Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Аквариумные рыбки. Рассматривание и описательное сравнение самца и самки гуппи и меченосца".
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме

Оберемко Ольга Валериевна

Лексическая тема: "Аквариумные рыбки". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akvariumnye_rybki.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Направление: «Познавательно-речевое развитие»

Тема: Аквариумные рыбки. Рассматривание и описательное сравнение самца и самки гуппи и меченосца.

Использование современных образовательных технологий: игровая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

 Цели: Закрепление и обобщение представлений детей об обитателях аквариума.  Закрепить понятие детей о том, что аквариум — модель пресноводного водоема. Закрепить знания детей о характерных особенностях внешнего вида аквариумных рыбок, необходимые им для жизни и передвижения под  водой. Умение составлять сравнительные описательные рассказы.  Развитие грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами – антонимами). Совершенствование синтаксического строя речи (составление сложно-сочинённых предложений с противительным союзом а). Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания.  Воспитывать интерес детей к аквариуму и его обитателям,  желание наблюдать за рыбками и их повадками.

Уточнение, расширение и активизация словаря:  аквариум, аквариумные рыбки, вуалехвост,  сомик,  гуппи,  меченосец, самка, самец,  улитка,  гладкое, обтекаемое, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя.

Оборудование:  аквариум, аквариумные рыбки, счётные палочки, карточка-схема.

Ход

1. Организационный момент. Вступительная беседа.                                     Стульчики расставлены полукругом перед аквариумом так, чтобы все дети расположились достаточно близко к нему и могли без затруднений вести наблюдение.

Дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель:

Отгадайте мою загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем.

                         И жильцы в нем не простые.

Не простые — золотые

Эти самые жильцы —

Знаменитые пловцы.

Аквариум

Воспитатель: Правильно, дети, аквариум. А  кто  живет в нашем аквариуме?

Дети: Аквариумные рыбки.

Воспитатель: А какие аквариумные рыбки живут в нашем аквариуме?

Дети: вуалехвост, сомики, гуппи и меченосцы.

Воспитатель: Кто, кроме, рыб живёт в аквариуме?

Дети: улитки.

Воспитатель: Что есть ещё в нашем  аквариуме?

Дети: чистая вода, растения, камешки, домик.

Воспитатель: Молодцы. дети, у вас хорошая память не глядя на аквариум вы вспомнили, как он оборудован и кто в нём живёт.

Воспитатель: Похож ли наш аквариум на водоем? Чем отличается?

Дети: он маленький, но в нём есть всё, что есть в водоёме: вода, песок, растения, камешки, улитки, рыбки.

Воспитатель: Молодцы!

  Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики около аквариума.

2. Наблюдение за рыбками, рассматривание  и сравнение разных видов рыб.

Воспитатель: Дети, давайте вместе сравним разные виды  наших аквариумных рыб

  • Чем они отличаются? Цвет, величина, хвосты, глаза, плавники.
  • Чем они похожи друг на друга? У них у всех гладкое, обтекаемое тело. Есть голова, туловище, гибкий хвост и плавники. Есть жабры при помощи которых они дышат под водой. Тело рыб покрыто чешуёй. Она состоит из отдельных чешуек. По цвету чешуя чаще всего серебристая. У всех рыб есть глаза и они прекрасно видят. Рыбы хорошо слышат, различают запахи и вкусы, чувствуют прикосновение. У большинства рыб спинка темнее, чем брюшко. Все рыбки обладают способностью изменять окраску в зависимости от цвета дна, водорослей.
  • Какая рыбка ярче, наряднее? Самая яркая рыбка в нашем аквариуме – вуалехвост.
  • Где рыбы плавают? В каких слоях воды, почему?
  • Какая рыба плавает быстрее?
  • Одинаково или по-разному ведут себя рыбы? Насыпаем корм, как едят рыбки?
  • Как рыбки относятся друг к другу?
  • Посмотрите, дружно ли ведут себя рыбы в аквариуме?

Воспитатель: Как можно сказать,  сравнивая вуалехвоста и гуппи по размеру, форме, цвету, форме хвоста, повадкам?

Дети: Вуалехвост –большая рыбка, а гуппи маленькая.

           У вуалехвоста яркий оранжевый цвет, а у гуппи невзрачный серый.

           У вуалехвоста большие глаза, а у гуппи маленькие.

           У вуалехвоста овальное тело, а у гуппи вытянутое.

           У вуалехвоста хвост красивый, как вуаль, а у гуппи  обыкновенный.

           Вуалехвост медлительная рыбка, а гуппи шустрая. (и т.д.)      

 Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

                 

Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

 

Рыбка плавает в водице,                             Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.                                    как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,                              Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.                              Медленно сблизить ладошки.

Рыбка спинку изогнула,                               Снова показать как плывёт рыбка.

Крошку хлебную взяла,                                Сделать хватательное движение двумя                                          

                                                                          руками.

Рыбка хвостиком махнула,                           Снова показать как плывёт рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

М.Клокова.


3. Описательное сравнение самца и самки:  гуппи и меченосца. 

Воспитатель предлагает детям для составления сравнительного описательного рассказа  карточку-схему:

  • Как называются рыбки?
  • А почему они отличаются друг от друга?
  • Чем отличаются?
  • Чем похожи?
  • Какая рыбка ярче, наряднее — самец или самка?
  • Как самец и самка относятся друг к другу?
  • Видят ли они друг друга? Как они ведут себя с другими рыбами? Как ведут себя у кормушки?

Воспитатель предлагает 4-5 детям составить сравнительный описательный рассказ. (так же как описывали выше). Другие дети  выбирают лучшего рассказчика.  Аргументируют свой выбор.

  1.  Выложить фигуру рыбки из счётных палочек по образцу.

  1. Итог.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию «Рассматривание кошки»

Формировать начальное представление у детей младшего дошкольного овозраста о домашних животных, чёткое представление о внешнем виде кошки,...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области развитие речи составление описательного рассказа «Встреча в зимнем лесу » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи: Составление описательного рассказа с помощью опорных схем: Тема: «Встреча в зимнем лес »  Цель совместной образовательной деятел...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рамках проекта «Эбру – рисование по воде» на тему: «Золотые рыбки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рамках проекта «Эб...