«Обучение рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ и РТВ »
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Обучение рассказыванию по картине с использованием приемов ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx47.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д \ с № 105

Проект «Обучение рассказыванию по картине   с использованием технологии ТРИЗ и РТВ »

с детьми подготовительной к школе группы

                                                                    подготовила:

                                                                      воспитатель Муравьева И.Ю.

Владимир – 2013

   Актуальность данного проекта заключается в том, что рассказ по картине – одно из сложных заданий для детей старшего дошкольного возраста.    Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен.   Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:

   Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

   Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине? Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

   Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая  технология развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

Проблема заключатся в поиске педагогических методов и приемов обучения рассказыванию   детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в создании картотеки игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной.

Метод организации работы с детьми отличается:

- оригинальнальностью;

- интегративностью;

- процессуальностью;

- здоровьесбережением;

- универсальностью.

Методы ТРИЗ и РТВ можно с успехом применять в любой образовательной области:

- развитие речи ;

- чтение художественной литературы;

- ИЗО – деятельность.

Описание проекта:

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта:  воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы.

Сроки выполнения проекта:

 Начало: сентябрь 2012 г. 

 Окончание: май 2013 г. 

Продолжительность: долгосрочный,  2012 -2013 учебный год. 

 Объект исследования - процесс формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста  посредством ТРИЗ И РТВ технологии.

     Предмет исследования - влияние ТРИЗ – педагогики на формирование связной речи старших дошкольников.

   Цель - выявить эффективность и целесообразность использования метод    ТРИЗ и  РТВ на занятиях  по развитию речи.

Задачи проекта:

Образовательные:

- «…научить детей творчеству так же, как и другим видам человеческой деятельности. Действительно, ведь творчество — это создание чего-то нового. Но если познать закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять — а значит, научиться «вычислять» новое, то есть изобретать» Г.С.Альтшулер. «Творчество— благодатная пора для выработки  речевых привычек и способностей» Н.Крупская.
-  обучение составлению описательных рассказов по картине по 1-му типу: "Текст реалистического характера".

- обучение  составлению рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине  по  2-му типу: "Текст фантастического характера"

Развивающие:

- способствовать развитию коммуникативных способностей ребенка;

- способствовать развитию творческих способностей ребенка;

- выработать стремление к изобретательности, к поиску новых решений;

- совершенствовать связную речь в ходе игр и творческих заданий.

Воспитательные:

         - воспитание творческой личности;

- воспитанием нравственного облика эстетических чувств детей;

-порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Предполагаемые результаты в отношении детей:

По 1-му типу: « Текст реалистического характера».

   Виды получаемых текстов (выделены условно):

- рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;

- описание картины как раскрытие темы;

- развернутое описание конкретного объекта.

По 2 – му типу: «Текст фантастического характера».  

   Виды получаемых текстов (выделены условно):

- рассказ как фантастическое преобразование содержания;

- фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени;

- рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой;

- сказки по мотивам содержания картины.

   Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

В отношении родителей:

- повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;

- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям.

Ребенок может:

- выделить объекты, изображенные на картине;

- установить взаимосвязь между объектами;

- характеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);

- представить об объекте в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после);

- описать местонахождение объектов на картине;

- представить себя на картине в качестве одного из объектов;

- составить творческий текст с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.

В отношении родителей:

- через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

-  через активное участие в предлагаемых формах работы.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь).
  2. Внедренческий (октябрь – май).
  3. Заключительный (апрель – май).

Организационно-подготовительный этап:

 

  1. Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
  2. Изучение методической литературы по теме: «Обучение рассказыванию по картине   с использованием технологии ТРИЗ и РТВ».
  3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
  4. Методика исследование связной речи  старших дошкольников, обработка данных.
  5. Разработка проекта по теме «Обучение рассказыванию по картине   с использованием технологии ТРИЗ и РТВ».
  6.  Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.

Одной из главных составляющих данного этапа является обследование детей. 

Задачей обследования является диагностика развития связной речи дошкольников. 

  Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между участниками общения.

    В педагогической практике целесообразно использовать учетно-проверочные занятия, на которых ставятся различные диагностические задачи (описать игрушку, рассказать по картине, написать письмо заболевшему Петрушке) с целью выяснения того, как дети усвоили программу обучения связной речи. По их ошибкам и затруднениям можно судить о степени развития умений связной речи и об эффективности методики обучения. В данном случае результаты выполнения контрольных заданий помогут воспитателю внести коррективы в содержание и методику обучения.

    Для более точной и глубокой характеристики уровня развития связной речи и выявления сдвигов, произошедших под влиянием обучения, можно воспользоваться методикой анализа и оценки детских текстов, разработанной в педагогических исследованиях. Так, высказывания описательного типа оцениваются по следующим критериям, предложенным Т.А.Ладыженской: общая структура текста (наличие частей); выделение микротем и их раскрытие (полное, частичное); последовательность микротем; виды внутритекстовой связи, самостоятельность и плавность речи. Аналогично оцениваются и повествовательные рассказы с учетом особенностей их структуры, логики развития сюжета. На основании этих критериев условно выделяют уровни развития связной речи и определяют характер индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения.

      Для изучения уровня развития связной монологической речи чаще используются, во-первых, задания на воспроизведение готового текста (методика «пересказа текста») и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картине или без наглядного материала.

   В первом случае детям предлагают прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:

 1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли;

 2) структурирование текста - умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

 3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

4)  грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;

5)  плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;

6)  самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

   Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно). 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок. 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.

    Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.

   При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество.    Безусловно, следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию и средствам изображения.

    Детям предлагают внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ.   Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.

Речь оценивается по следующим параметрам:

1)  целостность - единство темы;

2)  последовательность и структурное оформление;

3)  связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;

4)   развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

5)  самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

6)   плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

   Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе.   Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи детей [2, с.66].

   Для изучения навыков и умений диалогической речи чаще всего используются наблюдения за свободным общением детей. Обращается внимание на характер общения, на инициативность ребенка, его умения вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.

Внедренческий этап.

   Изучив детально методы и приемы ТРИЗ – педагогики, разработанная Генрихом Сауловичем  Альтшуллером и дополненные   Сидорчук Татьяна Александровна  и  Хоменко Николай Николаевич, которые разработали технологии развития связной речи дошкольников на материале ИЗО искусства, мы можем предложить следующие игры и творческие задания для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине.

Выполнение проекта: создание картотеки игр.

  1. Дидактическая игра «Подзорная труба».

   Цель: подготовить  словарный запас, составить тематический словарь.

   Методические рекомендации: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине.

   Правило игры: из альбомного листа делаем имитацию подзорной трубы, наводить глазок подзорной трубы на один объект и  называем его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

  1. Развивающая игра «Охота за подробностями».

   Цель: определение деталей одного объекта.

   Методические рекомендации: научить детей классифицировать объекты на картине по определенному признаку: рукотворности, природности, функциональность, присутствия определенного цвета, формы и д.р..Классификационная группа обозначается обобщающим словом, затем проводим моделирование выявленных объектов схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами.

   Правило игры: на доске или большом листке бумаги располагаем модели аналогично композиции картины.

  1. Дидактическая игра «Ищу друзей» или  «Ищу недругов».

   Цель: установление взаимосвязи между объектами на картине.

   Методические рекомендации: найти объекты на картине, которые  между собой связаны по взаимному расположению, или которые совершенно не связанны. Оценка взаимоотношений объектов на картине субъективна.

   Правило игры: воспитатель указывает на два объекта на картине и просит  объяснить, почему они дружат или не дружат.

 

  1. Развивающая игра « Кто -то теряет, кто –то находит, и что из этого выходит.»

   

  Цель: привести к кратким рассказам – рассуждениям, состоящим из трех предложений (1 – что с чем связано; 2- зачем, почему; 3- вывод).

   Методические рекомендации: объекты на картине связаны, важно доказать это. Последовательность объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которыми следует согласиться, поэтому воспитатель должен проявить терпимость.

      Правило игры: Воспитатель после установления взаимосвязей между объектами должен подвести итог в виде рассказа – рассуждения. Например:  "Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают". Или "На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь".

  1. Дидактическая игра «Веселые человечки».

   Цель: учить детей составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

   Методические рекомендации: дети должны описать объекты на картине, используя прием «Вхождения в картину». Словесная зарисовка на основе ощущений дает представление о температуре, влажности, материале, форме объекта и т.д.. Задача воспитателя активизировать в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.

