Доклад к педсовету "Взаимодействие взрослых и дошкольников в процессе развития связной речи"
консультация по развитию речи по теме

Федотова Ирина Вячеславовна

 В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми Раскрываются формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи . А также уделяется внимание речи педагога, который является для ребёнка образцом для подражания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие взрослых и дошкольников в процессе развития связной речи.

Доклад к педсовету от 21 11 2013г.

В нашем дошкольном учреждении, наряду с группами общеразвивающего вида, существует 4 коррекционные группы для детей с общим недоразвитием речи
Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показывает, что у детей данной категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли, вследствие маленького словарного запаса, затруднено словообразование и словоизменение, неразвита связная речь. Речь детей, как правило, является малопонятной, не эмоциональной. Эти нарушения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка. Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстов учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – эти и другие  учебные действия требуют
достаточно высокого уровня развития связной речи. Программа детского сада предусматривает обучение детей диалогической и монологической речи.

 В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются НОД. Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению детей  с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществляется преемственность в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, психолога. Цель их — способствовать усвоению речи ребенком и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения. На занятиях он учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и как делать?); учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми: вместе слушать объяснение, рассказ, музыку, вместе смотреть картинки,; учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, вместе петь; привыкает сосредоточивать внимание на определенном объекте, сдерживаться, говорить по очереди.
На занятиях дети получают новые знания (вместе с новыми словами и грамматическими формами, обозначающими отношения между явлениями действительности), приучаются выполнять учебную работу в соответствии с данными словесными указаниями, учатся оценивать свою работу. На занятиях их приучают быть дисциплинированными.

Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно использовать?

  • наблюдение и элементарный труд в природе ( общение детей между собой и с взрослыми во время трудовой деятельности любого вида);
  • досуги, развлечения
  • ·игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • ·чтение и  слушание художественной литературы с использованием ярких красочных иллюстраций, картин, разучивание стихов, где основным источником обогащения становится текст художественного произведения, который воспитатель читает детям, а дополнительным источником остаётся речь воспитателя, комментирующего текст;
  • театрализованная деятельность;
  • ·игры на развитие мелкой моторики рук;
  • сюжетно – ролевые игры (развитие диалогической речи во время общения со сверстниками;
  • ·подвижные, дидактические игры и упражнения;
  • ·бытовые и игровые ситуации (все режимные моменты)
  • ·элементарное экспериментирование.

Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими.

Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.
При ознакомлении  с окружающим, наблюдениях за  природой наблюдаемые предметы и явления, их действия, признаки, отношения составляют объекты изучения, а речь воспитателя, называющего то, что дети видят, является основным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития речи — диалогической и монологической. Если монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом

Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Речь педагога является условием и средством формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе.

Речь педагога должна быть эталоном для детей. Речь воспитателя оценивается ее с трех сторон:

· содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям);

· безупречная правильность формы (как говорит);

· возрастная направленность ( в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми, имеющие общее недоразвитие речи. В этом случае, характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, яркая эмоциональность речи.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность.

Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходима богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим. Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Педагогу важно уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

Воспитатели  организуют аналогичную работу с родителями, советует, как надо использовать индивидуальное общение с ребёнком, наглядность. Няня — помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т. д. Каждый дошкольный работник должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые (воспитатели) должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Воспитатель старшей логопедической группы №7

Федотова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Формирование гендерных представлений у дошкольников в процессе развития связной речи.

Задача формирования гендерных представлений не является главной в работе учителя-логопеда. Однако, работая в тесном взаимодействии с другими участниками образовательного процесса, учитель-логопед, на ...

Методическая разработка «Модель образовательной системы формирования интеллекта дошкольников в процессе развития связной речи в средней группе»

Методическая разработка «Модель образовательной системы формирования интеллекта дошкольников в процессе развития связной речи в средней группе»...

Доклад и презентация по теме «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников разных возрастов»;

quot;Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...