Картотека словесных игр и упражнений.
картотека по развитию речи по теме

Соколова Ирина Владимировна

Картотека словесных игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

Тема: словесные игры природоведческого характера

Продолжи  предложение:

Задачи: Выявить умение детей строить сложное предложение по предложенной схеме, чтобы не нарушился смысл предложения.

Описание:

  1. Скоро  прейдет зима – значит…
  2. Наступает Новый год, будет…
  3. Мы обрадовались когда…

Измени по образцу:

Задачи: определить уровень умения детей из имени существительного преобразовать в имя прилагательное, опираясь на алгоритм.

Описание:

Ночи в январе – январские ночи

В декабре- …

В ноябре-…

Лед – ледяной

Ночь – ночной

Снег  - снежный

Север – северный

Вставь пропущенное слово:

Задачи: определить уровень усвоенного материала о животных по признаку

Описание:

  1. На голове  у …. Растут красивые рога
  2. Полярная … ведет ночной образ жизни.

Скажи наоборот:

Задачи: выявить умения детей пользоваться словами и их антиподами. Расширение и владение словарем.

Описание:

  1. Злой -  добрый
  2. Север –
  3. Тонкий лед – лед толстый
  4. Быстрый –

Игры и упражнения

Тема: словесные игры – профессии.

Назови ласково:

Задачи: расширять словарный запас, учить преобразовывать слова, называя их ласково-уменьшительно.

Описание:

Гвоздь, лопата, сверло, молоток, гайка, доска, крышка.

Вставь пропущенное слово:

Задачи: учить подбирать соответствующее слово для образования предложения. Закрепить знания детей о словах означающих действия. Учить ставить вопрос – что делает?

Описание:

Маляр…кистью.

Хирург… операцию.

Продавец… еду.

Какое слово не подходит?

Задачи: учить анализировать значения слов, их использование, преобразовывать, группировать.

Описание:

Учит, учитель, учет, учительская.

Груз, грузить, трусить, грузчик.

Час, часть, часовщик, часовой.

Измени по образцу:

Задачи:

Учить пользоваться вместо перечисления ( еще один молоток и еще один молоток) ставить вопрос много чего? Менять окончания анализировать окончания в единственном и множественном числах.

Описание:

Молоток -  много молотков

Гвоздь –

Ножницы –

Ключ –

Нож –

Лопата –

Телега –

Гайка –

Топор –

Игры и упражнения

Тема: словесные игры по разделу: социальных отношений.

«Назови отчество» Мужчины, женщины:

Задачи:

Учить называть полное имя, образовывать отчество, выделять мужской и женский пол – присваивая окончания соответственно «ич» - мужской, «вна» - женский.

Описание:

  1. Александр – Александрович, Александровна
  2. Андрей
  3. Леонид
  4. Иван
  5. Степан
  6. Игорь
  7. Семен
  8. Паша
  9. Дмитрий

Кто лишний?

Задачи: Закрепить понятие – признак может группировать либо вычленять лишнее. Учить анализировать, развивать устойчивое внимание.

Описание:

Дедушка, папа, водитель, отец, Коля, Саша, Даша, Петя.

Иванов, Петров, Сидоров, мама, бабушка, брат, сестра.

Назови по образцу.

Задачи: Закрепить умение преобразовать слова в зависимости от единственного или множественного числа, анализировать различия и сходства в окончаниях.

Описание:

 Бабушка – бабушки

Сын – сыновья

Дочь – дочери

Дедушка – дедушки

Брат – братья

Сестра – сестры

Игры и упражнения

Тема: словесные игры по разделу: домашние животные.

Назови детенышей.

Задачи: Закрепить знание детей о домашних животных, о их детенышах. Развивать память.

Описание:

У гусыни -…

   утки - …..

  индюшки - ..

  собаки - …

лошади - …

свиньи -….

крольчихи - …

Назови «Маму» и «Папу»

Задачи: Учить сопоставлять по однокоренным словам (индюк - индюшонок), а так же расширять словарный запас (собака - щенок) развивать наблюдательность, память.

Описание:

Теленка, жеребенка, щенка, котенка, цыпленка, индюшонка, гусенка, утенка…

Кто чем питается?

Задачи: Расширить знания детей о домашних животных, учить анализировать – где живет, что растет, кто кормит или где находит пищу.

Описание:

Зерно? (лошадь, курица)

Сено?  Овощи? Мясо?

Ответь, кто может быть?

Задачи: Учить детей по признакам делать умозаключения, группировать животных по характеру, развивать наблюдательность, память.

Описание:

Бодливым, рогатым, упрямым, пушистым, гладким, свирепым, неуклюжим, прожорливым?

Что общего и чем отличаются?

Задачи: Учить определять признаки по внешнему виду, домашние – дикие, по величине, среде обитания.

Описание:

Собака – волк, корова – коза, курица – утки?

Игры и упражнения

Тема: словесные игры по разделу: животные разных стран.

Назови детенышей.

Задачи: Учить образовывать слова, с помощью суффиксов и окончаний, называть уменьшительные слова.

Описание:

Жирафа, черепахи, кенгуру, льва, верблюда.

Назови словечко.

Задачи: Учить использовать свои знания и одному признаку определять животного или зверя.

Описание:

Пятнистый, сумчатый, травоядный, земноводный, хищный.

Что лишнее?

Задачи: Учить анализировать, группировать по общему признаку (вид деятельности, месту обитания)

Описание:

Зебра, носорог, лось, крокодил?

Лазать, прыгать, бегать, рисовать?

Зебра. Жираф, крокодил?

Угадай по признаку.

Задачи: Закрепить знания детей о характерных внешних признаках обитателях Африки.

Описание:

У кого длинная шея, большой горб, панцирь, сумка, бивни.

Исправь ошибку.

Задачи: Учить согласовывать слова по признакам рода(муж., жен., сред.) Выявить умение ставить вопрос, находить в предложении главное слово.

Описание:

Злая крокодил, медленный черепаха, полосатое зебра, зеленые попугай.

Игры и упражнения

Тема: словесные игры по разделу: Мой организм.

«Умею – не умею»

Задачи: Активизирование внимания детей на свои умения и физические возможности организма, развитие  исследовательской деятельность.

Описание:

В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать и вернуть мяч ведущему.

Чьи глаза тебе помогут?

Задачи: Закрепление знаний детей об особенностях зрения живых организмов.

Описание:

Воспитатель предлагает каждому ребенку ситуацию, для решения которой он имеет право «использовать» глаза любого животного (пройди по темной пещере, посчитай бисер, достань со дна морского жемчужину и т.п.)

Угадай, кто позвал

Задачи: Тренировка органов слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Описание:

Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить по индивидуальным особенностям голоса, кто его позвал (или произнес слово «мяу»). В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Словесные игры и упражнения".

Игры для развития воображения, творчества, мыслительной деятельности....

Электронная презентация "Словесные игры и упражнения для закрепления лексических тем о животном и растительном мире"

Электронная презентация словесных и дидактических игр , направленных на закрепление словаря дошкольников по  лексическим тем о животномам и растительном мире....

Словесные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Подбор словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...

Картотека словесных игр и упражнений на тему: "Дикие животные"

Цель: формирование лексико- грамматических основ речи, звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Картотека словесных игр и упражнений .

Картотека словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста....