Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста "Поможем бабушке Федоре".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Коваленко Ольга Александровна

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста "Поможем бабушке Федоре".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedora.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ АКТИВИЗИРУЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ

для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

 

Образовательные задачи

Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».

Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи

Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.

Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.

Формировать желание помочь Федоре, попавшей в беду.

Словарная работа: тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, стакан; мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить; круглая, маленькая, большая, красная, желтая, зеленая, синяя; тарелочка, кастрюлька, блюдечко, ложечка, вилочка, кружечка, самовар.

Форма проведения — игровая обучающая ситуация.

Материалы и оборудование: картинка-загадка стрелки, конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним, картинки с изображениями посуды, «дерево с посудой», макет шкафа для посуды, самовар на небольшом табурете-подставке с салфетками, плоскостное изображение тарелок с кашей, магазин-витрина с предметами посуды, набор красивой посуды от Федоры (сюрприз), костюм бабушки Федоры.

Ход ИОС

Дети стоят в кругу.

Педагог

Постарается Андрюша, Меня увидит Ксюша, Ушки слышат у Олежки, У Леры, Димы тоже, Костенька со мной играет, Даша знания закрепляет. Поднимите руки выше, Кто имен своих не слышал.

Дети, чьи имена не прозвучали в речевке, поднимают руки и по очереди называют свои имена, а также свои пожелания к будущей деятельности.

Педагог.

Запоминает наша голова Важные поступки и умные

слова.

Дети гладят себя по голове. Слушаем внимательно...

Подносят руки к ушам. Смотрим обязательно.

Подносят руки к глазам. Взрослых не перебиваем...

Грозят указательным пальцем. Знаний много получаем.

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Педагог. Ребята, хотите отправиться в путешествие?

Дети. Хотим!

Педагог. А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если назовете предметы, которые здесь у меня на картинке спрятались.

Дети рассматривают картинку- загадку с изображениями нескольких наложенных друг на друга предметов, например: кастрюля, чайник, чашка, блюдце.

Педагог. А как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети. Посуда.

Педагог. Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие?

Предположения детей.

Педагог. Мы сегодня отправимся с вами в удивительное путешествие пс стране, которой нет ни на одной карте. Это Страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры- приключения. (Обнимает детей, ласково пршоваривая) Я ребяток собираю, б путь-дорожку приглашаю. Не заблудиться нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые вы видите на полу Они укажут нам направление, куда путь держать. Будьте внимательны, не отставайте, но и не бегите вперед. В незнакомом месте лучше держаться всем вместе.

Дети с педагогом делают несколько шагов по направлению стрелок и останавливаются перед самоваром, который стоит на табурете.

Педагог

А на белой табуреточке, Да на вышитой салфеточке, Самовар стоит, Словно жар горит.

Ребята, а кто помнит загадку о самоваре?

Дети (построчно или хором). Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела. Пейте чай, вода вскипела!

Педагог. В таком нелегком путешествии нам придется много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать. Поможем ему: проговорим загадку сделаем зарядку и пойдем дальше.

Дети еще раз повторяют загадку, четко проговаривая каждое слово. Педагог предлагает продолжить путешествие. Дети идут по направлению стрелочек до «дерева», на ветках которого вместо плодов висит трушенная посуда.

 Педагог

Чудо-дерево растет, Чудо-чудо-чудное, Расчудесное! Не листочки на нем, Не цветочки на нем, А ложечки да чашки, Поварешки на нем!

Дети, а что еще вы видите на этом чудесном дереве?

Детям перечисляют предметы по- суды.

Педагог. Как вы назовете одним словом все эти предметы?

Дети. Посуда.

Педагог. Посмотрите внимательно на дерево, найдите предметы посуды маленького размера и назовите их ласково.

Все готовы, ребятишки? И девчонки, и мальчишки? Игру мы дружно начинаем, Посуду ласково называем.

Игра «Назови ласково»        

Дети выбирают любой предмет посуды и называют его ласково: тарелочка, ложечка, кастрю- лечка, блюдечко, вилочка, кружечка и т.д.

Педагог. Молодцы, ребятки! Быстро и дружно вы справились с моим заданием! А теперь на минутку закройте глазки и сосчитайте до пяти.

Пока дети считают, закрыв глаза, педагог развешивает на «дереве» шрушки: яблоко, морковь, волка, свинью, булочку. Потом предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, что нового появилось на дереве.

        Игра «Что лишнее?»        

Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор, например: «Яблоко лишнее, это фрукт. А все остальное — посуда».

Педагог. Продолжим наше путешествие.

Мы оказались нАесной полянке. Но что это? (Обращает внимание детей на разбросанные картинки с изображениями посуды, frpmu рассматривают их. Появляется Федора.)

Федора (поет).

Ой-ой-ой, ой-ой-ой! Вы в канаву упадете, Воротитеся домой! Вы утонете в болоте! Ой, вы бедные сиротки мои, Не ходите, погодите, Утюги и сковородки мои, Воротитеся домой!

Педагог. Дети, вы узнали, кто это?

Дети. Это бабушка Федора.

Федора. Здравствуйте, ребята! (Аети отвечают на приветствие.) Вы меня узнали?

Дети. Да.

Федора. Знаете, из какой сказки я пришла?

Дети, Из сказки «Федорино горе».

Педагог уточняет у детей, помнят ли они автора этой поучительной сказочной истории. При необходимости взрослый называет сам — Корней Иванович Чуковский.

Федора. Знаете, какое у меня горе?

Дети. Убежала посуда.

Федора. А почему вся посуда убежала от меня?

Дети. Не любила, била, запылила, закоптила, загубила.

Педагог. Ах ты несчастная Федора!

Федора (плачет). Что же мне теперь делать?

Педагог. Ребята, подскажите Федоре, как надо ухаживать за посудой.

Дети. Посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить.

Федора.

Ох, не буду, ох, не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить, и уважать.

Помогите мне, ребятки, поухаживать за ней!

Дети поднимают картинки.

Педагог.

Мы почистим тебя песочком, Окатим тебя кипяточком, Вытрем тебя полотенчиком. И ты будешь опять Словно солнышко сиять!

Детом имитируют мытье посуды.

Федора. Вот так чудеса! Я и не знала, что за посудой так нужно ухаживать. Помогите мне, ребята, вернуть посуду домой.

Дети вместе с педагогом «расставляют посуду в шкаф» — макет.

Педагог. Куда поставим чашку, блюдце, сахарницу, чайник?

Дети. На первую полочку.

Педагог. Тарелки?

Дети. На вторую полочку.

Педагог. А где будут храниться кастрюля, сковородки, чайник?

Дети. На третьей полочке.

Педагог. Молодцы, ребята, быстро навели порядок в шкафу! У каждого предмета, вещи должно быть в доме свое место, Федора.

Федора. Спасибо, ребята, за помощь. А теперь загадаю вам загадки:

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

Сделаны они из стекла, предназначены для чая, сока, молока. (Стаканы.)

На огне я стою, еду вкусную варю. (Кастрюля.)

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.)

Молодцы! Все загадки отгадали!

Педагог. Ребята, но чтобы посуде было хорошо у Федоры, давайте сядем и расскажем, что мы знаем о посуде. Садись, Федора, послушай.

На столах — картинки с изображениями посуды. Дети называют посуду, изображенную на картинках, рассказывают, из каких она частей состоит и для чего предназначена.

Федора (уточняет). Кружка нужна для того, чтобы из нее... (пить чай). Сковорода нужна для того, чтобы на ней... (жарить котлеты). Кастрюля нужна для того, чтобы в ней... (варить суп). Чайник нужен для того, чтобы в нем... (кипятить воду, заваривать чай).

Федора благодарит детей за подсказки и предлагает конверты с «разбитой посудой».

Игра «Разбитые чашки»        

Федора. Посмотрите, какие красивые чашки у меня на этих картинках, а в конвертах — такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.

Дети выполняют задание, Федора понарошку угощает их кашей.

Игра «Горячая каша»        

Федора. Посмотрите, какая каша в тарелках! Она горячая, над ней поднимается пар. Возьмите тарелочку с кашей так, чтобы пар был перед вашими губами. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на пар, вытянув губы трубочкой. Не раздувайте щек!

Тарелка должна находиться на расстоянии не более 10 см от губ ребенка; игру повторить 2—3 раза.

Федора. Ребята, одна часть посуды у меня разбилась, другая — в лесу заблудилась. Подскажите, а где можно купить посуду?

Ответы детей.

Педагог. Дети, давайте мы продолжим наше путешествие и возьмем Федору с собой. Познакомим ее с магазином.

Деоти идут по стрелочкам дальше. Подходят к «витрине».

Игра «Магазин посуды»        

Дети выступают в роли покупателей, а педагог — в роли продавца.

Педагог. Для того чтобы продавец понял, что вы хотите купить, нужно рассказать о любом предмете посуды, не называя его.

Федора. Можно, я первая куплю? Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что я хочу купить, дети?

Дети. Тарелку!

Педагог. Молодец, Федора! Ты правильно составила загадку И ребята молодцы — отгадали ее. И мне, продавцу было понятно, что ты хотела купить.

Педагог подает Федоре тарелку, она кладет ее в сумку. Аналогично составляют загадки все дети. Федора благодарит детей, прощается и уносит сумку с посудой «домой».

Педагог. Дорогие ребята, наше путешествие закончилось, и нам нужно отправляться домой. Вам понравилось путешествие? А что вам понравилось?

Ответы детей.

Педагог. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы молодцы, замечательно справились с заданиями, были внимательными, помогли Федоре, попавшей в беду, научили ее пользоваться посудой.

Возвращается Федора и еще раз благодарит детей за помощь.

Федора. Дети, я приготовила вам сюрприз (показывает набор красивой посуды). Что это?

Дети. Посуда.

Детом благодарят- Федору за сюрприз, прощаются и «возвращаются» в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста

конспект содержит разные виды работы по развитию речи детей...

Сценарий активизирующего общения для детей младшего дошкольного возраста

Сценарий активизирующего общения             для детей младшего дошкольного возраста    «Путешествие в страну сказок...

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

«Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы» по лексической теме: "Здравствуй, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Транспорт"

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста «Удивительная страна звуков. Путешествие с Карлсоном»

Задачи. Речевое развитие:-уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».-формировать правильное  произношение звуков.Социально-коммуникативное развитие:-развивать мышление, речев...