Методическое пособие "Речецветик"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Маркевич Валентина Дмитриевна

Пособие охватывает все разделы речевого развития, активизирует интерес дошкольников к деятельности. Помогает эфеективно усваивать речевые умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechetsvetik.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Речецветик».

Особенности применения:

1. Многофункциональность пособия позволяет применять его для решения большого числа образовательных задач, применяя его интегративно.

2. Задания можно варьировать, заменяя речевой материал тем, который соответствует общей тематике деятельности.

3. Материал пособия применим для детей (4-7 лет).

ЗАДАНИЕ 1 -  совершенствование общей моторики

Цель предложенных заданий: совершенствование общей моторики

Логоритмика «Прогулка в зимний лес»

Шагают наши ножки

Прямо по дорожке.

Мы идем, мы идем

И совсем не устаем.

Руки к верху поднимаем

На носочках мы шагаем

Руки вниз мы опускаем

На носочках мы шагаем

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладем

И на пяточках идем.

Как лошадки побежали

Тише, тише, не спешите.

На ходьбу переходите.

Снова наши ножки

Шагают по дорожке

Чтобы к белочке дойти,

Надо мостик перейти.

Здесь детишкам не пройти

Здесь придется проползти.

Мы пришли в зимний лес
(ходьба на месте).
Сколько здесь вокруг чудес!
(Разводят руками.)
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит
(отводят руку в указанную сторону и смотрят).
Снежинки в небе кружатся
(движение «фонарики» и смотрят вверх),
На землю красиво ложатся
(приседают).
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет!

(наклоны)

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

В лесу красота и покой.

(разводят руки в стороны).

Двигательное упражнение «Ноги и ножки»

Большие ножки шли по дорожке – ходят в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу.

Топ- топ, топ-топ, топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:  

 Топа- топа, топа-топа, топа-топа.

Топа- топа, топа-топа, топа-топа. Бегут на носках с остановкой на последнее слово.

Игра «Снежинки и дед Мороз»

Снег, снег, кружится,

Белая вся улица!                    Дети встают в круг и кружатся на носочках.  

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок!     Приседают на корточки.

Сколько снегу намело,    

Стало всё белым - бело.          

Надо мне лопату взять

Снег в большой сугроб собрать!            Дед Мороз сгребает     лопатой  «Снежинок» - детей в большой «сугроб».

А теперь летят снежинки не спеша,

Возвращаются снежинки на места.    Тихонько разбегаются обратно.

             

ЗАДАНИЕ 2 - развитие мелкой моторики

Цель предложенных заданий - развитие точности движений кистей рук.

Упражнение «Узнай, кто я»

Описание задания: ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано: «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это». (Руку не отрывать от бумаги).

Примечание: По точкам можно определять разные фигуры: овощи, животных, цветы, посуду, мебель, машины. Главное условие чтобы это было не очень сложно, поскольку при обводке рука не отрывается от бумаги.

Игра «Самолеты за облаками»

Описание задания: Мы рисуем несколько самолетов, а вокруг облака. Предлагаем ребенку посмотреть, какие разные облака – одно совсем черное и самолет за ним почти не виден, а другое – светлое и самолет хорошо виден.

Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем, дом – ночью, дом – вечером.

Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кисти руки

Описание задания: Ребенку предлагается лист с расчерченными на нем в квадратиках – клетках фигурами (три геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник). Каждая из этих фигур заштрихована по – разному: треугольник – очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг – средней силы и квадрат заштрихован слегка – образец выполнения прилагается.

Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинать можно с 1-2 строк.

Примечание: если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.

ЗАДАНИЕ 3 - Артикуляционные упражнения

Цель предлагаемых заданий: развитие артикуляции

Игра «Кто умеет улыбаться»

Описание игры: дети сидят полукругом. Педагог говорит, что когда мы радуемся, мы улыбаемся. (Показывает, как надо улыбаться.)

- Когда мы хорошо улыбаемся, мы показываем зубы. Предлагает улыбнуться детям. Дети улыбаются, а воспитатель следит, чтобы у всех были видны зубы. Затем спрашивает, будут ли они рады, если сейчас к ним в гости придет смешарик? (Рады). Показывается игрушки смешарик и детей просят улыбнуться. Дети улыбаются. Смешарик прячется, а вместе с ним детям предлагают спрятать зубы, закрывая их губами. Когда игрушка снова появиться, надо будет опять улыбнуться ей.

Игра повторяется 3-4 раза.

«Построим забор»

Описание игры: воспитатель показывает картинку, на которой нарисован забор. Обращаясь к детям, говорит, что забор ровный, дощечка к дощечке. Давайте и мы с вами построим такой же забор. Поставим верхние зубы на нижнюю губу, вот так. (Показывает.) У нас получился забор из зубов, ровный, хороший, у всех должны быть видны только верхние зубы.

Важно следить, чтобы дети не закусывали нижнюю губу и не втягивали ее внутрь рта.

«Вкусное варенье»

Описание игры: детям показывают картинку с изображением девочки, которая ест варенье, и говорят, что варенье очень вкусное. У девочки испачкалась верхняя губа. Варенье с верхней губы она слижет вот так. (Показывает.)

- А теперь слижите варенье вы.

ЗАДАНИЕ 4 - Упражнения на постановку и закрепление

 диафрагмально – реберного дыхания

Цель предлагаемых заданий: постановку и закрепление диафрагмально – реберного дыхания.

Упражнение «Качели»

Описание: ребенок лежит на спине, а на живот ему кладется игрушка. Предлагается покачать игрушку, как на качелях. Ребенок делает вдох – выдох, игрушка качается.

Упражнение «Космическая ракета»

Описание: дети изображают ракету, которую запускают в космос. На вдохе руки поднимаются в стороны, а на выдохе – опускаются вниз со звуком «А-а-а-а-а».

Упражнение «Надуем шарик»

Описание: ребенку предлагают сложить руки на животе и посредством дыхательных действий надуть «шарик».

 

ЗАДАНИЕ 5 -  развитие речевого дыхания

«Птицеферма»

Цель: учить на одном выдохе произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа: подбираются звучащие игрушки: курица, петух, утка, гусь и подобное.

Описание игры: Детям показывают игрушки  и воспроизводят з-4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают.

Затем педагог предлагает представить детям, что они пришли на птицеферму, а на встречу к ним выходит…(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами? Дети: «Ко-ко-ко». Пошли мы дальше, а на встречу… нам гусь.. и так далее.

«Ныряльщики»

Цель: выработка дифференцированного дыхания.

Задача: учить детей делать вдох ртом, а выдох носом.

Подготовительная работа: воспитатель подбирает картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети.

Описание игры: Дети разводят руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2-3 раз.

«Чей пароход лучше гудит»

Цель: развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Задача: добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

Подготовительная работа: Воспитатель заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см., диам. Горлышка 1-1,5 см., прикрепляет к ним наклейки с именами детей.

Описание игры: каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель предлагает послушать, как гудит её пузырек, когда она в него дует. (Гудит). Загудел, как пароход. А как у Маши загудит пароход? По очереди воспитатель обращается к каждому ребенку.

ЗАДАНИЕ 6 - формирование фонематического восприятия

Цель: Формирование фонематического восприятия.

Материалы к упражнению № 1:

Лингвистический материал:

1. Пары слов – квазиомонимов с контрастными звуками (относятся к разным фонематическим группам), например, [м] – [т], [м] – [х] и так далее.

2. Пары слов – квазиомонимов с менее контрастными звуками (относятся к одной фонематической группе), например, [б] – [п], [г] – [к] и так далее.

Дидактический материал: карточки с условными обозначениями звуков (по М.А. Ткаченко); карточка, состоящая из пяти квадратов.

        Детям даются инструкции:

  1. Предлагалось хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук [М].

Мак – так

Духи – мухи

Мочка – точка

2) Предлагалось поднимать вверх карточку, если услышат в слове звук [К].

Гол – кол

Кора – гора

Голос – колос

3) Далее инструкция может звучать следующим образом: «Повтори за мной вслух слова, в названии которых имеется звук [Т].

        Дом – том

Таня – Даня

Точка – дочка.

На усложненном этапе детям предлагалось внимательно посмотреть на карточку, которая состоит из пяти квадратов. Инструкция: «Слушай внимательно, я буду поочередно произносить слова. Если в слове имеется звук [М], повтори это слово, а в первом квадратике напиши букву «м». Если в слове нет данной буквы, то слово вслух не произносится, а в квадрате ставиться прочерк. И так с каждым словом. Слушай внимательно: «Ваня – Маня – Даня – Маня – Таня». Ребенок выполняет вышеуказанные операции и заполняет карточку.

-

М

-

М

-

        

ЗАДАНИЕ 7 - формирование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Формирование навыков фонематического анализа

 «Выделение звука на фоне слова»

Цель: формирование навыков фонематического анализа.

Выполнение:

Детям предлагают услышать звук [Ш] в слове ШУБА, звук [Р] в слове ПАР, звук [Ж] в слове ЖУК, звук [Ч] в слове МЯЧ, звук [Щ] в слове ЩЕПКА, ЗВУК [Л] в слове ЛАМПА?

Если ребенок не справляется, используются картинки.

Задание «Составление слова из звуков, данных в нормальной последовательности»

Цель: формирование фонематического синтеза

Выполнение: предлагается составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности: [С] [А] [Д]; [Д] [О] [М]; [Р] [У] [К] [А]; [П] [О] [Ч] [К] [А]; [С] [Ы] [Р]; [Л] [А] [П] [А].

Формирование фонематических представлений

«Подбери слово на заданный звук»

Выполнение: Предлагается подобрать слова на заданный звук: «Назови слово со звуком [С], [З], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Л], [Р]».

Из предложенных картинок отбирают те, в названии которых имеется данный звук.

ЗАДАНИЕ 8 -  на уточнение и обогащение словаря существительных

Задание 1. Попросите ребенка назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам, для чего задаются следующие вопросы:

- Каких ты знаешь животных? (домашних и диких)

- Какую ты знаешь мебель?

- Какую ты знаешь посуду? И подобное.

Задание 2. Попросите ребенка сначала перечислить все изображенные на каждой из приведенных предметных картинок предметы (например, яблоко, груша, виноград), а затем назвать их одним словом (фрукты).

Задание 3. Ребенку перечисляются (без опоры на картинку) отдельные предметы, а ребенок все из называет отдельным словом.

Можно предлагать следующие группы слов:

А) КОРОВА, ЛОШАДЬ, КОЗА, КРОЛИК,  СОБАКА, ОВЦА, КОШКА.

Б) ТИГР, ЛЕВ, ОБЕЗЬЯНА, ЖИРАФ, НОСОРОГ, БЕГЕМОТ, ВОЛК, БЕЛКА.

В) КУРИЦА, ПЕТУХ, УТКА, ГУСЬ, ИНДЮК.

Г) ЩУКА, ЛЕЩ, ОКУНЬ, ТРЕСКА. СОМ, КОРЮШКА, КАМБАЛА, ЛЕЩ.

ЗАДАНИЕ 9 -  закрепление и обогащение словаря прилагательных

Задание 1. Ребенку по очереди предлагают картинки (сахар, соль, лук лимон) и задают вопрос:

КАКОГО ВКУСА ЭТОТ ПРОДУКТ?

Задание 2. Ребенку по очереди предлагают картинки (волк, заяц, лиса, собака) и задают вопрос:

        КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА У ЭТИХ ЖИВОТНЫХ?

Задание 3. Ребенку предлагают   назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак, для чего ребенок должен будет ответить на предложенные ниже вопросы:

        - Что бывает круглым (овальным, квадратным и так далее)?

        - Что бывает высоким (низким)?

        - Что бывает зеленым (красным, желтым)?

        - Что бывает тяжелым (легким)?

ЗАДАНИЕ 10 -  закрепление и обогащение словаря глаголов

Задание 1. Ребенку предлагается ответить на вопрос: Кто как передвигается

ЧЕЛОВЕК, ПТИЦА, РЫБА.

Задание 2. Ребенку предлагается ответить на вопрос: Что может делать животное?

СОБАКА, КОШКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛЯГУШКА.

Задание 3. Ребенку предлагается закончить предложение:

Например,  Собака кость …..

Курица зерно……..

Корова траву……..

Кошка лапой……

ЗАДАНИЕ 10 -  совершенствование семантической структуры слова и лексической системности (обобщение и классификация, работа с антонимами и синонимами, многозначность слов)

Игра «Раздели на группы»

Цель: учить обобщению и классификации на основе предметных картинок.

Описание: Ребенку предлагается многообразие предметных картинок, которые он должен разложить по группам (классифицировать) и назвать общим словом (обобщить).

Примечание: можно вместо картинок предложить несколько разных комплектов игрушек (домашние и дикие животные, домашние птицы, насекомые и подобное).

Игровое задание «Лови мяч».

Цель: развивать умение называть антонимы.

Описание игры: Ребенку, поймавшему мяч, предлагают назвать  противоположный признак предмета, например, ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ.

добрый, старый, черный, большой, длинный, высокий, широкий, густой, большой, горячий, смелый.

Знакомство с многозначными словами

Описание игры: Детям предлагают наборы картинок, помогающих познакомить с многозначными словами.

Набор картинок, для слова КИСТЬ: винограда, руки, для рисования;

Набор картинок для слова КЛЮЧ: ключ для замка, бьющий из под земли, гаечный:

ЗАДАНИЕ 11 -  совершенствование слоговой структуры слов

Цель предлагаемых заданий: совершенствование слоговой структуры слов

Дидактическая игра «Живые слова»

Описание игры: Вызванные педагогом дети принимают на себя роли разных слогов, из которых состоят слова и составляют слова.

Педагог заранее готовит список этих слогов.

Игра  - викторина «Кто больше придумает слов»

Описание игры: дети придумывают разные слова из предложенных педагогом опорных слогов.

Игра «Разложи картинки»

Описание игры: Дети, опираясь на схемы слогового состава (две и три полоски), распределяют картинки, названия которых состоят из двух и трех слогов на соответствующие места.

ЗАДАНИЕ 12 - расширение синтаксической структуры предложения

Задание 1 «Составь предложение об игрушке»

Цель задания: дети учатся составлять предложение из двух слов и выделять слова из этих предложений, указывая последовательность слов (какое первое, какое второе).

Выполнение задания: на столе игрушки: кукла лежит на кровати, мишка сидит на стуле, стол накрыт.. и подобное. Педагог говорит, что про каждую игрушку можно сказать предложение. Например, «Кукла лежит»., а затем предлагается детям составить предложения про другие игрушки. По ходу уточняется количество слов в предложении, задаются вопросы о том, какое слово в предложении первое, а какое второе.

Задание 2. «Составление предложений по картине»

Цель: дети учатся составлять предложение из 3-4 слов и выделять слова из этих предложений, указывая последовательность слов.

Выполнение задания: Предлагается рассмотреть картину с несложным сюжетом и составить предложения по сюжету. Начинают составлять  предложение с двумя словами, а затем, с тремя, четырьмя, указывая последовательность слов в предложении.

Задание 3 «Составь схему предложения»

Цель: та же.

Выполнение задания: Показав детям, как можно изобразить словесный состав предложения, педагог дает задание самим составить схему, используя разные формы работы (составление схемы предложения всеми детьми; один ребенок произносит предложение, а другой составляет схему и подобное).

ЗАДАНИЕ 14 - Игры и упражнения на словообразование

Задание на образование существительных

при помощи уменьшительных суффиксов

Задание 1 «Бросай в кузовок, что оканчивается на «ОК»»

Описание игры: Перед детьми ставится коробка, мелкие игрушки и предлагается сложить слова, оканчивающие на «ОК». 

Задание 2 «Большие и маленькие»

Описание игры: Предлагается от данных существительных образовать новые. Например, большой стакан, а маленький (СТАКАНЧИК).

Большой ключ, а маленький …..

Большая кровать, а маленькая ….

Большое зеркало, а маленькое ……

Большая кукла, а маленькая ……

Большие часы, а маленькие……

Большие сапоги, а маленькие…….

Образование глаголов при помощи приставок

Задание 3 «Скажи наоборот»

Описание игры: Попросите ребенка закончить начатые вами предложения:

Весной птицы прилетают, а осенью….

На дерево залезают, а с дерева….

В дом входят, а из дома…

По дороге ходят, а через дорогу ……

Птицы через дорогу перелетают, а змеи….


ЗАДАНИЕ 15  - согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями, глаголами (прошедшего времени)

Задание на согласование существительных с прилагательными

Описание задания: Предложите ребенку добавить к каждому данному существительному прилагательные ВЫСОКИЙ и ЗЕЛЕНЫЙ (по типу «Море синее и глубокое»):

Дуб какой?

Трава какая?

Дерево какое?

Деревья какие?

Задание на согласование существительных с числительными

Описание задания: Предложите ребенку закончить каждое из прочитанных вами словосочетаний, например, четыре дома, а пять … (домов).

Три шара, а пять……

Три ложки, а пять……

Два медведя, а пять……

Четыре пуговицы, а десять……

Одна конфета, а шесть….

Один олень, а восемь…..

Одно зеркало, а семь……

Задание на согласование существительных с глаголами (прошедшее время)

Описание задания: перед ребенком выложен набор игрушек. Педагог демонстрирует игрушку на столе, а затем убирает, предлагая алгоритм высказывания: кубик лежит на столе – кубик лежал на столе.

ЗАДАНИЕ 16 - развитие связной речи

Цель предлагаемых заданий: развитие связной речи

Задание 1. Пересказ прочитанной педагогом сказки или рассказа.

Задание 2. Рассказ о событиях прошедшего дня. 

Задание 3. Заканчивание начатого педагогом рассказа (а что было дальше?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...