Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Конспект НОД по развитию речи "Друг познается в беде" (старшая группа)

    Филиппова Олеся Михайловна

    Обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлении о дружбе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию речи «Друг познается в беде»

    ( старшая группа)

    Цель. 

    Обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлении о дружбе.

    Демонстрационный материал. Мягкая игрушка – заяц; картинки «Огород, сад», воробушки.

    Предварительная работа. Детям был показан кукольный театр «Сказка о том, как Заяц друзей нашел» сценарий Р.В. Желыбина

    Ход занятия.

    Сегодня из леса к нам пришел заяц Руся. Ему нужна наша помощь. У них в лесу поселился маленький злой волшебник Моря. Он заколдовал всех друзей Руси. Больше они вместе не гуляют по лесу и не играют. В лес пришла грусть и мрак. Один Руся ничего не может сделать. Но мы можем помочь Русе и жителям леса. Для этого нам надо выполнить несколько заданий: рассказать Море о дружбе и научить вежливым словам.

    Ну что, поможем?

    Тогда приступаем к выполнению заданий.

    Первое задание. Начинаем с вежливых слов. Я вам буду читать по две строчки стихотворений, а вы должны закончить их подходящими вежливыми словами.

    -Растает даже ледяная глыба

    От слова теплого (спасибо).

         -Зазеленеет старый пень

    Когда услышит (добрый день).

         -Мальчик, вежливый и развитый,

    Говорит, встречаясь (здравствуйте).

        - Когда нас бранят за шалости,

    Говорим (простите, пожалуйста).

         -И во Франции, и в Дании

    На прощанье говорят (до свидания).

    Второе задание. Назови противоположное слово. Противоположные слова называются антонимами. Встаем полукругом. Я буду бросать вам мяч и называть слово, вы должны назвать противоположное слово и бросить мяч мне. (хороший – плохой, злой – добрый, смелый – трусливый, нежный – грубый, веселый – грустный, щедрый – жадный).

    Третье задание. Нам надо помочь Руси накрыть стол к обеду. Моря сказал, что он ест только те блюда и пьет только те напитки, в названии которых только два слога.

    Ответы детей. (кофе, компот, кисель, каша, гречка, пюре, гуляш, салат, пирог).

    Дальше. Компот и кисель нравиться, только из тех фруктов и ягод, названия которых состоят из трех слогов. Где выращивают ягоды и фрукты? Идем в сад.

    (Дети рассматривают картинку и называют фрукты и ягоды: клубника, малина, черешня, яблоко)

    Молодцы, справились.

    Следующее задание. Начинка у пирога должна быть из овощей, название которых также состоят из трех слогов. Идем в огород.

    (Дети рассматривают картинку, называют овощи: помидор, капуста, картошка, капуста, огурец).

    Четвертое задание. Моря попросил у Руси игрушки. Но игрушки ему нужны только те, в названии которых присутствует тот звук, на который начинается его имя. С какого звука начинается имя маленького, злого волшебника? Назовите игрушки с этим звуком.

    Предположительные ответы детей. (Машина, автомат, самолет, мозаика, мяч).

    Молодцы, справились.

    Устали? Вставайте в круг.  Разминка. Встали в круг и взялись за руки.

    Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

    Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

    Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

    И друг другу улыбнитесь

    Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

    Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

    И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

    С этим лучиком в груди

    Ты на мир ясней гляди. (повторить 2 раза)

    Дети садятся на стулья.

    Пятое задание. Я прочитаю вам сказку М.Пляцкого под названием «Урок дружбы». Моря послушает, и может поймет, как важно иметь друзей. (Воспитатель читает сказку)

    Понравилась сказка? Что вы можете сказать о поступке Чирика? Как он поступил по отношению к Чику? А как поступил Чик по отношению к Чирику? Как вы думаете, как поступит Чирик в следующий раз?

    Ответы детей.

    И последнее, шестое задание. Мы должны назвать как можно больше пословиц о дружбе.

    Без беды друга не узнаешь.

    Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

    Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

    Без друга в жизни туго.

    Друзья познаются в беде.

    Вот и мы с вами помогли в беде Русе и жителям леса. И нас тоже можно назвать друзьями. Во все времена люди ценили дружбу, берегли ее.

    Ведь человеку очень тяжело жить одному, без друзей.

     

    Список используемой литературы:

    Пособие для воспитателя детского сада «Ознакомление дошкольника со звучащим звуком» Г.А.Тукмакова. Москва «Просвещение» 1991г.

    Сборник «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Составитель Ю.Г.Круглов. Москва «Просвещение» 1990г.

    Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №6/2011г.

    Методический журнал «Ребенок в детском саду» №2/2004г.