"Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР в ДОУ"
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Комиссарова Людмила Владимировна

Цель:

-теоретически изучить  проблему развития коммуникационных умений  у старших дошкольников с ОНР в ДОУ и выявить нетрадиционные методы и приемы  работы с детьми по решению данной проблемы.

Задачи:

1.Охарактеризовать  коммуникативные умения  старших дошкольников.

2.Выявить особенности общения у старших дошкольников с ОНР.

3.Рассмотреть нетрадиционные методы и приемы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

«Развитие коммуникативных умений  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ДОУ»

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………….                 3

1. Коммуникативные умения у старших дошкольников……………………………………………….…………         3

2. Особенности общения старших дошкольников с ОНР……..……         9

3. Нетрадиционные методы и приемы работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР в ДОУ.…………………….        13              

 Заключение……………………………………………………………..        20

Информационные ресурсы…………………………………………………………………….        22

Цель:

-теоретически изучить  проблему развития коммуникационных умений  у старших дошкольников с ОНР в ДОУ и выявить нетрадиционные методы и приемы  работы с детьми по решению данной проблемы.

Задачи:

1.Охарактеризовать  коммуникативные умения  старших дошкольников.

2.Выявить особенности общения у старших дошкольников с ОНР.

3.Рассмотреть нетрадиционные методы и приемы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

2

Введение

          Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим миром, функция общения.

       Способность к общению затрагивает сферу социальных отношений и самым естественным образом имеет выход на личностные качества ребёнка, позволяющие ему с той или иной мерой успешности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практических результатов.

     Своеобразие речевого развития, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то они вызовут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок - подросток -взрослый», т.е. приведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

    Таким образом, целью  моей работы является теоретически изучить коммуникативные умения старших дошкольников с ОНР в ДОУ и выявить нетрадиционные методы и приемы в работе с ними.

   Изучение детей с общим недоразвитием речи отчётливо демонстрирует взаимообусловленность их речевых и коммуникативных умений, поэтому в настоящее время специалисты ищут способы активизации речевой коммуникации и потребности в общении таких детей.

1.Коммуникативные умения  старших дошкольников.

      Коммуникативная компетентность означает готовность получать в диалоге необходимую информацию ,представлять и цивилизованно

3

отстаивать свою  точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям(религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.)других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание

субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

            Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б.Г. Ананьева , А.А.Бодалева . Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.

            Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка, которая реализуется  в ситуации общения, рассматривается О.А. Веселковой .  Существует и ещё одно направление, максимально широко представленное  в литературе ( Я.Л.  Коломинский, Н.А. Лемаксина, Л.Я. Лозован, М.Г. Маркина, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина и др.), в рамках которого коммуникативные умения рассматриваются как группа умений , характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для организации и реализации процесса общения , взаимодействия.

         Особый интерес для нас представляют работы, посвящённые

4

выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т.А. Антонова, В.Н.Давидович, Р.И. Деревянко, Е.Е.Кравцова, Л.В. Лидак, М.И. Лисина, Т.А.Репина, А.Г.Рузская

        В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно которой  «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности»

М.И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:

1. Предмет общения – другой человек, партнёр по общению как субъект.

2. Потребность в общении состоит  в  стремлении человека к познанию и  оценке других людей, а через них с их помощью - к самопознанию и самооценке.

3. Коммуникативные мотивы- то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться  в тех качествах самого человека и  других людей, ради познания и оценки которых  данный индивид вступает во взаимодействие  с  кем-то из окружающих.

4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и основные действия.

5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

5

6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

7. Продукты общения - образования  материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

          В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

          Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей с общим недоразвитием речи, чем общение   взрослыми. Оно так же, как и общение со  взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может осуществляться по-разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно, и речи. Общение со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения со  взрослыми.

Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. В общении дошкольников с детьми наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, носящего более сдержанный эмоциональный характер.

6

Вторая особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со  взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

Третья особенность -преобладание инициативных высказываний над   ответными. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать   другого . Поэтому, как таковой, беседы между сверстниками практически не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же  со  взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

Четвертое отличие состоит в том, что общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем, если бы партнером был взрослый. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо  новой информации, ведь именно взрослый очень много знает и при этом знает, что хорошо, а что плохо, как надо и как нельзя делать. То есть в общении  со  взрослым ребенок постоянно управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с  детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения,

7

требования. Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активноиспользуют различные речевые средства, нежели беседуя  со взрослым, так как ребенок является менее по­нятливым и гибким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослыми, малыш овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения, правила могут остаться в «пассивном запаснике» и не использоваться ребенком в повседневной жизни, если в них у ребенка нет необходимости .

       Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, необходима жизненная потребность в них. Разговаривая  со  взрослым, ребенок не прикладывает специальных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том случае, когда речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, приглядеться к выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера, - и все остальное становится ясным. Другое дело - сверстник. Он не будет пытаться угадывать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать: чего хочешь, чем  недоволен , что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются  более  связно  и четко выражать  свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников  более связной, полной, понятной.

          Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со  взрослыми, так и со сверстниками .

