ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
по развитию речи по теме

Канунникова Ирина Михайловна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opistaelnyy_rasskaz.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №25 «Василёк»

города Губкин Белгородской области

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

(из опыта работы)

Подготовил: воспитатель Кануннникова Ирина Михайловна

Губкин – 2012

        Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы– очень важный аспект их развития. Умение точно, лаконично и образно описывать предмет способствуют усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информации.

        Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребёнку тяжело  поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.

        Одним из приёмов, которые значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника чёткими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

        В своей работе по обучению составления описательных рассказов, я использую схемы по разным лексическим темам. Каждая схема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа. На обороте схемы представлены объяснения содержания клеточек, т.е. развёрнутый план описательного рассказа.

        Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовому понятию;
  • среда обитания или роста (для представителей растительного и животного мира);
  • размер;
  • цвет;
  • форма;
  • строение или составные части;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для не живых предметов);
  • способ использования (или какую пользу приносят);
  • субъективная оценка ( добрый/плохой, полезный/вредный и т.д.)

По такой модели можно составить описание отдельного предмета, который принадлежит к определённой теме.

Работу над опорными схемами провожу с использованием настоящих предметов, игрушек. Большое значение имеет выбор темы. Она должна отвечать возрасту и интересам детей, от этого зависит результат обучения. Обучение провожу в три этапа.

На 1 этапе демонстрирую детям схему по определённой лексической теме и объясняю содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения и т.п. присущи всем предметам определённой группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них избираю только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу следующие игровые упражнения.

«Расшифруй знаки-символы». Показываю ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок должен самостоятельно объяснить содержание символов каждой клеточки.

«Исправь ошибку». Показываю ребёнку картинку по определённой теме и последовательно объясняю содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание символов каждой клеточки.

«Покажи правильный символ». Показываю предмет и называю любое его свойство или признак. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

На 2 этапе работы даю детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.

Описывая предмет, я последовательно показываю на схеме клеточки.

Третий этап работы – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.

Ребёнок получает настоящий предмет (игрушку, рисунок), который принадлежит к определённой лексической теме, внимательно рассказывает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме

На первых порах при составлении описательных рассказов ребёнку предлагаю передвигать от клеточки к клеточки предмет, который он описывает. Это значительно облегчает детям выполнение задачи, ведь им легче строить рассказ, когда они непосредственно  видят нужный пункт опорной схемы рядом с предметом, который описывают.

Анализируя результаты проведенной работы, можно отметить, что использование планов - схем при составлении описательных рассказов, заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Аналогические схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов и придумывания загадок о предметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения дошкольников рисования домов в разных возрастных группах

Данная презентация представляет собой методические рекомендации по обучению дошкольников рисованию домов в разных возрастных группах  к   «Основной общеобразовательной программе  М...

Использование схем-алгоритмов в составлении описательных рассказов (мнемотехника)

Одна из основных задач в детском саду является обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Факторы, которые облегчают процесс становления связной речи, я...

Консультация для педагогов: "Методика обучения выразительному чтению стихотворений в разных возрастных группах"

Заучивание стихотворения – одно из важнейших средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Эта работа связана с воспитанием любви к художественному слову, к поэзии....

Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО

Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У совр...

Обучение детей описательному рассказу от имени предмета

Обучение детей описательному рассказу от имени предметаУчить  ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь.Овладение связными формами высказываний – сложный и длител...