Консультация для воспитателей "Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника"
консультация по развитию речи по теме

Колчина Анна Сергеевна

В материале изложена проблема развития лексико-грамматических категорий дошкольников в новейших условиях внедрения ФГОС. Даны нормативы развития лексико-грамматического строя  детей от 0 до 7 лет. Предложен один из эффективных методов обогащения словаря- дидактический синквейн.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей Сарапульского района УР «Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей в формировании интегративных качеств дошкольника» Колчина А.С. Учитель-логопед МБДОУ детский сад «Росинка» с.Сигаево МБДОУ д етский сад «Росинка» с.Сигаево

Слайд 2

Интегративные качества дошкольника?

Слайд 4

словарь ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Слайд 5

Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников

Слайд 6

Ранний возраст (от рождения до 3 лет)

Слайд 7

4-й год жизни

Слайд 8

5-й год

Слайд 9

6-й год

Слайд 10

7-й год

Слайд 11

Педагогическая мастерская

Слайд 12

Синквейн Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна : 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 4-я строка – фраза из нескольких слов, имеющих отношение к предмету. 5-я строка – предложение, связанное с личными ассоциациями .

Слайд 13

1. … 2. … 3. … 4. … 5. …

Слайд 15

Успехов Вам, дорогие коллеги ! Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Синквейн

С французкого «5 строк»

Лирические стихи, несущие определенный фон.

Дидактический синквейн одна из новых  технологий используемая в как средство оптимизации работы по развитию речи дошкольников.

Синквейн в переводе с французского – «пяти  строчное стихотворение», иногда оно ассоциируется с японскими  трехстишиями хоку и пятистишиями – танка, в которых слова минимальны, но каждое слово несет огромную информацию и эмоциональную окраску. Рифмы в этих стихах нет, она не важна, в них на первый план выступает глубокий смысл (белый стих).

        Синквейн – не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Его особенность – это структура. Традиционный синквейн состоит из пяти строк.

В дидактических целях синквейн получил разнообразие вариаций своей формы.  Он используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат и полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Примеры некоторых синквейнов:

Воробей.

  •  Пугливый,  маленький;
  •  прыгает, чирикает, клюет;
  •  Воробей живет под крышей.
  •  Птица.

Лошадка.

  •  Добрая,  сильная;
  •  скачет, ржет, возит;
  •  Лошадь пасется на лугу.
  •  Домашнее животное.

Зима.

  •  Снежная,  морозная;
  •  пришла, укрыла снегом, запорошила;
  •  Все вокруг в снегу.
  •  Холодное время года.

Белка.

  •  Пушистая,  рыжая;
  •  прыгает, скачет, заготавливает;
  •  Белка живет в дупле на дереве.
  •  Дикое животное.

Герань.

  •  Душистая, полезная;  
  •  растет, цветет, лечит.
  •  Герань очищает воздух в доме.
  •  Комнатное растение.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей района

«Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника» от 25.10.2013 г.

Подготовила и провела Колчина А.С. ,

учитель-логопед МБДОУ детский сад «Росинка»

Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Так какие же это интегративные качества?

  • Физически развитый
  • Любознательный, активный
  • Эмоционально отзывчивый
  • Овладевший средствами и способами общения со сверстниками и взрослыми
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Для того чтобы ребенок смог овладеть данными качествами его речь должна быть достаточно хорошо развита. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, помогающий ему освоить новое, т.е., по сути, с развитием словаря у ребенка происходит развитие интегративных качеств. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.

Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство.

 Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает  речь организованной и понятной для окружающих.

        Сегодня в исследованиях разных авторов (М.М.Кольцовой, А.Р.Лурия, А.Н.Гвоздева, В.В.Гербовой, Е.И.Тихеевой и т.д.) достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста.

По данным А.Н.Гвоздева к трем с половиной годам в словаре детей представлены все части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова: предлоги, союзы, частицы и междометия). В то же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отображающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи системы флексий, отдельных служебных слов и т. д.  

Такие исследователи детской речи, как Гвоздев А.Н., Красногорский Н.М., Швачкин Н.Х., отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Ребенок правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений.

        Итак, рассмотрим формирование лексико-грамматичеких категорий подробнее.

Ранний возраст (0-3 лет)

Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к периоду овладения речью. В это время у малыша происходит развитие предречевых голосовых реакций: от крика- к гулению, от гуления- к «свирели», от «свирели»- к лепету. От лепета- к первым словам-понятиям. Развитие понимания речи начинается с адекватного реагирования на интонацию и завершается пониманием отдельных инструкций в конкретной ситуации, пониманием названий отдельных предметов. Таким образом к концу первого года жизни происходит становление коммуникативной функции речи. Словарный запас не одинаков : от 2-3 слов до 15-20 слов. Есть дети которые не демонстрируют активную речь, но у них развито приличное понимание речи. Первые слова как правило ударные слоги знакомых слов: «кА»-каша, мама, папа, баба. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия, хотя в них нет сочетания по грамматическим правилам язык. Первые слова, появляющиеся в речи малыша, после усвоения их понимания. Вначале ребенок устанавливает связь между предметом и словом, демонстрирует свое адекватное восприятие его и затем на определенном этапе это слово произносит. Важно взрослым закрепить полученное слово в активной речи, одобряя реенка. Одно и тоже «слово» может обозначать несколько предметов: кА- это и каша и рука.

Со второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Существующие в психологической литературе данные о развитии словаря свидетельствуют о том, что в 1-м полугодии происходит небольшой рост (от 3 до 40 слов), сменяющийся бурным ростом во 2м полугодии (до 300 слов). Слово при первом усвоении ребенком обозначает для ребенка название только данного единичного предмета. В течение второго года жизни дети при помощи чувственного восприятия конкретного предмета выходят на первую степень общения, т.е.начинают понимать нарицательное значение слова. Для этого ребенку необходимо не только видеть предмет. Но и трогать его руками, нюхать, пробовать на вкус. Активное чувственное восприятие предмета облегчает ребенку не только запоминание слова-наименования, но и усвоение этого наименования как обобщенного названия всех предметов данного класса: стол- это не только предмет в данной комнате, но и любой другой стол.

Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения. Ребенок совершает конкретные действия с предметом, видит, как такие же действия совершают другие люди, и усваивает их названия.

Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать что один и тот же цвет, форма, величина может относится к разным предметам, т.е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.

Словарный запас является строительным материалом, с помощью которого можно построить предложения, служащие целям общения и познания действительности. В развитии речи ребенка 2го г.ж. усвоение грамматического строя речи является таким же актуальным, как и накопление словаря. Первые слова-предложения не имеют грамматической формы. Для уточнения значения ребенок использует мимику, жесты. Ближе к 2м годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простых  и сложных предложений и уже к 7 годам ребенок осваивает морфологическую систему языка.

После этапа слов-предложений начинается этап фразовой речи: этап предложений из нескольких слов-корней. Далее фраза начинает оформляться грамматически, в соответствии с законами языка.

Первыми формами существительных, которые появляются в речи, являются формы множественного числа, предложного падежа с обозначением места , но без использования предлогов. Появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода. Фраза состоит из 3-4 слов, имеет некое грамматическое оформление.

Развитие словаря в этом возрасте происходит в процессе предметно-практической деятельности.

После 2 лет в активной речи детей появляется все больше слов. Количество слов в 3 года в активной речи достигает 1 000. Такой существенный рост словаря,обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных  ребенок обозначает не только размеры предметов (большой- маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества.

По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. Объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса-нора). Начинает усваивать слова-обобщения (одежда, посуда, мебель) в пассивной речи. Достаточно хорошо ориентируется в мире бытовых вещей, окружающих их, но могут смешивать названия сходных предметов (чашка-кружка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: фуражка, кепка, шляпа- «шапка». Почти не называют детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо. Не выделяют части тела животных.

Начинает формироваться словообразование . раньше всего появляются уменьшительно-ласкательные формы существительных. Этому способствуют запоминание народных потешек, песенок.

В речи детей наблюдаются все новые формы словоизменения, появляются личные местоимения, включая и косвенные падежи: я, ты, меня, мне,тебе, он, она, они, его, ее,их. К 3 годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги: на, в, под, за и др. в основном усваивает многие грамматические формы. Но полная морфологическая система языка еще не усвоена.

4 год жизни

Словарь достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. особенно заметно обогащается словарь ребенка за счёт наречий. К концу 4 г.ж. большинство детей соотносят числа 1,2,3 с нужным количеством предметов, т.е. осознанно пользуются этими числительными. Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, обувь и т.д. Не всегда дети пользуются ими адресно. Все легче употреблять детям становится обобщения.. психологической особенностью восприятия детей является их способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. В связи с этим в речи детей мало слов – названий частей предметов. Не пользуются она еще и названиями оттенков цветов. В то же время дети хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, трава зеленая.

После 3 лет происходит усвоение словообразования. Этот процесс растягивается на весь дошкольный период. В начале дети допускают ошибки в употреблении тех или иных суффиксов и приставок. Возникают слова несуществующие в языке- неологизмы, такое словотворчество исчезает к 6-7 годам. Неологизмы свидетельствуют о том, что дети понимают смысл употребляемых фонем, но они еще не запомнили как нужно их употреблять. Настораживать взрослых должно не наличие таких ошибок, а их отсутствие при малом словарном запасе.

Дети склоняют несклоняемые существительные (без пальта), ошибочно склоняют существительные по падежам (видели конь), смешивают женский и средний род (зеленое трава). Еще не справляются со склонениями числительных (кошка с два котенка), в речи мало причастий и деепричастий.

5 лет

В этом возрасте  ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях. Пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного (Потому что болел) появляются предложения с однородными обстоятельствами. Усложнение высказывания. Увеличение количества слов в предложениях может привести к большому количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов, неправильным согласованием прилагаетельных с существительными в косвенных падежах.

Количество слов растет и достигает примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, т.к. дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье-одежда), т.е. достигают второй степени обобщения. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда. Когда 1) в их активном словаре достаточно слов-названий конкретных предметов 2) они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах и их предназначении.

6 лет

Словарь детей 6го года жизни растет стремительно. Если в предыдущие годы его можно было сосчитать, то сейчас это сделать трудно. Непроизвольная память –основа пополнения словаря-достигает в этом возрасте своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Количество слов ребенка зависит от общей осведомленности ребенка, чем больше ребенок знает тем богаче его словарный запас.

В этом возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм мн.числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево-дерева). В их речи почти нет причастий, если и появляются, то употребляются неправильно (ПОРЕЗАТЫЙ, ПОРВАТЫЙ). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например, вошел-зашел.

7 лет

В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем много числительных, которыми они пользуются осмысленно; различными видами глаголов, в частности причастиями и деепричастиями, появляются и сложные предлоги из-за, из-под.

Четко ориентируются в родовых и видовых понятиях, обобщениях. Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий-низкий, длинный-короткий), состояние предметов (горячий-холодный), чувства человека (грустный-веселый), свойства характера (добрый-злой). Им не составляет труда подбирать слова с противоположным значениям и к наречиям, выражающим пространственные и временные понятия (рано-поздно, здесь-там).

Осмысливают и понимают слова с переносным значением (время ползет). При соответствующей подготовке у детей появляются научные термины: звук, буква.

Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении некоторых глагольных форм (ехать-ехают), несклоняемые существительные (в пальте), некоторые формы падежей, где много вариантов окончаний и др.речевые ошибки. На уровне предложения дети используют все основные типы предложений, в их состав включаются причестные и деепричастные обороты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."

Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...

Анализ мониторинга интегративных качеств дошкольников

Презентация форм и методов  мониторинга интегративных качеств дошкольников. Анализ мониторинга....

Консультация "Интегративные качества дошкольника"

Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современ...

«Развитие словаря ребенка – один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника»

Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника....

Консультация для педагогов: «Логическое мышление, как один из важнейших аспектов в жизни дошкольников».

ДЛогика-это то, с чем мы  постоянно сталкиваемся в жизни. То, о чем говорит логика, знакомо каждому и близко каждому: это законы правильного мышления, образное видение мира, последовательность до...

Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"

     Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....

консультация для воспитателей Роль занимательной математики в развитии интегративных качеств дошкольников

Консультация направлена на повышение компетенции педагогов и воспитателей в организации воспттательно-образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений и развития инт...