Правило игры: В гости пришли веселые человечки: «Носастик», « Ушастик», «Языкастик», «Рукастик». Один любит все понюхать, другой послушать, третий попробовать, а четвертый потрогать. Они предлагают «попутешествовать» с ребятами по картине. Воспитатель призывает обратиться к помощи человечков и  «прислушаться повнимательней», «вдохнуть запах», «дотронуться рукой», «попробовать на вкус». Веселые человечки должены начать речевую зарисовку со слов «Я чувствую запах…», «я слышу..», «когда я трогаю руками…», а дети продолжают.

  1. Дидактическая игра «Машина времени».

   Цель: учить детей составлять рассказ- фантазию о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

   Методические рекомендации: дети должны составить рассказ – фантазию, развивая сюжет во времени. Для этого воспитатель использует прием перемещения во времени, определяя настоящее, прошлое, будущее, время года, части суток и т.д.. Объекты, выбранные на картине лучше описывать по группам (растительный, животный мир, живая, неживая природа, предметы созданные руками человека).

    Правило игра: для игра вам понадобиться фланелеграф или магнитная доска, схематично изображенный объект.

В-ль: Ребята, пристегните ремни, мы отправляемся в путешествие на машине времени. С собой вам необходимо взять друга с картине и посмотреть, что с вашим другом было в прошлом или будет в будущем , а когда вернетесь в настоящее, расскажете нам о вашем путешествии. Приготовились, закрыли глаза( играет космическая музыка), открыли глаза « мы в прошлом» .  Воспитатель предлагает подумать, кем и чем выбранный объект был в прошлом и т.д.. В рассказе следует употреблять фразы(было –будет, утро –вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –после того). Здесь воспитателю понадобиться классификационная группа.

Растительный мир

Изменяется в зависимости от времени года.

Животный мир

Изменяется в зависимости от времени суток.

Предметы, созданные руками человека

Изменяются с момента появление и вторичного использования.

 Придумать название рассказа.  

Воспитатель в процессе рассказа перемещает схематизированный объект стрелками в право влево показывать линию прошлого и будущего. Т.о. стимулируя ребенка продолжать рассказ.

  1. Дидактическая игра: «В кинотеатре 3D».

   Цель:  учить детей пространственной ориентировки на картине; активизировать словарный запас; учить детей составлять  рассказ – описание, используя слова, обозначающие пространственные ориентировки.              

   Методические рекомендации: воспитатель помогает детям перенести объект на картине из 2 –х мерного пространства в 3 – х мерное ( например: ковер).

Для  2- х мерного пространства дети работают со словами: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя часть картины; правый – левый, нижний – верхние углы картины.

Для 3- х мерного пространства вводим слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после.

    Правило игры: Сегодня мы с Вами отправляемся в кинотеатр 3D . Все ли, ребята, знают, что такое 3D кинотеатр. Вот и нам придется оживить объекты на картине и перенести их в трехмерное пространство (например: на ковер).

Итак, выбираем объект( схематично воспитатель может обозначить объект любым предметом: водоем – платок синего цвета. дом – конструктор, дерево – цветок, птицы - прищепки и т.д.), сначала  опишите его местонахождение на картине, затем ребенок ставит объект на ковер и описывает его местонахождение на ковре, используя слова, обозначающие ориентировку в пространстве.

 

  1. Развивающая игра «Шерлок Холмс».

    Цель: продолжить развивать у детей умение ориентироваться в пространстве;  закрепить в речи слова, обозначающие ориентировку в пространстве; продолжить развивать связную речь, составляя рассказ – описание.

   Методические рекомендации: воспитатель загадывает объект на картине, а дети  с помощью вопросов устанавливают его местонахождение, употребляя слова, обозначающие пространственную ориентировку.

Однако, вовремя поиска необходимо использовать прием отсечения, таким образом сужать поля поиска. Ориентирами сужения могут служить: мел, палочки, веревка.

Очень важно проводить занятие в быстром режиме, чтобы вызвать эффект соревнования у детей «Кто быстрее отгадает, где преступники спрятали клад?»  

   Правило игры: В гости к детям пришел известный сыщик Шерлок – Холмс, чтобы  ребята помогли ему отыскать злостных преступников и сокровища, которые они спрятали в одном из объектов на картине. Сыщик примерно знает, где они находятся, но может отвечать только «да» и «нет», поэтому поисками должны заняться ребята. В конце поиска объект с преступники найден на картине, и их нужно оживить и перенести на сцену (можно использовать маленький сюрпризный момент в виде клада).

