Формирование речи дошкольников по возрастам. Консультация для воспитателей и родителей.
консультация по развитию речи по теме

Кияницына Ольга Евгеньевна

В консультации раскрыты основные этапы становления речи дошкольников, представлены характерные искажения звуковой стороны речи, коротко описано, чем должны овладеть в речевом развитии дети того или иного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речи дошкольников по возрастам.

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга  достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были так же достаточно развиты. Особенно важно развитие речедвигательных и речеслуховых анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Условия жизни и воспитания ребёнка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить. Если малыш не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие.

В условиях детского сада руководство развитием речи детей должно вестись в разных направлениях. Но, чтобы активно и правильно руководить этим процессом, воспитателю необходимо знать закономерности нормального развития детской речи.

Ребёнок рождается с готовым речевым аппаратом, но ещё не умеет пользоваться им. ему надо этот навык приобрести. И с первых дней своей жизни он становится на путь упражнения своего голосового аппарата. Звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими из гортанных и губных звуков: "га, мг, бг"  и т.п. Ребёнок неустанно упражняется в их произношении. Он гулит.

 В 4-5 месяцев произносимые им звуки меняют характер. Они становятся членораздельными, приобретают элементы слова, ребенок овладевает слогами: ма, па, га, фу и т.п. Он вступает в период лепета. По сравнению с гулением лепет является более сложным видом упражнения речи. Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер, являются выразительными средствами его внутреннего состояния, причем крик – выразитель эмоций отрицательных (вызываемых голодом, болью, одиночеством и т.п.), а гуление, лепет – эмоций положительных, радостных. До овладения словом ребенок проходит подготовительный период, имеющий громадное значение для развития его языка. В это же время идет процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем в 7-9 месяцев отдельные слова и действия.

Обычно к концу 1-го года жизни ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, папа, баба и т.д.). Их набирается 8-10. Большую роль в формировании речи ребенка в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих его. Предметы надо называть правильно, не коверкая слов, не подстраиваясь под язык детей. Подготовительный период имеет важное значение в последующем развитии детской речи. В этом периоде закладывается основа, на которой в дальнейшем строится речь ребенка.

В возрасте одного года ребенок:
- Знает, как его зовут.
- Понимает слово "нет".
- Понимает и выполняет несложные просьбы.
- Повторяет простые одно- и двухсложные слова.
- Играет в "Сороку-белобоку", желает "спокойной ночи".
- Говорит "мама", "папа" и ещё около десятка слов, обычно существительных.
- Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.
- По вашей просьбе даёт игрушку.
- С удовольствием смеётся.
- Хорошо слышит и различает много звуков.
- Демонстрирует искреннюю любовь к вам.
- Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.
- Активно рисует карандашом или мелком каракули.

На втором году жизни начинается второй этап – оформления самостоятельной речи. В это время необходимо развивать так же пассивный словарь ребенка (это те слова, которые он еще не произносит, но уже понимает). Из пассивного словаря развивается активный словарь (это те слова, которые ребенок употребляет в речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время развивается и фразовая речь, т.е. ребенок говорит не отдельными словами, а соединяет их в небольшие словесные цепи, наподобие тех, которые он слышит от окружающих. Сначала это простые фразы из 2-3 слов, постепенно они усложняются и к трем годам словарный запас, как правило, 800-1000 слов. Непрерывно идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного.

К двум годам ребенок:
- Обладает запасом в 200-300 слов.
- Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями.
- Прислушивается к словам и понимает их значение.
- Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации.
- Называет предметы, изображённые на картинках.
- Хорошо знает своё имя, произносит его.
- Пользуется словами "да", "нет", "еще".
- Выражает просьбу словами, а не только жестами.
- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями).
- Согласует предмет и действие ("машина едет", "я хочу").

У детей трех лет наблюдается неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

- сокращения слов (сипед – велосипед, атабиль – автомобиль);

- перестановка в слове слогов (замукальные- музыкальные);

- перестановка в слове звуков (певрый – первый);

- пропуск в слове звуков (босой мальчик – большой мальчик, девича – девочка),

- иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков, вводят  дополнительные гласные, которые постепенно исчезают (корабель – корабль, не зинаю – не знаю).

Фразовая речь в этом возрасте удлиняется и усложняется, но отмечаются и некоторые несовершенства фразовой речи: порядок слов в предложении не всегда правилен (я хочу нет – я не хочу); иногда искажается род имен существительных (один колёс); даются неправильные падежные окончания (у меня много подругов).

Для произношения звуков так же характерны некоторые искажения:

  1. Согласные звуки  произносятся смягченно (лёзетька –ложечка).
  2. Согласные свистящие звуки [с, з, ц] искажаются:

а) произносяися недостаточно четко;

б) пропускаются (абака-собака, амок-замок, веток –цветок);

в) [з]=[в] (вамок-замок), [с,ц] = [ф] (фабака – собака, фыпленок – цыпленок);

г) [с, ц]= [т] (тобака – собака, тветок – цветок), з=д ( дамок – замок);

        3.   Шипящие звуки [ш, ж, ч, щ] искажаются:

              а) произносятся недостаточно четко;

             б) пропускаются (апка – шапка, ук – жук, т.д.);

             в) [ш] = [с,ф] (сапка, фапка – шапка), [ж] = [з,в] (зук, вук – жук), [ч] = [ц, т'] (оцки, отьки – очки),[щ]= [с', т'] (сётка, тётка – щетка).

        4. Звуки  [л] и [р] пропускаются или искажаются:

           а) пропускаются (ампа –лампа, ука – рука)

            б) [р,л] =[л'] (лямпа – лампа, люка – рука)

           в) [р, л]=[j] (ямпа – лампа, юка – рука).

 К трем годам малыш:
- Часто задает вам вопросы.
- Пользуется двух-, трехсловными предложениями.
- Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.
- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
- Имеет словарный запас 1000-1500 слов.
- Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
- Знает время суток.
- Называет два цвета.

В возрасте от четырех до пяти лет продолжается увеличение как активного и пассивного словаря.  Активный словарь к четырем годам достигает 1900-2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование новых слов (скобланул – царапнул, копьевик – воин с копьем, черезпрыгнул – перепрыгнул, т.д.). У детей после 4-х лет фразы продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более сложной и последовательной. Уже более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а в связи с этим улучшается и звукопроизношение:

  1. Исчезает смягченное произношение согласных звуков.
  2. Многие звуки произносятся более правильно и четко.
  3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками [т] и [д].
  4. Замена шипящих звуков свистящими звуками исчезает.
  5. Шипящие звуки могут произноситься  еще недостаточно четко.
  6. Не у всех детей еще имеются звуки [л, р].

Итак, к 4 годам малыш:
- Владеет словарем примерно в 1500 слов.
- Начинает употреблять сложные предложения.
- Говорит предложениями из 4-5 слов.
- Задает много вопросов, использует слова "кто?" и "почему?"
- Использует выражения типа: "я думаю, что..." и "я надеюсь, что..."
- Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
- Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
- Правильно произносит звуки п, б, т, д, ф, в, к, г, х, с, з, ц, м, н.

Вместе с процессом накопления слов у детей 5-6 лет идет процесс качественного усовершенствования произнесения и грамматического их оформления. К 5-ти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют более широкий круг предметов домашнего обихода.

Улучшается и звукопроизношение: уже не встречаются  пропуски, перестановки слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых малознакомых словах (экскаватор). С 5 до 6 лет  увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями. Вслушиваясь в речь окружающих, ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки своей речи. К этому времени речедвигательный  и речеслуховой аппараты детей уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются и отдельные недостатки произношения звуков:

  1. Шипящие произносятся недостаточно четко.
  2. Звук р =л,й.
  3. Характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.

Обычно в этом возрасте дети уже правильно произносят свистящие, шипящие, звонкие (б, в, г, д), глухие (ф, п, к, т) звуки, но в речи они еще их смешивают, т.е. вместо одного звука употребляют другой ( У Маши сарф).

Итак, к пяти годам ваш малыш:
- Обладает словарным запасом около 3000 слов.
- Знает свой адрес.
- Пользуется предложениями из 5-6 слов.
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
- Умеет пересказывать.
- Правильно произносит практически все звуки.
- Определяет право - лево у себя, но не у других.
- Знает простые антонимы (большой - маленький; твердый - мягкий).
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
- Считает до десяти.
- Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Дети старшего дошкольного возраста, т.е. 6-7 лет имеют большой (3000-3500) запас слов. Это преимущественно слова общеупотребительные, без которых нельзя выразить самой простой мысли, невозможно общение с окружающими.

Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей часто бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в слова свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорён просторечными словами и оборотами. К шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Усвоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается и в школьном возрасте.

 В речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки – они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков» и т.п.

Итак, к шести годам ребенок:
- Обладает словарем около 4000 слов.
- Практически все звуки родного языка произносит правильно.
- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
- Помнит и может описать прошедшие события.
- Пользуется сложными предложениями.
- Употребляет все части речи.
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
- Рисует, заштриховывает, обводит.
- Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.
- Различает и дифференцирует звуки речи.

В условиях правильного  речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к 6-ти годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их. Иногда у детей подготовительной к школе группе еще остается некоторая нечеткость речи, неряшливое произношение некоторых звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т.е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением; недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; страдавших сложным косноязычием; с задержкой общего развития.

Литература и интернет-ресурсы.

1. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: в 2-х частях. - М., 1949

2. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно: система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей - М., Гном и Д, 2003

3. http://adalin.mospsy.ru  Анна Герасимова. Развитие речи ребенка по годам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР» (консультация для воспитателей)

Проводилась во время работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с ОНР"...

Итоговая работа ""Формирование речи дошкольников среднего возраста"

"Формирование речи дошкольников среднего возраста".Комплекс занятий по развитию речи, с приложением конспектов занятий....

«Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте» (Консультации для воспитателей и родителей)

Кто  с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)...

Формирование речи дошкольников среднего возраста.

Формирование речи дошкольников среднего возраста.В данной работе я разработала план серии занятий и конспекты по развитию речи дошкольников. В каждом конспекте первой строкой выделена приоритетная цел...

«Формирование речи дошкольников младшего возраста»

Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Развивать звуковую культуру речи, закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Учить узнавать животное по описанию, подбирать гла...