (показываю на колеса)

- Повтори, Настя, Саша.

- Скажите, пожалуйста, какие машины в гараже лишние и почему?

- А можно ли перевозить пассажиров или груз на стиральной машинке, или швейной? Почему? (у них нет колес, кабины, руля). Это не транспорт.

- Пылесос лишний.

- Почему? Ведь у него есть колеса?

- Какие бывают автомашины? (дети перечисляют).

- Грузовые (показать машину с фургоном), такие машины привозят в детский сад продукты для вас. Что они еще могут перевозить? (песок, уголь, дрова…)

- А эта машина какая? Правильно, бывают легковые автомобили (показываю изображения на доске). Кого перевозят в легковых машинах? А на чем еще можно возить людей?

 - На автобусе. А где больше поместится пассажиров: в такси или в автобусе? Почему?

3. Рассказывание по картине «Едем на автобусе».

Дети проходят, садятся на стульчики (картина находится перед детьми обратной стороной к ним). (стук в дверь).

- Ой, посмотрите, кто к нам пришел? (Мишка)

Мишка здоровается с детьми. Дети отвечают на его приветствие.

- Ребята, мне Мишка сказал, что он ничего не знает про то, как можно играть со своими друзьями-зверятами в лесу. И он просит вас рассказать про игры детей в детском саду. Вы хотите ему помочь, рассказать про игры детей? (хотим).

- Хорошо. А можно, сначала я попробую рассказать?

- Я знаю детей, которым воспитатели в детском саду сделали красивый автобус. Автобус был, как настоящий. Хотите, я покажу вам его?

 Поворачиваю картину.

- Верно ли, что автобус, как настоящий?

- Какой он? Что у него есть? (кабина, кузов, окна, колеса).

- Кто ведет автобус? Где сидит шофер? (В кабине за рулем сидит шофер).

- Кто еще сидит в автобусе? Где сидят дети? Дети сидят в салоне. Так называется в автобусе место для людей, которых везет шофер. Эти люди называются «пассажиры».

- Повтори, Саша, кто сидит в салоне? Где сидят пассажиры?

- Девочки едут одни?

- Кого они взяли с собой? (зайку и кота)

- Почему автобус не едет?

- Кого ждет шофер? Что делает мальчик? Почему он бежит? Кого несет в руках мальчик?

- Как вы думаете, что кричат мальчику из окон пассажиры?

Предлагаю детям послушать, какой рассказ по картине я придумала.

«Взрослые сделали детям автобус. Автобус получился, как настоящий: впереди кабина с рулем, сзади салон с окнами. Вова – шофер, а девочки – пассажирки. Они взяли с собой зайца и кота. Сейчас автобус тронется. Мальчик опаздывает, он бежит изо всех сил. «Скорее, скорее!» - кричат девочки. – Уезжаем!»

Рассказ повторяю еще раз, дети помогают рассказывать.

Затем нескольким детям предлагается рассказать самостоятельно. При затруднениях остальные дети помогают.

- Ну, теперь, Мишка, ты узнал про то, как дети играют в детском саду и как могут играть животные в лесу? (Узнал! Узнал! Спасибо вам, ребята. Я сейчас побегу в лес и всем зверятам расскажу).

4. Итог занятия.

Кто сегодня к нам приходил в гости? Что вы делали для Мишки? Как вы помогли Мишке? Получилось у вас ему помочь? Почему?

 - Правильно, вы помогли Мишке, потому что вы уже большие, умеете сами хорошо рассказывать и объяснять.

- А хотите теперь тоже поиграть в автобус, как дети на картине? Давайте построим автобус из стульчиков, и поиграем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

Конспект занятия по развитию  связной речи в подготовительной к школе группе (ОБЖ)...

Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"

Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала.

Цели:Коррекционно-образовательные:—  обучать детей навыкам составления расска­за по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;—  учить выделять событийную основу и суще­ственн...

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»

Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...

План-конспект занятия с детьми старшей группы с ТНР Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность. Задачи: 1. Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием ...