"В гости к золотой осени"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тонкова Юлия Валерьевна

Развитие связной речи детей

Конспект занятия в области "Коммуникация" с интеграцией образовательных областей "Познание", "Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового интегрированного  занятия в старшей группе компенсирующей направленности

« В гости к золотой осени»

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Актуализация словаря по темам: «Времена года», «Осень», « Овощи – Фрукты»;
  • Совершенствование грамматического строя речи - практическое усвоение в речи притяжательных прилагательных, относительных прилагательных (волчьи, медвежьи; лист дуба - дубовый);
  • Совершенствование навыка фонематического анализа (выделение первого звука);
  • Развитие связной речи с использованием приемов мнемотехники;
  • Развитие  координации  речи с движением, мелкой  моторики с использованием технологии хромотерапии;
  • Развитие вербально-логического мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, умения переключаться с одного вида упражнений на другой.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • Формирование лексической и интонационной выразительности;
  •  Воспитание познавательного интереса к животным;
  •  Развитие наблюдательности и умения замечать сезонные изменения в природе;
  •  Воспитание умения слушать ответы товарищей, дополнять или уточнять их.

Оборудование: буквы, игрушка ежика, экран (презентация), муляжи овощей, фруктов, ягод, корзинки, магнитные доски, наборы раздаточного материала, алгоритмы приготовления блюд, поварские колпачки, мнемотаблицы к стихотворениям.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята,  сегодня для нас на мою электронную почту пришло вот это письмо, но прочитать его я не могу, оно заколдованное. А чтобы его расколдовать,  надо отгадать загадки!

Воспитатель: Первая  загадка

Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом,

Значит в гости к нам сама

Кто пришла, скажи? (Зима)

Воспитатель: О каком времени года говорится в этой загадке? Докажите, почему вы так думаете.

Слайд с этим временем года появляется на экране.

Воспитатель: Молодцы! Вот вам следующая загадка.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает.
Что за время года?

Кто узнает?  (Весна)

Воспитатель: Какое время года спряталось в этой загадке?По каким признакам вы догадались?

Слайд с этим временем года появляется на экране.

Воспитатель: И с этой загадкой вы справились! Слушайте следующую загадку.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю.

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я - … (Лето).

Воспитатель: О каком времени года идет речь в этой загадке? Какие слова помогли вам отгадать ее?

Слайд с этим временем года появляется на экране.

Воспитатель: Молодцы! И вот вам последняя загадка.

Вот художник, так художник!

Все леса позолотил,

Даже самый сильный дождик,

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?  (Осень)

Воспитатель: Какому времени года посвящена эта загадка? Почему вы так думаете?

Слайд с этим временем года появляется на экране.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Вы правильно отгадали все загадки и письмо открылось! Что же там написано?

«Дорогие, ребята! Я живу в сказочном лесу. Меня зовут Золотая Осень. Если вы любите приключения и хотите попасть  ко мне в гости, отправляйтесь скорее в путь!»

 Воспитатель: Пойдем в гости к Осени?

Дети: Да

Звучит музыка, дети идут.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами ручеек. Как же его перейти? Давайте построим мостик. Для этого надо вспомнить все приметы осени. Вы будете называть признак, а я буду выкладывать дощечки.

  1. Игровая ситуация «Мостик осенних признаков»

Воспитатель: Вот и построили мы с вами мостик. Теперь аккуратно перейдем через него, чтобы не промочить ноги. И отправляемся дальше, а чтобы нам в пути было не скучно, споем песенку.

  1. Ритмическая  физминутка « Лужи»

Шлёп – шлёп -  шлёп – идем по лужам.

Ритмичное постукивание ладонями по коленям.

Хлюп - хлюп – хлюп – вода в ботинках.

Ритмичное притопывание.

Кап – кап – кап – нам зонтик нужен.

Поднять руки вверх и ритмично встряхивать кистями.

Оп – оп –оп – вода по спинке.

Ритмичное похлопывание ладонями по плечам.

Буль – буль – буль – упала шапка.

Выполняют «пружинку».

Ой – ой – ой – кругом вода.

Ритмично кружатся.

Да – да – да – себя так жалко.

Качают головой.

Одевайтесь в дождь всегда!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая полянка после дождя, давайте, присядем, отдохнем.

Воспитатель: Мы с вами идем к осени в гости, а про подарок забыли! Что же делать? Придумала, давайте порадуем Осень и выучим для нее стихотворение. Слушайте меня внимательно.

  1. Разучивание стихотворения по мнемотаблице

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот березки золотой.

А последний лист осинки

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: Ребята о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: Про то, как ветер листики считал.

Воспитатель: Какие листики считал ветер?

Дети: Дубовый, кленовый, рябиновый, березовый и осиновый.

А запомнить это стихотворение нам поможет вот эта таблица – схема. Смотрите и слушайте еще раз.

Звучит осенняя музыка, навстречу детям выходит Осень.

Осень: Добрый день, а вот и я.

 Здравствуйте, мои друзья.

 Вас не видела весь год,

 Наступил и мой черед.

 Очень долго вас ждала

 И подарки припасла.

  1. Динамическая пауза « Здравствуй осень»

Дети идут по кругу и поют:

Здравствуй, осень, здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя, мы, осень, спросим,

Чтоб  в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки.

Дети: Значит, будут пирожки. (Хлопают в ладоши) .

Осень:  Принесла я гречки.

Дети: Каша будет в печке. (Мешают кашу на ладошки) .

Осень: Рады ли вы грушам?

Дети: На зиму засушим. (Накланяются и закладывают руки за спину) .

Осень: Принесла вам овощей.

Дети: И для супа и для щей. (Поворачиваются и разводят руки в правую и

левую стороны).

Осень: А уж яблоки, как мед.

Дети: На варенье и компот. (Поворачиваются и разводят руки в правую и левую в стороны).

Осень: Принесла я меду.

Дети: Полную колоду. (Поднимают руки, показывая высоту колоды).

Осень: А дождичку вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Осень: Хорошо, пусть солнышко

Светит вам в окошечко!

Осень: Я хочу пригласить вас в путешествие по осеннему лесу.     А по пути мы зайдем в гости к ежику.

Закрывайте глаза и вместе со мной произнесем волшебные слова:

« Здравствуй, здравствуй чудо – лес, полный сказок и чудес!»

Звучит музыка. Дети открывают глаза.

Логопед: А вот и мой чудесный разноцветный лес. Ой, а почему  все листья лежат на земле?

Дети: Наверно, здесь был ураган.

Логопед: А, что такое ураган?

Дети дают свои объяснения.

Логопед: Лес стал такой мрачный.

 Давайте украсим лес  опавшими листьями. А прикреплять их мы будем на нити паутинки. Сейчас посмотрим,  знаете ли вы названия деревьев и их листьев.

  1. Игра « Собери листочки» (игра с прищепками)

Логопед: Это лист липы - липовый

Дети: Это лист дуба – дубовый

          Это лист клена – кленовый

          Это лист сосны - сосновый

          Это лист березы – березовый

          Это лист ели – еловый

          Это лист  рябины – рябиновый

Логопед: Молодцы, много тропинок  в моем лесу и много следов, оставленных животными. Чтобы не потеряться, мы должны знать по каким следам можно идти, а по каким -  нет. Посмотрите на  « Волшебный экран».

  1. «Чьи следы» (презентация)

Логопед: Назовите следы, которые вы видите на экране.

Дети: Это следы медведя – медвежьи

Логопед: Куда они нас приведут?

Дети: В берлогу

         Это следы зайца – заячьи, они приведут под кустик.

         Это следы волка – волчьи, они приведут нас в логово.

       Это следы ежа – ежиные,они приведут нас к норе ежа.

Логопед: По этим следам мы и пойдем с вами,старайтесь на другие следы не наступать.

Логопед: Вот мы пришли, ежик, вставай, к тебе гости пришли.

                 Я знаю, почему он спрятался, он опять не выучил уроки

                 и ему очень стыдно. Давайте поможем ему выполнить

                 задание.Что это лежит в траве?

