Интервьюирование, как один из приемов развития коммуникативных навыков дошкольника.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

В данной статье описаны приемы развития коммуникативных навыков дошкольника. Здесь рассматривается коммуникативный компонент общения и его составляющие. В работе воспитателя основным вопросом становиться - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shugaeva_statya_cher.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКА

        В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

        Общение рассматривается как  сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

        Компоненты общения:  коммуникативный (обмен информацией),  перцептивный (восприятие) и интерактивный (взаимодействие) компоненты.
        Рассмотрим  подробнее коммуникативный компонент и его составляющие. Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка дошкольника.

        Исследователи Алексеева М.М, Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:

- собственно речевые умения

- вступать в общение;

- поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника,  доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);

- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

        Человек не рождается готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.
        Общая цель коррекционно-развивающей работы  - освоение детьми коммуникативной функции языка. Воспитание у детей умений правильно составлять предложения, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи. Развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Все указанные направления в работе по коррекции речи взаимосвязаны. Происходит расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающими людьми, развивается межличностное общение.

        В работе воспитателя основным вопросом становится  - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника. В детском саду дошкольник выступает в ролях слушателя, а также отвечающего, задающего вопросы, повествующего, описывающего, оценивающего, рассуждающего и ряде других. Эти речевые роли составляют речевое амплуа ребенка, которое можно изучать и расширять.

        Одним из эффективных средств, на наш взгляд, является включение  в речевой опыт ребенка роли интервьюера. Жанр интервью хорошо известен в журналистике, то есть его используют взрослые в своей деятельности, но  использование интервью в качестве приема работы с дошкольниками еще не до конца изучено и используется не так широко, как того заслуживает.

        Между тем, использование данного приема в  логопедической работе в группах коррекционной направленности, позволяет говорить об эффективности включения роли интервьюера в речевую деятельность старшего дошкольника.  Зачем интервьюировать детей? Детям хочется высказаться. Детям есть что сказать - свежего и интересного. Дети смотрят на все иначе, чем взрослые.

        Детям предлагалось выступить в роли интервьюера по темам: «Что такое Новый год?», «Моя семья», «Наш детский сад «Колокольчик»».  Дети брали  интервью не только у своих сверстников, но и родителей и выясняли, какие детские воспоминания остались от новогодних праздников, как они ходили в детский сад. Нестандартность задания заинтересовывает ребенка и мотивирует на выполнение определенной последовательности действий. Ему необходимо расспросить своих сверстников, родителей о теме разговора. Так как дошкольник еще не способен самостоятельно вести диалог в жанре интервью, вопросы беседы были заранее сформулированы на занятиях. В процессе такой работы ребенок выступает в роли задающего вопросы, слушающего и в то же время слышащего собеседника.  Интервью  объединено общим замыслом и состоящий из своеобразных блоков «вопрос - ответ».  Учитывая специфику развития детей дошкольного возраста, делалась видеозапись каждого интервью. Интервью использовалось как составная часть занятия, во время встреч с родителями, как средство анализа работы по развитию речи на педагогических советах.

        Что же дает включение роли интервьюера в речевую деятельность дошкольника? Данная роль, являясь инициативной, позволяет «отойти» от культивируемой преимущественно воспроизводящей речевой деятельности детей и дает возможность для творческого проявления ребенка, его самовыражения в речи. Не менее значимым является то, что роль интервьюера предполагает умение старшего дошкольника вести диалог. Хотелось бы сразу же подчеркнуть, что роль интервьюера реализуется в результате выхода за рамки образовательной программы. Безусловно, не менее важным является и то, что предложенная речевая роль заинтересовала дошкольников, помогла детям и родителям ближе узнать друг друга.

        Замечательно и то, что  такая работа способствует естественной потребности общаться ребёнка с родителями, делиться с ними мыслями и чувствами. Родители приходили со словами благодарности за то, что благодаря вопросам ребенка они вспомнили интересные страницы своего детства.

Очень эффективно помогает развитию речи и памяти совместное вспоминание, напоминание друг другу высказываний респондента, так как воспоминание одного вызывает ассоциативную связь у другого и наоборот.

        При интервьюировании детей главное - слушая, уметь слышать, т.е. впитывая в себя их слова, улавливать скрывающиеся за ними мысли и чувства. Ребенку есть что рассказать - но главное, чтобы собеседник его услышал.  А дети прекрасно это улавливают и никогда не раскроются перед человеком, который не умеет их слушать. Проверьте себя, а вы умеете слушать? Во время интервью вас интересует то, что говорит интервьюируемый, или вы сосредоточены только на собственных вопросах и ответах? Вам нравится слушать людей, или у вас часто возникает желание прервать их? Чем больше вы преуспеете в этом искусстве, тем лучше сложится ваша работа с детьми.

        Выбранная стратегия обучения соответствует тенденции диалогизации межличностного общения, о которой все более настоятельно говорят педагоги и лингвисты и которая направлена на обеспечение сознательного и компетентного использования языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуациях общения.

        Многолетний опыт работы с детьми  убеждает в том, что раннее обучение основам родного языка, когда у ребенка еще сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребенка в школе.

        Использование интервьюирования в образовательном процессе  позволяет решать  многие  педагогические  задачи,  касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании.  Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".Инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамболевой форме, в оркестре....

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...

Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом

В презентации педставлены материалы по теме "Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом"...

Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи

Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и усп...

«Мнемотехника как один из приемов развития речи у дошкольников»

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на ка...


 

Комментарии

Боршош Светлана Сергеевна

спасибо за статью. Мне очень пригодилась в работе с родителями.