Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме:
    Конспект образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ "Заюшкина избушка"

    заякина татьяна прокопьевна

     С помощью методики ММЧ (моделирование маленькими человечками) дети знакомятся со строением вещества (лёд и вода), рассказывают сказку используя символическую аналогию (кружки разного цвета и размера), воспитатель с помощью приёмов синептики и эмпатии учит детей сочувствию и сопереживанию.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи

    с использованием технологии ТРИЗ

    Для детей средней группы

    Заюшкина избушка»

    Старший воспитатель Заякина Татьяна Прокопьевна.

    Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.

    Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки твёрдого вещества - крепко держащиеся за руки;  Человечки жидкого вещества -  с опущенными руками; Человечки газа -  бегущие.

    Цель: Продолжать знакомить детей со строением предметов и веществ по методу  ММЧ (ТРИЗ). Способствовать развитию монологической речи, интонационной выразительности, уметь мыслить логически, правильно оценивать поступки и объяснять их мотив; находить в отрицательных героях положительные черты характера, а в положительных героях отрицательные черты; развивать творческое мышление с помощью символической аналогии (ТРИЗ),   эмоциональную сферу детей,  воспитывать умение сочувствовать и сопереживать;

    Оборудование: карточки с изображением маленьких человечков (ММЧ), зеркала по количеству детей, модели героев сказок.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям вспомнить  сказку «Заюшкина избушка», выкладывая на фланелеграфе действие сказки с помощью моделей (хоровые  и индивидуальные ответы)

    Воспитатель: Дети, давайте вспомним  из чего была избушка у Лисы?

    Дети:  Изо  льда.

    Воспитатель: А почему избушка растаяла?

    Дети: Пришла весна, стало тепло, избушка растаяла.

    Воспитатель: Во что превратилась избушка?

    Дети: В воду, лужу

    Воспитатель: Лёд это твёрдое вещество? из каких человечков он состоит?  

    Дети: Из человечков крепко держащихся за руки.

    Воспитатель: Дети, вы же уже знаете, что я волшебница и сейчас я превращаю вас в человечков льда, бегите скорей ко мне и крепко возьмитесь за руки. Вы превратились в лёд,  а посмотрите,  выглянуло солнышко, стало очень тепло, лёд тает, ручки разжимаются и вы превращаетесь в маленьких человечков воды (дети расцепляют руки и убирают их за спину). Да, молодцы, вот так выглядят маленькие человечки воды, они не держатся за руки, а существуют каждый по себе.

    Воспитатель: Я слышу чей-то плач, кто это плачет? Почему?

    Дети: Это зайчик, его лиса выгнала из его  дома, потому, что её дом растаял.

    Воспитатель:  Зайчик огорчён (расстроен)?  Представьте, что вы зайчики и вас лиса выгнала из дома.  Покажите мне как вам грустно от этого (дети берут зеркала и с помощью мимики пытаются изобразить печаль).

    Воспитатель: Дети, а лисичка хорошо поступила или плохо?

    Дети: плохо

    Воспитатель: А как бы вы поступили на месте лисы?

    Дети: жили бы вместе, построили другую избушку и т.д.

    Воспитатель: А кто захотел помочь зайчику?

    Дети: Медведь и собаки

    Воспитатель: Как они гнали лису?  (дети эмитируют действия  сказки)  Смогли Медведь и собака помочь зайчику? (нет) Почему?

    Дети: они испугались

    Воспитатель: Как лиса их напугала (дети эмитируют действие сказки). А это хорошо или плохо, что медведь и собаки испугались и не смогли помочь зайчику?

    Дети: Плохо

    Воспитатель: Медведь и собаки  хорошие?

    Дети: Да, нет.

    Воспитатель: Кто помог зайчику?

    Дети: Петушок

    Воспитатель: Как он помог  

    (Дети повторяют слова сказки)

    Воспитатель: Он выгнал лису на улицу и она осталась без дома, это хорошо или плохо?

    Дети: хорошо, плохо

    Воспитатель: Дети, я слышу кто-то плачет.

    Входит плачущая лисичка.

    Воспитатель: почему ты плачешь, Лисичка?

    Лиса: У меня нет домика, мне негде жить.

    Воспитатель: Дети, как же помочь лисичке?

    Варианты ответов детей.

    Воспитатель: А теперь ребята давайте возьмём модели наших героев из сказки и разместим их следующим образом: вверху положительные герои, а внизу отрицательные, если такие есть в сказке.

    В конце занятии педагог предлагает детям помочь лисичке и построить ей дом из деревянного конструктора.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий для детского сада (ДОУ)

    методическая разработка проека "Заюшкина избушка"

    Проект расчитан на 1 неделю и охватывает все направления развития....

    Тема: Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка»

    Программное содержание:Учить детей инсценировать русскую народную  сказку «Заюшкина избушка»; учить входить в ...

    Театрализованное представление "Заюшкина избушка". Интегрированное занятие для средней группы

    Интегрированное занятие для средней группы. Работа по русской народной сказке...

    «Слушаем сказку!» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»

      Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»; учить детей внимательно слушать сказк...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в подготовительной группе.

    Здесь вы найдёте конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в подготовительной группе...

    Конспект Н.О.Д. в средней группе по реализации О.О.«Художественно-эстетическое развитие»с использованием ТРИЗ-технологии ТЕМА: "На весенней полянке"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «По...

    Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Заюшкина избушка"

    Мною представлен конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Заюшкина избушка".Цель данного занятия - пр...

    Занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

      Я разработала цикл занятий по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ  для старшего и подготовите...