Конспект занятия "Путешествие в Страну Вежливость"
план-конспект занятия (развитие речи) на тему

Уютова Елена Викторовна

Данный конспект занятия способствует нравственному развитию детей. В конспекте занятия показано важное значение употребления в речи вежливых слов, раскрывается понятие слова "вежливость". Беседа, игровые упражнения, разбор ситуаций развивают познавательную активность, речь, расширяют кругозор детей, развивают умение анализировать, делать выводы..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe_sentyabr.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: способствовать нравственному развитию  детей  

Задачи: 

        познакомить детей с понятием «вежливость», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;

        развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь,  расширить кругозор  детей, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

        воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям. 

Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в

страну Вежливость», карточки с заданиями, солнышки, тучки.

Литературный ряд: сти хотворение «Добрые слова», пословицы и поговорки о

                                     доброте и вежливости.        

Музыкальный ряд: фонограмма песни «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова М. Танич., песня «Вежливые слова», звуки леса и морского прибоя.               

Игры: «Доброе солнышко», «Будь внимателен».   

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оформление: плакаты «Вежливые слова».

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: СЛАЙД № 2 

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам - «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам - «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! -

Чтоб пожелать всем в этой группе

Прекраснейшего настроения.

- Садитесь!

- Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята,  друг на друга и улыбнитесь!  Сегодня  на занятии,  мы с вами  совершим увлекательное путешествие в одну  необычную волшебную страну. А как она называется, попробуйте, угадать сами. В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу,  любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

- Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь.  Как она называется?  СЛАЙД № 3 

Дети: Страна Вежливости

- Я приглашаю вас  в путешествие по волшебной стране Вежливости . По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:

Слайд 4

1. Море Вежливости.

2. Аллею Приветствий.

3. Дворец Извинений.

4. Остров «Размышляй-ка».  

- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни. Песня «Улыбка»

- Итак, все готовы? Отправляемся!

Путешествие в страну Вежливости  СЛАЙД № 5

1. - Первое море, которое мы должны переплыть –  «Море Вежливости».   

 - А как вы думаете, что такое вежливость? Ответы детей.

-Давайте, прочитаем. 

Слайд  6  

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

- Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?

Дети: Вежливым.

Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять «Вежливые слова», но и употреблять их правильно.

- Давным- давно вежливого человека называли «вежа», что означает -  всезнающий. Именно от слова «вежа» произошло наше слово «Вежливость». Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому раньше вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.

- Ребята,  что же надо делать, чтобы быть вежливым?  

Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.

  Игра словом  вежливый  (игра в кругу и с мячом или шариком)

 - Назовите  слова, которые подходят к слову вежливый

Ответы детей: воспитанный,  деликатный,  любезный, уважительный,  тактичный, доброжелательный,  внимательный.

-  Ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости.

. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий». 

Слайд 7

- Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение? Слайд 8

Дети: Со слова «Здравствуйте».

- Правильно, люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте». Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

 У каждого  слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые  появилось это слово.

Слайд 9

- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни «здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им: - Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово «Здравствуйте» – это значит будьте здоровы. «Здравствуйте»– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. У нас в России приветствуют по-разному. При встрече говорят друг другу слова «здравствуйте». Близкие и друзья могут сказать друг другу «привет». Молодежь при встрече иногда вместо слова «привет» употребляет слово «салют». Используются для приветствия и другие слова. Если люди находятся на некотором расстоянии, то они здороваются кивком головы, а водители при встрече поднимают руку.

А теперь вы придумайте свои приветствия.

Игра « Приветствуем друг друга»

- А какие еще волшебные слова приветствий  вы знаете?

Дети: Здравствуйте, желаю удачи, доброе утро, добрый день

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

- Для того чтобы стать вежливыми, мы  должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Ребёнок: Слова «До свиданья!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
Щедро дарите.

Ребёнок  2: Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Ребёнок  3: Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

- А сейчас, ребята,  давайте отдохнем и  поиграем. 

