Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме:
    Конспект образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ "Заюшкина избушка"

    заякина татьяна прокопьевна

     С помощью методики ММЧ (моделирование маленькими человечками) дети знакомятся со строением вещества (лёд и вода), рассказывают сказку используя символическую аналогию (кружки разного цвета и размера), воспитатель с помощью приёмов синептики и эмпатии учит детей сочувствию и сопереживанию.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи

    с использованием технологии ТРИЗ

    Для детей средней группы

    Заюшкина избушка»

    Старший воспитатель Заякина Татьяна Прокопьевна.

    Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.

    Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки твёрдого вещества - крепко держащиеся за руки;  Человечки жидкого вещества -  с опущенными руками; Человечки газа -  бегущие.

    Цель: Продолжать знакомить детей со строением предметов и веществ по методу  ММЧ (ТРИЗ). Способствовать развитию монологической речи, интонационной выразительности, уметь мыслить логически, правильно оценивать поступки и объяснять их мотив; находить в отрицательных героях положительные черты характера, а в положительных героях отрицательные черты; развивать творческое мышление с помощью символической аналогии (ТРИЗ),   эмоциональную сферу детей,  воспитывать умение сочувствовать и сопереживать;

    Оборудование: карточки с изображением маленьких человечков (ММЧ), зеркала по количеству детей, модели героев сказок.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям вспомнить  сказку «Заюшкина избушка», выкладывая на фланелеграфе действие сказки с помощью моделей (хоровые  и индивидуальные ответы)

    Воспитатель: Дети, давайте вспомним  из чего была избушка у Лисы?

    Дети:  Изо  льда.

    Воспитатель: А почему избушка растаяла?

    Дети: Пришла весна, стало тепло, избушка растаяла.

    Воспитатель: Во что превратилась избушка?

    Дети: В воду, лужу

    Воспитатель: Лёд это твёрдое вещество? из каких человечков он состоит?  

    Дети: Из человечков крепко держащихся за руки.

    Воспитатель: Дети, вы же уже знаете, что я волшебница и сейчас я превращаю вас в человечков льда, бегите скорей ко мне и крепко возьмитесь за руки. Вы превратились в лёд,  а посмотрите,  выглянуло солнышко, стало очень тепло, лёд тает, ручки разжимаются и вы превращаетесь в маленьких человечков воды (дети расцепляют руки и убирают их за спину). Да, молодцы, вот так выглядят маленькие человечки воды, они не держатся за руки, а существуют каждый по себе.

    Воспитатель: Я слышу чей-то плач, кто это плачет? Почему?

    Дети: Это зайчик, его лиса выгнала из его  дома, потому, что её дом растаял.

    Воспитатель:  Зайчик огорчён (расстроен)?  Представьте, что вы зайчики и вас лиса выгнала из дома.  Покажите мне как вам грустно от этого (дети берут зеркала и с помощью мимики пытаются изобразить печаль).

    Воспитатель: Дети, а лисичка хорошо поступила или плохо?

    Дети: плохо

    Воспитатель: А как бы вы поступили на месте лисы?

    Дети: жили бы вместе, построили другую избушку и т.д.

    Воспитатель: А кто захотел помочь зайчику?

    Дети: Медведь и собаки

    Воспитатель: Как они гнали лису?  (дети эмитируют действия  сказки)  Смогли Медведь и собака помочь зайчику? (нет) Почему?

    Дети: они испугались

    Воспитатель: Как лиса их напугала (дети эмитируют действие сказки). А это хорошо или плохо, что медведь и собаки испугались и не смогли помочь зайчику?

    Дети: Плохо

    Воспитатель: Медведь и собаки  хорошие?

    Дети: Да, нет.

    Воспитатель: Кто помог зайчику?

    Дети: Петушок

    Воспитатель: Как он помог  

    (Дети повторяют слова сказки)

    Воспитатель: Он выгнал лису на улицу и она осталась без дома, это хорошо или плохо?

    Дети: хорошо, плохо

    Воспитатель: Дети, я слышу кто-то плачет.

    Входит плачущая лисичка.

    Воспитатель: почему ты плачешь, Лисичка?

    Лиса: У меня нет домика, мне негде жить.

    Воспитатель: Дети, как же помочь лисичке?

    Варианты ответов детей.

    Воспитатель: А теперь ребята давайте возьмём модели наших героев из сказки и разместим их следующим образом: вверху положительные герои, а внизу отрицательные, если такие есть в сказке.

    В конце занятии педагог предлагает детям помочь лисичке и построить ей дом из деревянного конструктора.