РАЗВИТИЕ РЕЧИ
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) по теме

Лихацкая Евгения Александровна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ Перспективное планирование по " Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой  в соответствии с ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАЦИЯ

Тема

Программное содержание

Литература

СЕНТЯБРЬ

1

« Наши игрушки»

Продолжать формировать умения рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия, составлять совместный с воспитателем рассказ об игрушках; закрепить правила обращения с игрушками; развивать внимание и память.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.40

2

 Рассказывание на тему стихотворения  Е. Трутневой        «Улетает лето»

Развивать коммуникативные навыки, устную речь, обогащать словарь на тему «Времена года», учить составлять короткий рассказ по стихотворению

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.49

3

 Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Умей обождать»

Развивать устную речь, обогащать устный запас; Учить осмысленно и эмоционально воспринимать  художественное произведение, усваивать его структуру и языковой материал; активизировать интерес  к перессказыванию.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.60

4

Рассматривание картины               И. Левитана «Золотая осень»

Учить различать характерные признаки осени; воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать устную речь.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.77

ОКТЯБРЬ

5

Рассматривание картины                И. Левитана «Березовая роща»

Развивать устную речь, обогащать словарный запас. учить детей выражать интерес, восхищение, радость при знакомстве с репродукцией картины И. Левитана «Березовая роща»

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.68

6

Составление рассказа из опыта по сюжетной. картине        «Семья»

Развивать речь умение сравнивать, анализировать, расширить знания по теме «Семья»,закрепить понятия о родственных отношениях в семье, помочь ребенку осознать себя свою причастность к близким, родным людям; воспитывать уважение к старшим.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.86

7

Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»

Учить детей выражать положительные эмоции (удивление, восхищение, радость), при прослушивании рассказа В.Чаплиной «Белка»; рассуждать и давать адекватные объяснения на поставленные вопросы, связанно и последовательно пересказывать текст.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.95

8

Составление рассказа из опыта « Много у бабушки с нами  хлопот»

Воспитывать любовь и уважение к бабушкам, учить детей добру, дружбе, уважать старших гордиться ими. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о членах своей семьи.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.103

9

Рассматривание и описание картины И.Шишкина            « Рожь»

Обогащать и активизировать словарь; обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.112

НОЯБРЬ

10

Ролевая игра «Овоши и фрукты в магазине»

Развивать воображение, наблюдательность.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.122

11

Составление рассказа – описания « Лиса»

Обогащать словарь; учить пересказывать сказку – связно, воспитывать интерес к чтению,  побуждать составлять описательный рассказ «Лиса».

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.131

12

Составление рассказа «Дары природы»

Учить составлять короткий рассказ на заданную тему с опорой на предметные картинки; поощрять попытки рассказывать как можно подробнее и интереснее.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.139

13

Рассказывание по картине «Ежи»

Формировать умение внимательно рассматривать  картину (с помощью вопросов воспитателя); рассуждать  о ее содержании; развивать умение составлять коллективный рассказ по картине. Воспитывать умение внимательно слушать товарища, не перебивать и не повторять сказанное им. Оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Комплексные занятия М.А. Васильевой,

ДЕКАБРЬ

14

Составление рассказа из опыта «Игры зимой»

Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта, обогащать речь существительными, обозначающими эмоции, чувства, переживания.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр. 149

15

З.К.Р. Звуки [з] , [ж].

Учить – различать на слух звуки [ж], [з]; - подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи; развивать слуховое внимание.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.157

16

ЗКР. Звуки [ш], [щ]. Рассказывание на тему «Деревья зимой»

Учить – различать на слух звуки [ш], [щ]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи; развивать слуховое внимание.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.164

17

Сравнительное описание лисы и зайца

Пересказывать рассказ по плану; обучать ведению диалога; учить выразительно пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя; обогащать словарный запас.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.173

ЯНВАРЬ

18

Поговорим с игрушкой

Продолжать учить составлять рассказ по набору игрушек, самостоятельно составляя выбор; закрепить умение пользоваться интонацией вопроса; Воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажу.

 Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр. 182

19

Пересказ рассказа Н. Калининой        « Про снежный колобок»

Учить целенаправленно овладевать материалом рассказа; излагать содержание близко к тексту, уметь употреблять  в пересказе местоимения и глаголы в форме первого лица; формировать навыки перевода косвенной речи в прямую.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.191

20

Составление рассказа по картине В.Н. Васнецова» Богатыри»

Учить составлять рассказ по картине, опираясь на план; включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики; формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли Русской; оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке, Микуле Селяниновиче; вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.199

ФЕВРАЛЬ

21

Рассматривание картины К.Ф. Юона « Русская зима». Составление рассказа «Зимние забавы»

Развивать речь, обучая составлению рассказов, познакомить с устным народным творчеством, через пословицы и поговорки о родине, родной земле. Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ; учить выражать положительные эмоции.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.212

22

Составление рассказа  по набору игрушек военной тематики.

Продолжать учить составлять рассказ по набору игрушек, самостоятельно осуществляя выбор; развивать умение высказывать свою точку зрения, обогащать словарный запас, развивать кругозор.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр. 234

23

Беседа по вопросам

Продолжать совершенствовать диалогическую речь; воспитывать уважение к Защитникам Отечества

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр. 244

24

Рассказ по картине И.И.Шишкина       « Зима»

Продолжать учить составлять рассказ по картине ; передавать в определенной последовательности ее содержание, с использованием своих наблюдений, развивать устную речь детей; воспитывать эстетические чувства.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.252

МАРТ

25

Заучивание стихотворения о маме

Продолжить совершенствование диалогической речи; учить активно участвовать в беседе; дать представление о значимости матери для каждого человека; познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.261

26

Составление рассказа из опыта «Здравствуй , мамочка моя! »

Воспитывать любовь к членам своей семьи; упражнять в построении предложений.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.270

27

Рассказывание из личного опыта       « Мой любимец».

Расширять познавательные интересы детей помочь каждому ребенку раскрыться привить любовь и ответственное отношение к «братьям нашим меньшим», к родной природе.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр. 223

28

Рассказывание по картине  « Лошадь с жеребенком»

Закрепить знания о домашних животных; использовать художественную литературу для ознакомления с названиями детенышей животных «щенок», «котенок», «жеребенок», «теленок»; воспитывать гуманное отношение к животным.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.282

АПРЕЛЬ

29

Пересказ рассказа Я. Тайца « Поезд»

Уметь понимать содержание рассказа, впервые прочитанного на занятии; учить пересказывать рассказ совместно с воспитателем; упражнять в подборе орудий труда для людей разных профессий; закрепить в речи названия профессий

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.292

30

Беседа о дне космонавтики

Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого человека – Ю.Гагарина; развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями; учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; развивать любознательность.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.328

31

Рассказ по картине А,К. Саврасова  «Грачи прилетели»

Учить внимательно рассматривать картину; отвечать на вопросы по содержанию; развивать эстетическое восприятие картины; воспитывать интерес к искусству, обогащать речь.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.304

32

Инсценировка отрывка р.н.с.        « Маша и медведь»

Учить распределять роли и самостоятельно строить свое поведение придерживаясь роли, игровое взаимодействие сопровождать эмоциональной речью .

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.318

33

Рассказывание из личного опыта «Как мы побывали на почте»

Учить составлять связный рассказ; подвести к образованию названий лиц по профессии; активизировать в речи названия профессий и действий; закрепить названия предметов, необходимых людям некоторых профессий.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.338

МАЙ

34

Пересказ украинской народной сказки «Колосок»

Познакомить с содержанием украинской народной сказки, развивать речь и обогащать словарный запас детей, осуществлять нравственно эстетическое воспитание, на примере поступков героев, прослушанного произведения. Учить пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацию, характер героев, свое отношение к персонажу.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.350

35

Составление рассказа из личного опыта       « Как трудятся мои родители»

Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта; учить строить сложные предложения; упражнять в образовании слов-названий профессий (учить  - учитель, варить - повар)

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.360

36

Рассказывание по картине по картине «Чья лодочка!

Учить рассказывать по картине небольшой сюжетный рассказ

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.371

37

Составление творческого рассказа о весне

Учить составлять рассказ, отвечать на вопросы выделять основные признаки весны. Побуждать рассказывать о своих впечатлениях; воспитывать эстетическое восприятие весенней природы.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, стр.381


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...