Постепенно выстраивается композиционная модель картине на сцене.

  1. Сюжетно – ролевая игра «Мастерская душ».

   Цель:   обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний;  уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; учить детей  перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

   Методические рекомендации: воспитатель помогает детям с помощью  эмпатии  (вхождение в эмоциональное  состояние объекта)  составить связный творческий рассказа от первого лица, используя знания детей о разнообразных эмоциональных состояниях, настроениях и разнообразные средства интонационной выразительности речи ( темп, ритм, сила голоса и т.д.). С целью предания образу ребенка реальные черты, воспитатель может использовать маски, схематичные картинки, изображенного на картине объекта.

   Правила игры: Воспитатель загадывает объект на картине  и описывает его внешние признаки. Отгадавший ребенок получает картинку (маску) данного объекта и описывает свое эмоциональное состояние, настроение, характер, т.о. составляя связный творческий рассказ с использованием словосочетаний, средств интонационной выразительности речи.

  1.  Дидактическая игра «Волшебная палочка».

    Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

   Методические рекомендации: воспитатель учит детей составлять рассказы – фантазии, используя основные приемы фантазирования:

  "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);

"Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);

"Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики);

"Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта);

"Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств);

"Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

   Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.

   Для преобразования объектов на картине воспитателю понадобиться предмет, напоминающий волшебную палочку.

Примечание: волшебная палочка может один объект преобразовывать разными приемами фантазирования. Можно составить коллективный рассказ – фантазию, используя прием «волшебный клубочек»(поочередно каждый ребенок, как по цепочке повторяет сказанное, а затем добавляет, используя волшебную палочку что – то свое). В конце рассказа  - фантазии необходимо придумать название. Можно из придуманного рассказа – фантазии сыграть сценку, или зарисовать несколько сюжетов (кинолента).

   Правило игры: воспитатель достает из волшебного сундучка волшебную палочку, которая обладает свойством «преобразования».

   Воспитатель предлагает детям попробовать самим дотронуться до объекта на картине и увеличить его часть или:

 - уменьшить;

- поделить (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре);

- объединить ( меняется своими частями с другими объектами);

- оживить (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными);

- обездвижить  (лишить объект возможности перемещаться в пространстве);

- наделить объект неограниченными возможностями;

-  ограничить объект в своих свойствах;

-  выявить у объекта какое-либо свойство и поменять на противоположное;

   «Преобразование» сопровождается вопросами:

-   Что происходит с этим объектом?

-   Какие ощущения он испытывает?

-   Как он теперь воспринимает окружающий мир?

-   Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?

 -  Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований?

 -  Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?

 -  Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?

 -  Как окружение может согласоваться с измененным объектом?   Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения. Озаглавить его.

 Заключительный  этап. 

  1. Мониторинг.
  2. Показ непосредственно образовательной деятельности на родительском собрании (май);  показ непосредственно образовательной деятельности для педагогов (май).
  3. Выставка детских рисунков.
  4. Итоговое мероприятие: развлечение «Аукцион».

Представление образовательных результатов:

  • родительские собрания;
  •  проведение индивидуальных бесед с родителями;
  • педагогические советы;
  • семинары, ГМО;

Взаимодействие с родителями:

  • Анкетирование родителей;
  • Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
  • Акция «Вместе с ребенком» (ежеквартально);
  • Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;
  • Родительское собрание на тему: «А как речь - то говорит, словно реченька журчит…» с просмотром открытых занятий по теме проекта;
  • Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «За стремление к знаниям!» ребенку;
  • Консультации на тему: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой  активности дошкольников»;
  • Индивидуальные консультации по осуществлению акций;
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке.

 Список использованной литературы

1.   Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.

2.  Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 479 с.

3. Сидорчук Татьяна Александровна, sid@mail.uln.ru и Хоменко Николай Николаевич, jlproj@gmail.com 

4.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 240стр.,с. 54-55

5. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

7. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

8. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. ДубровинойИ.В.- М., 1999.

9. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. –

Екатеринбург,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей творческим рассказам по картине с использованием технологий ТРИЗ

Материал был представлен в виде консультации для воспитателей детского сада....

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ

Творческое рассказывание по картине с использование технологии ТРИЗ...

Конспект НОД по обучению рассказыванию «Зимушка- зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе

Конспект НОД  по обучению рассказыванию «Зимушка- зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе...