«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»
методическая разработка по развитию речи на тему

Хайдарова Рева Мягзумовна

·        Развитие мелкой моторики рук;

·        Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;

·        Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

·        Формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи;

·        Развитие умения действовать по словесным инструкциям педагога;

·        Совершенствование движений рук;

·        Развитие психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание:

             

«Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли»».

 

  Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

  Как уже известно, что у детей с нарушением интеллекта к моменту поступления в наше дошкольное учреждение активная речь только начинает развиваться, появляются отдельные слова, иногда элементарная фраза. И даже умеющие разговаривать, почти не пользуются своей речью из-за дефектов в речи: они молча действуют с игрушками и крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым. Большинство детей с нарушением интеллекта имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях по изобразительной деятельности.                                                Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма.

Практика убеждает: в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребенка, значительное место отводится играм, особенно пальчиковым.

   Согласно наблюдениям доктора медицинских наук М.М. Кольцовой, дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

   Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех-четырех лет нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, “Сорока- белобока”, «Ладушки»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

Целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.

Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.д.

       Одно из важных направлений  работы педагогов нашего детского сада – это развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Практика убеждает, что хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения для мелкой моторики рук.

Основными задачами обучения являются:

  1. Развитие мелкой моторики рук;
  2. Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;
  3. Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  4. Формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи;
  5. Развитие умения действовать по словесным инструкциям педагога;
  6. Совершенствование движений рук;
  7. Развитие психических процессов.

     Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Сами собой  эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка.

       Особенно внимательными нужно быть к тонкой моторике, в том случае, если у ребенка недостаточно развита речь. Уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество  разнообразных бытовых и учебных действий.    

         В своей работе мы последовательно используем систему «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей начинаем с обучения приемам самомассажа.
    Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук. Проводить его нужно ежедневно 2-3 раза в день, т.к. самомассаж  оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Самомассаж  начинаем с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Для этого можно использовать различные предметы: грецкий орех, карандаш и др.

       После этого проводим растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки, затем таким же образом растираем другую руку.  Освоив приемы самомассажа,  приступаем к выполнению комплекса движений:

«Назовем пальчики» (указательный и средний пальцы одной руки вытянуты и прижаты друг к другу). Поочерёдное поглаживание указательным  и средним пальцами правой руки пальцев левой, 2-3 раза каждый пальчик, потом наоборот. По ходу выполнения знакомим детей с названиями пальцев: «Погреем ручки», «Погладь котенка», «Оденем колечко».

Все упражнения выполняются медленно. Следим за тем, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положения кисти и пальцев, правильно переключался с одного движения на другое, при необходимости помогаем ребёнку.

Затем приступаем к упражнениям, направленным  на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента  двигательного акта. Проводим такие упражнения: «Приветствие». «Пальчиковый бассейн».
                               

В коробку насыпаем фасоль (или можно другие крупы: гречку, рис,  горох). Помещаем туда несколько предметов различных по форме и величине, но знакомых детям. Предлагаем детям опускать кисти рук в бассейн, найти предметы, ощущать и узнать их.

«Чудесный мешочек». Детям нравится играть в «чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его.  Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаем ему вынуть вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет (мягкий, твердый и т.д.).В этих играх развиваются тактильные восприятия, связная речь.

Параллельно учим детей застёгиванию пуговиц, завязыванию и развязыванию узлов,   шнурованию. Для этого используем д/и: «Черепаха».

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры можно условно разделить на 3 группы: игра без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами.

Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук: поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого. «Разминка», «Моя семья», «Наш малыш», «За работу» и др.

 Затем можно предложить упражнения, состоящие из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами: «Домик-ежик- замок», «Кулак- ребро- ладонь» и др.

Детям очень нравится показывать на пальцах сказки. Например: «Курочка Ряба»

Педагог проговаривает текст и показывает движения, дети повторяют вместе с ним.

Жили-были дед

Обводят двумя руками сверху вниз воображаемую бороду.

И баба

Изображают, как завязывают под подбородком уголки платка.

И была у них курочка Ряба

Стучат указательным пальцем по столу (колену).

Снесла курочка яичко

упражнение "Колечки"

Подушечками больших пальцев прикасаются к подушечкам остальных пальцев.

Да не простое, а золотое.

Дед бил, бил - не разбил.

"Молоточки"

Ритмично с чередованием постукивают кулачком одной руки по ладони другой.

Баба била, била - не разбила.

"Молоточки"

Мышка бежала

"Волны"

Шевелят прямыми пальцами

без напряжения.

Хвостиком махнула

"Лучики" - напрягают выпрямленные пальцы.

- яичко упало и разбилось

Роняют расслабленные руки на колени.

Дед плачет

Закрывают лицо руками.

Баба плачет

Закрывают лицо руками.

А курочка кудахчет:

"Не плачь, дед, не плачь баба, я снесу вам яичко

"Колечки"

другое, не золотое, а простое.

3. Итог занятия.

- Вам понравилось показывать сказку?

- А как мы ее показывали? Пальчиками.

- Какие герои у нас побывали в гостях?

