Непосредственно образовательная деятельность на тему: "Любят в праздники рядиться наши русские девицы!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Константинова Любовь Геннадьевна

Непосредственно образовательная деятельность об истории национального русского костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Конспект

непосредственно образовательной деятельности в логопедической группе:   об истории  национального русского костюма.  

Тема: Любят в праздники рядиться наши русские девицы.

Образовательные области: чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, безопасность, познание, физическая культура, художественное творчество, здоровье.                                                                  Программное  содержание: формирование у детей интереса к  русской национальной одежде.

 Коррекционно-образовательные  задачи:                                                                       * Формировать  у детей интереса к национальной русской одежде.                                                       * Продолжать знакомить детей с  национальной одеждой,  дать представления о характерных особенностях русского народного  костюма.                   *Совершенствовать  умение  составлять рассказы  об одежде, обуви и головных уборах.                                                                                                        * Учить образованию слов из двух частей (душегрея, телогрея, косоворотка) и образованию прилагательных из существительных.                                               *  Продолжать работу по обогащению словаря детей: душегрея, косоворотка, кушак, кафтан, понёва.                                                                                 Коррекционно-развивающие задачи:                                                                       *Развивать у детей старшего дошкольного возраста мышление, память, внимание, фонематический слух.                                                                      Коррекционно-воспитательные задачи:                                                                              *  Воспитывать интерес к русскому народному  костюму, к  его истории и традициям.                                                                                                                                                          *  Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.

Предварительная работа:        

* Разговор с детьми об одежде в повседневной жизни, о бережном отношении к вещам, рассматривание предметов одежды в журналах и  иллюстрациях.

* Экскурсия в музей Тверского быта.

*Оформить выставку детского творчества  «Мне посчастливилось родиться на Руси». (вышивка, лепка).                                                                                                                                                                                                                            

* Оформить дидактическую игру: «Наряди куклу в русский костюм».

* Организовать выставку «Куклы в национальном костюме»

Оборудование:

* Приготовить  на каждый стол,  трафареты одежды,  карандаши  и бумагу для рисования.                                                                                                          

* Аудиозаписи русских народных песен.

                                         

                                                  Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель: Ребята сегодня мы на машине времени отправляемся  в путешествие, чтобы увидеть, как одевались русские люди в старину.    Закрывайте глаза сидите тихо, не шумите.   (аудиозапись с музыкой)

(Дети открывают глаз. На доске показ костюмов - слайдов)

Воспитатель: И так мы на месте, а перед вами русские народные костюмы.  Давайте их рассмотрим.  Назовите основную мужскую одежду.                                Дети: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

 Рубаха была длинной, носилась поверх портов и подпоясывалась кушаком.

Воспитатель: Что одевали поверх рубахи?

Дети: Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтан. В холодную зимнюю пору носили шубу, шапку, валенки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь посмотрите и расскажите про традиционную женскую одежду.

Дети: Основной одеждой женщин была длинная рубаха. Поверх рубахи надевали сарафан.  Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.

Воспитатель: Как образовалось это слово?                                                                                         Дети: Душу греет.                                                                                                          Воспитатель: Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело была…
-Как бы вы называли такую одежду?                                                                          
Дети: Телогрея.                                                                                                   Воспитатель: Не только сарафан носили на Руси. Элементом русского народного костюма являлась понёва. Кто из вас расскажет, что это..?                           Дети: Понёва это длинная украшенная вышивкой юбка.                              Воспитатель: Особое внимание предки всегда уделяли головным уборам.
- Я предлагаю Лизе выйти и надеть головной убор.                                                              А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему?                                    Дети Платок, вы женщина и у вас волосы должны быть спрятаны. Воспитатель: Правильно ребята!  А какую обувь носили люди в то время?  Дети Обычно носили лапти, а на праздники обували сапоги без каблуков, зимой валенки.

Воспитатель: Правильно!

2часть.

(Выходит девочка и мальчик в русском старинном наряде).

Воспитатель: Ребята на лужайке играли дети, я их пригласила к нам. Давайте с ними познакомимся и сравним одежду старинную и современную. Что общего и в чём различие в одежде?

Беседа «На прошлое смотрите – своё покажите».    

Дети обсуждают костюмы.

Воспитатель   Молодцы, вы справились с заданием.

- Милые дети нам с вами пора прощаться, вас наверно ждут. Нам было приятно с вами познакомиться. До свидания!

Воспитатель: Ребята, мы увидели разнообразие одежды, как ухаживают за одеждой? (стирают, гладят, чистят, зашивают).

-Давайте приведём нашу одежду в порядок.                        .                                                                  Физкультминутка    

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

(Дети сопровождают текст, стихотворения соответствующими  движениями).

Ну вот одежда высохла. Что мы с ней сделаем? (Погладим).

Теперь наша одежда в порядке. Можно продолжить занятие                      

На мольберте игра «Наряди кукол».

Воспитатель: А теперь я попрошу вас помочь мне вот в каком деле,  нужно одеть кукол в современную и старинную одежду.

(вызываю 2мальчика и 2девочки, одежда разложена на подносах) Воспитатель: Правильно, молодцы, занимайте свои места.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру.   Игра: «Какая одежда?»

Из кожи одежда какая? (кожаная), из шёлка – шёлковая, из шерсти – шерстяная, из льна – льняная, из ситца – ситцевая, из бархата – бархатная, из холста – холщёвая, из атласа – атласная.

 Воспитатель: Правильно, молодцы, пройдите за столы.

Пальчиковая гимнастика.   «Сто одёжек».

Лиф на байке. (Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках на каждое название одежды)        Три фуфайки,

 На подкладке платьице,

Шарф на шее,

Шаль большая,

Что за шарик катится?

 (Пожимают плечами)

Сто одёжек, сто застёжек,

(Ритмично сжимают-разжимают пальцы обеих рук) 

Слово вымолвить не может.

Мама так закутала.

(Похлопывают себя по плечам).

Что не знаю, (Пожимают плечами) Тут ли я!

(руки от груди, через середину сбрасывают вниз)

Воспитатель:  Мы с вами вспомнили элементы народных костюмов, а что общего есть  у женщин и у мужчин,  у детей и стариков?

Дети: Все носили рубахи.

Воспитатель: Действительно, основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти.  Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Узор в виде орнамента, вышивали по вороту, рукавам и подолу. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами попытаемся создать свой оберег Как это сделать? На какую часть одежды мы будем наносить обереги?                                                                                                                                Дети: Подол, края рукава, ворот.                                                                                                                                

 Воспитатель: Правильно, дети возьмите трафареты и приступайте к работе.
             

(Дети и гости открытого занятия под фольклорную музыку раскрашивают обереги на частях русского национального костюма).


-Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились.  

После завершения оформляется выставка работ.        

 Рассматривание и анализ детских работ.

Что ты нарисовал? Что означают твои символы?

 3 часть.

Наше путешествие закончилось. И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза, не подглядываем (звучит музыка). Откроем глаза вот мы с вами и снова в нашей группе.

 Мы многое узнали, научились сравнивать современную и старинную одежду, привели нашу одежду в порядок, нарядили кукол, поиграли в сложную игру «Какая одежда?». Нарисовали красивые обереги. Вы славно поработали, а теперь можно отдохнуть и показать гостям нашу группу.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Наша планета. Знакомство с произведением Д. Мамина – Сибиряка «Медведко».

Программное содержание: дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; ...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Защитники земли Русской"

На примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству....

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую"

Цель: познакомить детей с неофициальным (народным) символом России - берёзой. Вызвать у детей интерес к изображению берёзы в осеннее время года нетрадиционным методом рисования....

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Люблю березку русскую"

НОД  интегрированного характера,  раскрывающая  для  детей  образ  "Березы"  в  живописи,  литературе,  народном творчестве, музыке.Содержит элементы ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе «Старинные русские игры в жизни детей»

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности  дошкольника. Слагаемыми физической культуры являютс...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе "Хорошо, когда рядом друзья"

КОНСПЕКТобразовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста «Хорошо, когда рядом друзья»...