Влияние пальчиковой гимнастики на умственное (речевое) развитие ребёнка.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Лыгина Людмила Александровна

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи у детей раннего возраста. Примеры самых простых упражнений. Рекомендации по проведению занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Влияние пальчиковой гимнастики на

                        умственное (речевое) развитие ребёнка.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

Ещё во втором веке до н.э. в Китае было известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка. Среднего пальца - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим эффектом. Регулярные упражнения с шарами, сжатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев -  с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и многие другие.

Многие родители не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие.

Исследование наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре головного мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста. Помогайте ребёнку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями: правильно держать ложку, чашку, карандаш, умываться и т.п.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самые простые упражнения – это изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

«Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой - опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

«Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Коза». Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Коза бодается.

«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.

«Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

Таким образом, доказано, что движение пальцев и кистей рук  имеет огромное стимулирующее воздействие на речевые функции и здоровье ребёнка.

В нашей работе используем основной принцип дидактики: от простого - к сложному. Подборка занятий варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сопровождаются показом и чётким произнесением текста по 2-3 раза в день. После каждого упражнения расслабляющий момент.

В нашей группе сделано много пособий для пальчиковой гимнастики. Радуемся, когда они вызывают у детей восторг и хорошее настроение. Чем интереснее занятие, тем качественнее происходит развитие ребёнка.

Для родителей выставляем ширмы с подробным описанием выше изложенного, показываем названия и методику пальчиковых игр на каждый месяц со стихами и рисунками. Проводим индивидуальные консультации, рекомендации и этим улучшаем умственное (речевое) развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие...

Консультация для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев пр...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев,"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - п...

«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение  не только с самих  рук, но и с губ, снимают умственну...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное (речевое) развитие ребёнка.

Ещё во втором веке до н.э. в Китае было известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддержив...

"ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА"

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», "Рука – это инструмент всех инструментов"...