Физкультминутка   «Будь внимателен» 

  Слайд  10

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте,
пожалуйста.
Будьте любезны,  руки вперед.
Опустите руки,
пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои  места.                                      

Мы продолжаем наше путешествие и  следующее место, куда мы отправимся это «Дворец извинений».  Слайд  11

Слайд 12

- Здесь встречают нас сказочные герои  Мальвина и Буратино.

Мальвина: Здравствуйте, дети!

Буратино: Здрасьте!

Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?

Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино: А что я тебе такого сказал?

Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.

Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да,  разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.

Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?

Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и  невежливо. Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.

Буратино: Ну, ладно давайте я теперь буду очень вежливым. Хорошо я придумал?

Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться. 

Воспитатель: Давайте, ребята вместе с Буратино  СОБЕРЁМ НА ПОЛЯНЕ БУКЕТ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ. Слайд  13

Игра «Букет вежливых слов»

Мы очутились на Поляне Вежливости. Я принесла вам букет вежливых слов, но подул сильный ветер и слова разлетелись. Помогите мне, пожалуйста, собрать букет. По одному вы будете брать цветочек и сортировать по букетам  (слова -приветствия, слова-извинения, слова-прощания, слова- благодарности). Но при этом надо обязательно громко называть вежливое слово.

Дети собирают букет. На полу остаётся один цветок.

- А это моё вежливое слово «Благодарю».  Я благодарю вас за такие  красивые  букеты! Как много вежливых слов вы знаете!

- Буратино, ты запомнил слова вежливости?

- Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям,  стал добрым и вежливым.

 - Ну, а мы двигаемся дальше. Как незаметно время ушло в пути.

Впереди осталась всего одна  остановка Остров «Размышляй-ка». 

Слайд  14

- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

- Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости? Давайте поработаем  в группах.

- У вас на столе лежат карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало  пословицы с ее окончанием. Найдите правильный ответ.   

- Итак,  проверяем. 

Слайд  15

- Вежливости открываются все двери.

- Ласковое слово и кошке приятно.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Плохое слово, что грязная вода.

- Ласковым словом и мед растопишь.

- Доброе дело делай смело.

- Стол спасибом -  красится.

- На добрый привет – добрый ответ.

- Ребята, а чему учат все эти пословицы?

Дети:  Надо быть добрым, внимательным, заботливым, вежливым. – Молодцы ребята, И нам осталось последнее задание на острове «Размышляй-ка»

- Ребята, нам надо решить задачи и исправить ошибки.

Задачи: Слайд  16

1. Мальчик крикнул прохожему, скажите сколько сейчас часов?

- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие ошибки?

(Скажите пожалуйста,  который час?  Спасибо)

2. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: «Во дворе мальчишка такой невежа -зовёт меня Галька!»

« А ты как его зовёшь?» - спросила мама

« Я его вообще никак не зову», - ответила Галя.

Я ему просто кричу:  « Эй ты!»

- Скажите права ли  Галя?

(Когда обращаемся к кому –нибудь, обязательно надо называть его по имени).

Слайд  17

3. По улице идут два человека. Одному 62 года, а другому 7 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и один большой свёрток. Одна из книг упала. « У вас упала  книга!», закричал мальчик , догоняя  прохожего. «Разве?», - удивился тот. «Конечно, - объяснил мальчик , - ведь у вас было 3 книги, портфель и один пакет – итого 5 вещей, а теперь осталось четыре. « Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую  книгу. -  Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

      - Что должен был сделать мальчик?

       ( ему надо было самому поднять книгу).

Слайд  18

        4. Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я причем?

Но, досчитав до тридцати,

Сказал: - Ну, дедушка, прости!

– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)

– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?

– От его извинений стало дедушке легче? (нет.)

– Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?

– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения? (Извините, пожалуйста, я не хотел в Вас обидеть и простите меня за то, что я попал в Вас мячом.)

Слайд  19

5.   На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать?
- Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись. 

- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?  

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!  

- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята,  тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!

IV. Итог занятия.

- В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз  вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?

Дети:, о вежливости  о добрых и вежливых  поступках, о волшебных словах.

- А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?

Ответы детей.

Слайд 20

- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.

- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.

- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений. 

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

Слайд  21

-Кто узнал много нового и интересного, кто научился быть вежливым поднимите солнышко, а кто не научился быть вежливым , кому было неинтересно –  поднимите тучку.

- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание!!!

ОТКРЫТОЕ   ЗАНЯТИЕ   НА ТЕМУ:

«Путешествие   в   Страну  Вежливость»

Подготовила воспитатель

приёмного отделения:

Уютова  Е. В.

г. Энгельс, 2013 год

- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни «здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им: «Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?» Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово «Здравствуйте» – это значит будьте здоровы. «Здравствуйте»– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. У нас в России приветствуют по-разному. При встрече говорят друг другу слова «здравствуйте». Близкие и друзья могут сказать друг другу «привет». Молодежь при встрече иногда вместо слова «привет» употребляет слово «салют». Используются для приветствия и другие слова. Если люди находятся на некотором расстоянии, то они здороваются кивком головы, а водители при встрече поднимают руку.

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам - «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам - «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! -

Чтоб пожелать всем в этой группе

Прекраснейшего настроения.

Ребёнок: Слова «До свиданья!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
Щедро дарите.

Ребёнок  2: Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Ребёнок  3: Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Давным- давно вежливого человека называли «вежа», что означает -  всезнающий. Именно от слова «вежа» произошло наше слово «Вежливость». Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому раньше вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте,
пожалуйста.
Будьте любезны,  руки вперед.
Опустите руки,
пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои  места.                                      

1. Мальчик крикнул прохожему, скажите сколько сейчас часов?

- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие ошибки?

(Скажите пожалуйста,  который час?  Спасибо)

2. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: «Во дворе мальчишка такой невежа -зовёт меня Галька!»

« А ты как его зовёшь?» - спросила мама

« Я его вообще никак не зову», - ответила Галя.

Я ему просто кричу:  « Эй ты!»

- Скажите права ли  Галя?

(Когда обращаемся к кому –нибудь, обязательно надо называть его по имени).

3. По улице идут два человека. Одному 62 года, а другому 7 лет.

 У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и один большой свёрток. Одна из книг упала. « У вас упала  книга!», закричал мальчик , догоняя  прохожего. «Разве?», - удивился тот. «Конечно, - объяснил мальчик , - ведь у вас было 3 книги, портфель и один пакет – итого 5 вещей, а теперь осталось четыре. « Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую  книгу. -  Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

      - Что должен был сделать мальчик?

       ( ему надо было самому поднять книгу).

        4. Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я причем?

Но, досчитав до тридцати,

Сказал: - Ну, дедушка, прости!

– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)

– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?

– От его извинений стало дедушке легче? (нет.)

– Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?

– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения? (Извините, пожалуйста, я не хотел в Вас обидеть и простите меня за то, что я попал в Вас мячом.)

5.   На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать?
- Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись. 

- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Незнайка в стране вежливости»

Способствует формированию нравственных норм поведения, гуманных чувств, норм взаимоотношения между людьми....

Конспект занятия в старшей речевой группе "Страна вежливости"

Обучать культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу....

Конспект для родителей: "Путешествие в страну вежливости"

-Воспитание нравственных и этических чувств ребёнка;-Прививать  культуру общения;-Развивать связную монологическую речь;-Развивать ситуативно-деловое общение со свертниками и взрослыми...

Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Путешествие в Страну Вежливых слов и Хороших Поступков»

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональн...

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию старшая группа "Путешествие в страну Вежливости"

Побуждать к доброжелательному отношению и уважения к старшим. Формировать дружеские отношения между детьми....

Конспект для родителей: «Мир спасет доброта или страна вежливости».

«Доброта или страна вежливости».Цель: формирование чувства доброты, как главной ценности в общении.Задачи:- воспитать  доброту и уважение к окружающим;-расширить знания о вежливых словах и и...

Конспект НОД «В стране Вежливости»

23 мая 2022 годПодготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Мосина Елена Владимировна...