Дети: Буквы.

Логопед: Давайте их назовем.

Дети: Это буквы А,У,П,Т,К,М

Логопед: Правильно. А  ежику нужно собрать урожай только тех овощей и фруктов, которые начинаются с этих звуков. Собирайте в корзинки  и называйте первый звук.

  1. « Собери урожай»

Дети: Это оранжевая, хрустящая морковь, первый звук –М

Это круглая, зеленая капуста, первый звук – К

Это круглая, желтая тыква, первый звук –Т

Это оранжевый, сладкий апельсин, первый звук – А

Это красный, круглый помидор, первый звук – П

Это коричневый, овальный картофель, первый звук - К

Логопед: Правильно, теперь ежик отнесет корзинку в школу. И в следующий раз будет выполнять домашнее задание сам.

Логопед: Ребята, скоро к ежику придут гости, а у него нет угощения. Что делать?

Воспитатель выходит в костюме повара

Воспитатель: Ребята,  давайте мы поможем приготовить. Вспомните, что можно приготовить из овощей, фруктов?

Дети: Гороховый суп, борщ, салат, компот и т.д.

Воспитатель: Предлагаю вам стать на время маленькими поварятами.

Осень: Постойте, а ведь руки у вас грязные, их нужно помыть.

  1. Пальчиковая гимнастика «Мою руки»

Мыло бывает разным- преразным (дети намыливают руки):

Синим (соединяют подушечки указательных пальцев),

Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев),

Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев),

Красным (соединяют подушечки мизинцев).

Но не пойму, отчего же всегда

Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?

  1. Игра « Поварята»

Воспитатель: Вы – готовите фруктовый салат, вот вам салатник и набор фруктов (вкладыши с алгоритмом), а в помощь даю таблицу - схему приготовления блюда.

А мы – готовим овощной салат, вот  салатник, набор продуктов и схема.

Каждая команда выполняет задания, затем подводится итог, и дети объясняют, как они свои блюда готовили.

- Дима, расскажи, какие овощи мы взяли для салата?

(Помидор, огурец, лук)

- Илья, что мы делали дальше?

(Мы помыли овощи)

- Максим, как мы порезали овощи?

(Порезали дольками, кусочками)

-Что мы сделали потом? (Положили в салатник, полили маслом, посолили, перемешали)

Воспитатель: Салат готов, приятного аппетита!

Вика, расскажи, какие фрукты мы взяли для салата?

(Яблоко, банан, грушу)

- Вероника, что мы делали дальше?

(Мы помыли фрукты)

- Лиза, как мы порезали фрукты?

(Порезали дольками, кусочками)

-Что мы сделали потом? (Положили в салатник, полили йогуртом, перемешали, посыпали тертым шоколадом)

Осень: Салат готов, приятного аппетита!

Угощаем гостей.

Осень благодарит детей и вручает им корзину с яблоками, прощается.

Воспитатель: И нам пора возвращаться домой.

  1.  Подведение итогов

Воспитатель: Вам понравилось путешествие? У кого в гостях вы побывали?

Какие задания вам больше всего понравились?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для старшей группы "В гостях у Золотой Осени"

Развлечение как одна из форм активного отдыха детей. Детям очень нравится....

КОНСПЕКТ досуга "В гостях у золотой осени"

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

«В гостях у Золотой осени».

Сценарий спортивного развлечения для подготовительной группы детского сада...

Спортивное развлечение "В гостях у Золотой осени"

Конспект развлечения по ОО «Физическая культура» в подготовительной к школе группе...

Конспект открытого занятия для студентов колледжа по дидактической игре «Открытая прогулка» на тему: «В гостях у Золотой осени» старше-подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2018г.

Учить детей обращать внимание на прелести осенней природы, «золотой поры», бережному обращению к деревьям, кустам, растениям. Обогащать знания о признаках осени, её изменениях. Учить поним...

Сценарий физкультурного развлечения "В гостях у Золотой осени" для детей 5 – 6 лет

Сценарий развлечения разработан с целью закрепления полученных ранее знаний по лексической теме «Осень» посредством двигательных упражнений и заданий....