Наблюдения показывают, что у большинства  детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения не точные, темп даже самых легких упражнений замедленный; но ежедневные тренировки пальцев дают свои положительные результаты.

Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как  бы украшают упражнение, делая его для ребёнка более привлекательным. В качестве атрибутов используем шапочки- зверюшек.  Эти игры помогают детям развивать навыки управления движениями пальцев, способствуют развитию речи, т.к. дети, надевая шапочки – зверюшек, играют соответствующие роли, овладевая навыками общения в форме диалога.

Пальчиковые игры с предметами.

Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков.

Для выполнения этих упражнений каждому ребёнку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги и из   верхушек от старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу  рассказа (говорит педагог). 

«Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали, и сразу колпачки (шапочки) надевали (дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки). Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки (шапочки) (дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки, пальцы другой руки не помогают)».

Игры с прищепками: «Ветки для елочки», «Иголки для ежика», «Ножки для гусеницы» и др.

Различные настольно- дидактические игры: пирамидки, матрешки, мозаика, магнитные фигурки, «Геометрик», «Сложи из частей целый предмет» и др.          

Любые выполнения упражнений требуют от детей внимания, терпения. Для того чтобы выполнение упражнений стало увлекательной игрой для детей, можно использовать разнообразные приемы:

– Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (газетной, цветной и др.).

– Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
– Комкание платка. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и два платка руками.

А также используем в работе тренажеры (эспандеры, массажеры, мячи- ежики).

В работе по развитию м/м рук и координации движений кистей рук можно использовать игры, сделанные своими руками- игры с пробками. Эти игры построены по одному принципу- закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки. Но ведь просто так накручивать пробку неинтересно! И поэтому во время работы можно предложить выполнять некоторые задания. Эти игры можно использовать на занятиях по математике, обучению грамоте, в индивидуальной работе с ребенком, в свободное время.

Для игр необходимы разноцветные пробки от пластиковых бутылок и несколько панно с приклеенными на них горлышками от этих бутылок                                                                                  

– панно с 10 горлышками, приклеенными в 1 ряд (№1),

– панно с 9 горлышками, приклеенными в 3 ряда по 3 пробки (№2),

– панно в виде “9-этажного домика”, где на “крыше” приклеено одно горлышко, а на каждом “этаже” по два горлышка (№3),

– панно “Гусеница”, на котором приклеены 33 горлышка в виде цепочки или в несколько рядов (№4).

Для игр с панно № 1 необходимо заготовить 10 пробок с нанесенными на них цифрами от 1 до 10  и тогда можно осваивать прямой и обратный счет в пределах 10 .

Если еще приготовить пробки со знаками “+”, “-”, “=”, то можно решать математические примеры.  

 Имея пробки красного, синего и зеленого цвета, вы сможете выкладывать звуковые схемы слов.

Ну и, конечно же, если нанести на эти пробки буквы, то можно выкладывать целые слова.  

С панно № 2 можно предложить детям играть в логическое лото. Для этого кроме пробок нужно приготовить еще и карточки с заданиями.

Для панно “Домик” (№3) нужно запастись девятью большими пробками с цифрами от 2 до 10 и восемнадцатью маленькими пробками с цифрами от 1 до 9 (каждой по две), и тогда вы сможете осваивать состав числа от 2 до 10 .

Панно “Гусеница”(№4), на котором пробки можно расположить в виде цепочки, спирали или в несколько рядов, понадобится вам для изучения алфавита. Приготовьте 33 пробки двух цветов (в соответствии с количеством гласных и согласных букв в русском алфавите) и совмещайте пальчиковую гимнастику с освоением алфавита.

Постоянно занимаясь с детьми пальчиковой гимнастикой, мы убедились, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.

Данная система показывает, что целенаправленная работа по формированию активной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через тренировку пальцев рук (мелкая моторика) дает хорошие результаты.

Список используемых источников:

1.Логопедия: учебник. /Под ред.  Волковой Л.С.. – М.: 2008. – 703 с.

2 . Кольцова М.М.. Ребенок учится говорить. М.С. Рузина. Пальчиковый игротренинг.       Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

3. Миронова С.А.. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: 1991. – 205 с.

4. Пименова Е.П.. Пальчиковые игры. Ростов на Дону: Феникс, 2007.

5. Рузина М.С.. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.

6. Соковых С.В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. /С.В. Соковых.//Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-67.

7. Сайт Интернета http://www.logoped – sfera.ru.

8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

9. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через работу с тканью

В статье представлен опыт работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста элементарным умениям и навыкам работы с тканью и простейшими инструментами, необходимыми ...

"Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"

Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

Реализация инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через нормативные документы

В статье даются понятия ОВЗ(ограниченные возмаожности здоровья), инклюзивное образование. Дается детальный анализ реализации инклюзивного образования черезПриказ Министерства образования и науки Росси...

Мастер-класс для педагогов «Технологии, направленные на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая Программа  Мастер-класса направлена на формирование единой партнерской системы в вопросах речевого развития ребенка и его социализации в последующем, при взаимодействии ДОУ и семьи в во...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников с особыми возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) через авторские компьютерные игры"

laquo;…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показат...

Формирование саморегуляции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через личностный подход воспитания

Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста. Выдающийся совет...