Консультация "Детям нужны сказки"
консультация по развитию речи (средняя группа) по теме

Ирина Михайловна Жук

Последнее десятилетие характеризуется противоречивым отношением к сказке. С одной стороны, считается, что сказка не отражает жизнь, так как дети должны быть в курсе современных событий, развития науки и техники, особенностей человеческих отношений. С другой стороны, наблюдается небывалый рост сказочной продукции в виде книг, пластинок, фильмов, а также активизации деятельности исследователей по изучению сказок.

А как к этому относятся дети? Они так же, как когда – то их бабушки и дедушки, с восторгом рассматриваются иллюстрации к сказкам, с замиранием сердца слушают небывалые истории, всем своим существом сопереживают их героям. Каковы же истоки привязанности детей к сказкам?

Л.С. Выгодский говорил, что литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций, удовлетворению духовных потребностей личности. Возможности «изживания эмоций описаны также знаменитым американским психологом и психиатром Б. Беттельхаймом. Он утверждает: «Детям нужны сказки» (так называется его монография), ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_nuzhny_skazki.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение№4

Консультация для воспитателей

на тему:

«Детям нужны сказки»

Цель: Представить воспитателям информацию, о вхождение ребёнка в сказочный мир.

Литература: Е.Б. Танникова журнал «ребёнок в детском саду»

№6 – 2007 г. Стр. 69

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Сказка»

Сентябрь 2008 г.

Последнее десятилетие характеризуется противоречивым отношением к сказке. С одной стороны, считается, что сказка не отражает жизнь, так как дети должны быть в курсе современных событий, развития науки и техники, особенностей человеческих отношений. С другой стороны, наблюдается небывалый рост сказочной продукции в виде книг, пластинок, фильмов, а также активизации деятельности исследователей по изучению сказок.

А как к этому относятся дети? Они так же, как когда – то их бабушки и дедушки, с восторгом рассматриваются иллюстрации к сказкам, с замиранием сердца слушают небывалые истории, всем своим существом сопереживают их героям. Каковы же истоки привязанности детей к сказкам?

Л.С. Выгодский говорил, что литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций, удовлетворению духовных потребностей личности. Возможности «изживания эмоций описаны также знаменитым американским психологом и психиатром Б. Беттельхаймом. Он утверждает: «Детям нужны сказки» (так называется его монография), ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Описание чудес, необычайных и не всегда понятных событий оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребёнка, заставляет задуматься: «Есть ли вокруг меня какие – то ещё добрые силы, кроме родителей? А сами родители являются ли Доброй силой? Что может произойти со мной?». И это не абстрактные, а очень важные для ребёнка вопросы – он думает о собственной защите в этом мире, о смысле жизни.

Сказки не только заставляет ребёнка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы.

Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки со всеми её деталями и подробностями, без изменения даже интонации при рассказывании. Они хотят услышать знакомые слова, испытать те же чувства, что и при первой встречи со сказкой. По мнению Б. Беттельхайма, такое стереотипное поведение даёт ребёнку уверенность, что и на этот раз всё кончится хорошо.

Герои сказок идентифицируются детьми в зависимости от их возраста и волнующих проблем. Например, четырёхлетняя девочка, слушая сказку братьев Гримм, идентифицирует себя с Гретель, победившей ведьму.    

Ребёнок легко входит в сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускается, что это могло бы происходить и в действительности.

Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща ещё одна потребность. Ребёнок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удаётся. В сказке же возможно выйти победителем из любых испытаний, например, перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и сразиться с драконом о трех головах. Мечты ребёнка осуществляются, а сказке, когда он слушает её или придумывает собственный вариант.

Таким образен, ребёнок как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполняемые в жизни.

Детское видение мира и психологическая специфика сказок родственны в своём тяготении к противоположностям, крайностям. В сказках противоборствуют чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и трусливые герои, великаны и калики. Сказочные образы в отличие от реальных человеческих характеров – полярны: один брат глуп – другой умён, одна сестра трудолюбива и прилежна – другая ленива и т. п. В восприятии и оценках детьми реальной жизни также преобладает полярность – белое и чёрное.  

В.А. Сухомлинский писал: «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю». Эстетическое воспитание детей на материале сказки – важная проблема. Её решение требует серьезной, продуманной работы, характер и содержание которой обусловливаются самим литературным произведением,  возрастом детей, уровнем их развития.

Умение выделить любимую сказку из числа  прочитанных (прослушанных) и её автора принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.

Основное содержание книги составляют вопросы разностороннего воспитания ребёнка, формирования его неповторимой индивидуальности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны сказки?

Консультация ля  родителей. Зачем детям нужны сказки?Многие века русские дети слушали народные сказки. Их рассказывали бабушки, мамы, а в дворянских семьях - няни. Сейчас родители и ба...

Папка-передвижка "Для чего нужны сказки"

Наглядное пособие для родителей...

Зачем детям нужны сказки.

7 причин для того чтобы узнать,зачем детям нужно читать сказки....

Аптека души или зачем нужны сказки

Роль сказки в воспитании детей раннего возраста...

Методическая разработка "Нужные сказки: "В городе".

Разразработка содержит 4 небольшие истории в стихотворной форме, которые знакомят детей с правилами и нормами поведения в обществе и воспитывают заботливое отношение к себе и к людям....

Викторина «Сказки разные нужны, сказки разные - важны»

Викторина разработана в виде презентации для детей средней группы.Цель: Закрепление знаний детей о сказках...