     Таким образом, мы рассмотрели коммуникативные умения детей старшего

8

дошкольного возраста; выявили три этапа речевого общения, узнали как

ведет себя ребенок на этих этапах. Выявили четыре особенности поведения детей с ОНР со сверстниками.

2.Особенности общения старших  дошкольников  с ОНР.

     Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической,

фонематической и лексико-грамматической.

     У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте является позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определённого возраста обращённой речи. Речь детей с ОНР может находиться на разном уровне развития.  Р.Е.Левина использовала системный подход к анализу речевых нарушений и условно обозначила три уровня ОНР, для каждого характерны специфические трудности в развитии речи.

     Детям с недоразвитием речи, наряду с  общей соматической ослаблённостью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое  отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных

9

движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие

трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

       У детей с ОНР наблюдаются особенности  в формировании мелкой моторики пальцев  рук. Это проявляется в недостаточной  координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией*.

Однако, нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими патологическими формами аномалий.

       Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.

10

Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

       Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

     У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

      Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

      Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений,

снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

     Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по

11

пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность

элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого рас­стояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические  движения под музыку.

    Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

     Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния - временную задержку речевого раз­вития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

     Психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.

      В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы, что обеспечивает большую сохранность моторных функций, психических реакций и поведения в целом. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика

12

речевой недостаточности.

    Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов, речь детей обеспечивает её коммуникативную функцию, а в ряде случаев является

достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

    Таким образом ,мы выявили особенности общения старших  дошкольников  с ОНР.; сравнили детей с ОНР с нормальными детьми.

3.Нетрадиционные методы и приемы работы развития коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР в ДОУ.

     Пребывание  детей в детском саду создает  благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи.

      Работа  по формированию коммуникативных умений может осуществляться как на специально организованных занятиях, так и вне их (на прогулке, во время режимных процессов и т.д.). Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступны детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Большое значение имеет этичное поведение логопеда, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит, прежде всего от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих.

13

.     В коррекционных целях предлагается использовать следующие разнообразные приемы и методы работы с детьми:

       Приемы мелотерапии.

        Мелотерапия - воздействие музыки на ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.

    Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения;

    Музыкальные релаксационные упражнения для мимических мышц;

    Музыкальные упражнения для коррекции жестов;

    Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус;

    Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки)

    Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами ритмический рисунок песни)

    Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз)

       Приемы арттерапии

    Сущность арттерапии состоит в коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации, выведение переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт

14

художественной деятельности.

Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в эмоционально-личностном развитии.

Для детей с ОНР рекомендуется использовать приемы арттерапии, основанные на переживании и смене психологических состояний в процессе

рисования, лепки. Выбор этих средств психокоррекции связан с особенностями детей с ОНР, испытывающими трудности при оречевлениии  своих переживаний и проблем.

       Особую ценность арттерапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации (проговаривании) своих переживаний, например, из-за речевых нарушений или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Рисование не только развивает мелкую моторику. Очень

важно, что ребенок в процессе рисования формирует образное мышление, чувство цвета, ритма и композиции. Это важный элемент работы по гармоничному развитию обеих полушарий головного мозга. Через рисование малыш учится концентрации внимания и расслаблению. Рисуя, он может проработать сложные ситуации, избавится от навязчивых страхов. Создать для себя образ силы, здоровья, радости и закрепить его наглядно, на бумаге. А это помогает ребенку находить красоту и черпать силы и вдохновение в окружающем мире.

         

Приемы музыкотерапии. (Приложение)

       

15

Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи часто используется специальное музыкальное сопровождение. Цели стимуляции музыкой могут быть различными:

·        Снять или уменьшить произвольный контроль речью;

·        Увеличить общую активность, в том числе поднять эмоциональный и мышечный тонус;

·        Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения посредством подражания поющим детям и взрослым.

Важно чтобы сам музыкальный контекст содержал элементы реальных движений и ритмов («По малинку в сад пойдем», «Веселые гуси»).

При нарушении общения у детей рекомендуется использовать следующие приемы музыкотерапии:

·        Сопровождение действий ребенка музыкальным отрывком, исполняемым на различных музыкальных инструментах, созвучным его настроению и характеру его действий;

·        Сопровождение голосом. Взрослый комментирует движения, выполняемые ребенком, при этом текст пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка;

·   Совместная игра на инструментах – еще один вариант установления межличностных контактов.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений;

пение песен; ритмические  движения под музыку; сочетание музыки и  изодеятельности.

16

 Цель занятий с использованием музыкотерапии-создание положительного

эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

           Наиболее важными для детей  с ОНР являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Всему этому способствуют занятия с применением метода музыкотерапии.

        Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы

способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

        Приемы библиотерапии.

       Библиотерапия предполагает псикоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния. В настоящее время практика использования библиотерапии с детьми с отклонениями в развитии представлена в работах Ю.Б. Некрасовой.

17

 От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные состояния, свойства личности. При чтении произведений с целью профилактики и коррекции личностных нарушений у детей с ОНР используются разные книжные жанры и стили (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки) с учетом:

·        Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;

·        Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребенок.

         Для ослабления негативных состояний детей, усиления положительных эмоций и восстановления душевного равновесия рекомендуются следующие литературные произведения: « Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Ласточки пропали» А. Фета, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Деревья» Н. Токмаковой, «Карлик Нос» В. Гауфа, «Маугли» Р. Киплинга, «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена,

«Серая шейка», «Храбрый утенок» Б. Житкова, русские народные сказки

«Лиса и журавль» и др., различные загадки, пословицы и поговорки.

         Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Особенно эффективна библиотерапия при работе с детьми с ОНР. Необходимо подобрать подбирает для детей литературу, ориентированную на круг их жизненных проблем.

        От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные эмоциональные состояния, свойства личности.

         

18

Одной из разновидности библиотерапии является сказкотерапия.

Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Именно поэтому библиотерапия и сказкотерапия - это один из инструментов, на которых хороший психолог, как хороший музыкант, должен уметь играть:

       Приемы игровой психокоррекции.

Приемы игровой психокоррекции. В мировой практике игровая психокоррекция широко используется по ряду причин:

Игра является для ребенка одним из основных способов

взаимодействия с окружающим миром, с людьми (В.С. Мухина);

·        Игра  - один из главных способов познания мира (Д.Б. Эльконин);

·        Игра  - символическая переработка реальных впечатлений и переживаний (А.И. Захаров);

·        Игра позволяет соприкоснуться со своими личностными проблемами, быть с ними в конфронтации, в безопасной ситуации и дает возможность по настоящему управлять ситуацией (А.С. Спиваковская);

·        Игра это язык (система интеракции), который позволяет самовыражаться, общаться (О.А. Карабанова).

Все это позволяет рекомендовать игру как основу психокоррекционных занятий.

       

19

Ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для детского возраста. Ролевая игра

служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней ребенок отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях.

      Таким образом ,мы рассмотрели нетрадиционные методы и приемы работы развития коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР в ДОУ.

        Заключение.

  Данную работу мы  посвятили  изучению   проблемы развития коммуникационных умений  у старших дошкольников с ОНР в ДОУ

            В ходе проведенного исследования  мы охарактеризовали  коммуникативные умения  старших  дошкольников, рассмотрели особенности общения у старших дошкольников с ОНР. Одним из эффективных средств развития коммуникационных умений  мы рассмотрели нетрадиционные методы и приемы работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР в ДОУ.

      Мы теоретически выявили особенности общения у старших дошкольников с ОНР, также охарактеризовали  коммуникативные умения  старших дошкольников.

     Рассмотрели нетрадиционные методы и приемы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

     Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных умений, изменении самооценки и поведения

20

дошкольников при использовании  разнообразных  приемов и методов работы с детьми. Что, тем самым, подтверждает на практике целесообразность и обоснованность применения   разнообразных приемов и методов  работы с детьми , в работе с дошкольниками, имеющими проблемы в общении  , существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием  речи.

         Также, в процессе  применения нетрадиционных методов и приемов работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР в ДОУ дети учатся связно и свободно излагать свои мысли, что является необходимым условием для последующего их обучения в школе.

21

Информационные ресурсы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. М.: Просвещение, 2005. 400 с.

2. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003. 246 с.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: Гном, 2001. 267 с.

 4. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. М.: ВЛАДОС, 2005. -123 с.

5. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. М.: Союз, 2007. 156 с.

6.   Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2006. 272 с. Источник: http://logoportal.ru/muzyikoterapiya-v-korrektsii-rechevyih-narusheniy-doshkolnikov/.html

7.  Елкина Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс…. канд. пед. наук / Н.В. Елкина. М., 2007. 16 с.

8. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. 316

9. Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. М.: Гном, 2007. 83 с.

10.  Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. СПб.: КАРО, 2004. 432 с.

11. Кучинский Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. Минск:

22

Университетское, 2002. 120 с.

12. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2004. 160 с.

13.  Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. 159 с

14.Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2004. 268 с.  [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/mpk-7.html

15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1995. 214 с.

16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: ВЛАДОС, 2006. 144 с.

23

Приложение

       Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя:

 • Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации. Музыкотерапия

• Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т.к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних - подзаряжает энергией, других- успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям. Музыкотерапия Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом), задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью.Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность - до полного выдоха, время пропевания одной гласной -несколько минут.

• Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки,

25

совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным

средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение. • Двигательные ритмические упражнения, танцы. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку. Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры. Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.

• Массаж, самомассаж под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра) А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками) Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками) Солнце стало припекать, (поглаживание спины) Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера) А за ним ползут и детки, Чтобы погулять на ветке. Проводится повторный массаж со

26

сменой партнера.

• Музыкальная гимнастика для глаз. Способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

• Музыкально-психологические формулы. Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой), «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность), музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. Пример: «Я - хороший, ты - хороший» Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас! Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех! Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей с ОНР.

27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в совместной ИЗО-деятельности

Эфффективность влияния коллективной изобразительной  деятельности на развитие коммуникативных умений у старших дошкольников...

«Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

В дошкольном возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии - круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя и мир с...

«Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших приобритений ребенка в его коммуникативно развитии...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....