Творческий отчёт из опыта работы на тему: "Играем пальчиками и развиваем речь" (1 младшая группа)
статья (развитие речи, младшая группа) на тему

 

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени  сформированности  тонких движений пальцев рук. Наблюдения показали, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Формирование речевых областей совершенствуется под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других), приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляций слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Поэтому, тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором ,стимулирующим речевое развитие ребёнка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к рисованию, к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

Работа над этой темой, я поставила и стараюсь решать следующие задачи:

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив  для неё оптимальное время;

-установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

- повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратить их в занимательную игру.

В начале года к нам к нам в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук провожу во время утренней гимнастики, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.

Для хорошей тренировки движений пальцев рук широко использую народные игры- потешки:

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила,

Этому дала и т.д.

При этом указательным пальцем правой руки дети выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

              Так, движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

               Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

               В своей работе с детьми использую игры с предметами, которые также оказывают благоприятное  воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки: мозаика, пирамидки; застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень. Игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшки); игры с карандашами и крупой. Хорошим средством для развития движений является игра: «Пальчиковый театр».

                Малышам интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать снова. Наша задача – поддержать это стремление, организовать общение ребёнка с кем – либо в ходе предметной и игровой деятельности, обогащать словарь детей. Всё это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.

                 Девочкам больше нравится играть с куклами, которых они укачивают, гуляют с ними, одевают, раздевают, купают, кормят, лечат, варят им кашу.

                 Мальчики любят играть машинами, строить постройки. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные материалы.

                  Дети, выполняя различные пальчиковые упражнения, овладевают двигательными умениями и навыками, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

                  К работе по развитию моторики стараемся подключить родителей. Объясняем родителям, чтобы они давали возможность своим малышам  проявлять самостоятельность в застёгивании пуговиц, кнопок, натягивании колготок.

                   Советуем родителям учить ребёнка манипулировать предметами – среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, мозаика, матрёшки, строительный материал, машинки, конструкторы.

                    Работа по развитию мелкой моторики и координации движений детей, положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.

                    Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для повышения  компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

Проект:ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ "ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ"

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка, практические советы по развитию мелкое моторики....

Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

Конспект занятия по развитию на закрепление пройденного материала в младшей группе Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить четкое произн...

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:раскрыть понятие мелкой моторики; раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи де...

Игра-практикум для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях....