Развитие лексического строя речи.
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Барышникова Светлана Михайловна
Для работы с любым нарушением необходимо знать норму. Не исключением является и развитие словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksiki_v_ontogeneze.rar348.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ г. НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД №42 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Формирование лексического строя речи

в онтогенезе
у детей без речевых патологий

Подготовила:

С. М. Барышникова,

учитель-логопед первой

квалификационной категории

Новосибирск, 2013

Слово есть корень Жизни.

Через постижение Слова

в человеке раскрывается Жизнь…

Станислав Жаров

Формирование лексического строя речи в онтогенезе у детей

без речевых патологий

Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид деятельности.

Язык – система знаков и символов отражающая цивилизационный опыт человека.

Онтогенез (от греч. «существо», «рождение») – индивидуальное развитие человека.

Онтогенез языка – усвоение родного языка.

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а, с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетического, фонематического, грамматического. С помощью слов ребёнок обозначает то, что доступно его пониманию. Поэтому раньше всего появляются слова конкретного значения, а позднее – слова обобщающего характера.

На сегодняшний день в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими  компонентами.

По данным исследований Правдиной О.В [2] развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.

Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами :

1-е полугодие – звуко-подражание (гуление).

2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.

2– 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 2 года – 200-300 слов

3 – 4 года – 1000 – 1500 слов. Идёт непрерывное увеличение словаря как активного, так и пассивного. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.

4 – 5 лет. Активный словарь достигает 2000 слов В речи сокращается количество сокращений и перестановок. Появляются новые слова: образованные по аналогии, обозначающие временные и пространственные понятия. Взрослый учит активно пользоваться запасом имеющихся слов, обращает внимание и на окружающие предметы, их качества.

5 – 6 лет. Запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В активном словаре используются обобщающие слова, дети правильно называют круг предметов и явлений окружающей действительности. Продолжается совершенствоваться звукопроизношение . В словах нет пропусков, перестановок слогов и звуков. Исключение – трудные, малознакомые слова. Взрослый вводит в речь новые слова, углубляет понимание ребёнком смысла слов уже имеющихся в его активе.

6 – 7 лет. В словаре ребёнка 3000 – 3500 слов. Особенность данного возраста в  расхождении активного и пассивного словаря, в неточном употреблении слов. Взрослый стремится расширять запас слов, давая им смысловую нагрузку, помогает детям находить нужное слово, наиболее точное выражение, правильно произносить многосложные трудные слова, но часто произносимые.

Качественный рост словаря происходит по двум направлениям:

 а) по содержанию - обогащение и дифференциация смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими,

б) по форме - постепенное овладение все усложняющейся ритмико-интонационной, звуковой и слоговой структурой слов.

Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и последовательностью.

Так усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательностью: существительные - это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия - несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться сравнительно очень поздно, числительные поздно и усваиваются во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета). Служебные слова появляются в языке ребенка одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте. 

А.И.Лаврентьева у детей от года до четырех лет выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря. 

На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50).

Словарный запас на втором этапе начинает быстро увеличиваться. В сознании ребенка формируется некоторая система слов, относящаяся к одной ситуации, образуются группы слов. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других. Лаврентьева определяет этот этап как ситуационный, а группы слов – ситуационные поля.

Третий этап формирования лексической системы определяется как тематический этап, когда ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Объединение слов в такие тематические группы способствует развитию лексической антонимии (большой – маленький), (хороший – плохой). Словом «большой» дети часто заменяют все варианты параметров прилагательных (длинный, толстый, высокий) и др.

На четвертом этапе развития лексической системы возникает явление синонимии («одинаковость или сходство значения различных слов или других однородных языковых единиц»). Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, т.к. словарь ребенка обогащается за счет производных слов. У детей младшей группы преобладает лексический уровень, а этап овладения правилами словообразования еще только начинается. В средней группе преобладает словообразовательный уровень (отмечено наибольшее число слов- неологизмов «слова, которые являются абсолютно новыми лексическими единицами для данного периода развития ребёнка. Такие слова ещё не успели войти в активный словарный запас, поэтому могут быть незнакомыми для многих из них, но уже употребляются»).

Развитие словаря ребенка можно условно разделить на четыре периода.

Первый период. 

Словарь очень невелик, его составляют так называемые «лепетные» слова, т. е. слова-звукоподражания (ам-ам, му и т. п.), и слова, состоящие из одного слога.

Первые слова являются аморфными (бесформенными), неизменяемыми словами корнями, когда один и тот же звуковой комплекс служит для обозначения самого предмета (часто даже и нескольких предметов), действия с ним или одного из качеств данного предмета.

Употребление этих слов обычно сопровождается мимикой и жестом, несколько уточняющими их значение. Так, звукосочетание  имеет следующие значения: а) кошка, мех, волосы (сопровождается обычно жестом поглаживания), объединение этих понятий говорит о выделении общего для них качества мягкости, пушистости, б) царапается, лакает молоко (сопровождается жестами, изображающими эти действия).

Таким образом, наблюдается многозначность многих "лепетных слов", а наряду с этим и суженность их содержания по сравнению со словами взрослого человека.

Появляющиеся двусложные слова состоят из двух повторяющихся слогов с ударением на первом слоге (мама, папа и т. д.).

У некоторых детей в этом периоде наблюдается преобладание развития ритмико-интонационной структуры слова над звуковым его оформлением титити - бисквиты и титити - кирпичи)

Появление первых слов совпадает с началом употребления первых предложений. Первое предложение в речи ребенка - это аморфное слово. Первый шаг в дальнейшем развитии предложения состоит в объединении сначала двух, а затем и трех-четырех бесформенных слов: Мама каша дать, тата пать (спать).

Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой.

Второй период. 

Словарь быстро растет количественно (последовательность овладения различными частями речи уже была указана) С ростом словаря и усложнением его ритмико-интонационной структуры и уточнением его звукового оформления появляются и количественно нарастают различные виды искажений слоговой структуры слова, перестановки (говала-голова), сокращения слов (моко-молоко), вставки лишних слогов. Эти искажения часто обозначаются термином литеральные парафазии, но, в отличие от парафазий как явления патологического, детские парафазии довольно быстро самостоятельно изживаются под влиянием речи окружающих и оказываются проявлением активного словотворчества ребенка.

Второй период характеризуется быстрым ростом разных типов как простого, так и сложного предложения.

Начинается он с перехода от аморфных слов-корней к словам, морфологически расчлененным на элементы, причем этот процесс сразу охватывает ряд грамматических категорий (для существительного - единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падежи и уменьшительные формы; для глагола - повелительное, изъявительное, сослагательное наклонение, настоящее и прошедшее время повелительного наклонения).

Уже в этом периоде появляется и постепенно развивается контроль над собственной речью и критическое отношение к речи окружающих, что относится больше к звуковой стороне речи.

Последовательность грамматизации тесно связана со значением изучаемых категорий; овладение этими категориями опережает усвоение внешнего выражения значения. Иллюстрацией, подтверждающей это положение, являются следующие факты:

а) раннее усвоение существительных и глаголов, имеющих среди других частей речи наиболее конкретное значение, б) позднее усвоение прилагательных, обозначающих свойства, качества предметов, что является уже абстракцией более высокого уровня, а также употребление предлогов, появляющихся после усвоения соответствующих флексий, а, следовательно, и после появления понимания их значения.

В это время очень характерным является то, что формы слов употребляются всегда правильно по значению (по смыслу) и синтаксически, но в то же время нередко представляют нарушения морфологического характера.

Третий период. 

Период усвоения морфологической системы. Формы становятся устойчивыми.

 Этот период характеризуется обширным словарным запасом, овладением слоговой структурой (сначала слова из четырех-пяти слогов, а вскоре и более сложные слова). Одновременно с накоплением и усложнением словарного запаса происходит и развитие смысловой стороны речи - от конкретного значения к абстрактному.

 Одновременно усваиваются все части речи, последовательность усвоения обусловлена все меньшей и меньшей конкретностью их значения.

Четвертый период. 

Уровень овладения языком очень высок: вся сложная система грамматики (синтаксического и морфологического порядка) освоена. Но это относится только к разговорно-бытовому стилю. Усвоение элементов литературного языка падает на школьный возраст - возраст овладения письменной речью (причастия, деепричастия, многие суффиксы отвлеченных понятий).

Эльконин Д.Б. [4] указывал, что расширение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря.

По данным А.Н.Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается примерно 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий  и частиц.

Фомичева М.Ф.[3] подразделяет детей на  возрастные группы,   также выделяя этапы формирования лексики у детей с нормальным речевым развитием:

Вторая младшая группа.

У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 – 300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 – 1000 слов. У детей трех лет наблюдается неправильность в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед); перестановка в слове слогов («замукальные» – музыкальные); перестановка в слове звуков («певрый» – первый); пропуски в слове звуков. Иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков, вводят дополнительные согласные, которые постепенно исчезают.

Средняя группа.

К четырем годам активный словарь достигает 1900 – 2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии.

Старшая группа.

К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти  явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (Экскаватор).

Подготовительная группа.

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас –3000 – 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь ребенка иногда бывает, бедна, потому, что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. То есть,
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

         Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

         Осуществляя словарную работу, требует соблюдения  следующих принципов:
1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Дерево, даже и подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы Дерево, даже и подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы излечивается и зарастает. Но стрела словесная неисцелима, ведь она попадает в самое сердце. излечивается и зарастает. Но стрела словес

ная неисцелима, ведь она попадает в самое сердце.

Литература:

  1. Волосец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников\\ - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева- М. 2002  
  2. Правдина О. В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1973.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения издание 2-е  П. - М.  1971
  4. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с
  5. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1958.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексического строя речи по теме: «Домашние животные"

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для проведения...

Семантические поля как средство развития лексического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Структура семантического поля выглядит следующим образом:ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слов...

Развитие грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией (рекомендуемые лексические упражнения)

Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации  речевой деятельности. Основным симптомов речевого ...

Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"

Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....

Развитие лексического строя речи ребенка старшего дошкольного возраста

Словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогатить речь ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание знач...

Методическое пособие "Развитие лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

Данная разработка была сделана на основе пособия О.И.Крупенчук "Научите меня говорить правильно", адаптирована для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Материал представлен ...

Методические рекомендации для воспитателей по теме "Развитие лексического строя речи"

В данной презентации представлены материалы по теме "Развитие лексического строя речи" для работников детского сада...