Раннее обучение чтению через игровые упражнения - тренинги. Для детей 5-6 лет.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Щербакова Елена Владимировна

Программа для детей старшей и подготовительной к школе групп предлагает продолжение работы, начатой во 2-ой младшей, средней группах. Она базируется на прошлой работе. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использование игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено  большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр указывают на то, что они не только являются форме усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Знания не сводятся только к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособия используются в основном для закрепления сформированных представлений и организации самостоятельной работы ребенка. Само же « открытие» происходит в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того, что бы переключить активность детей ( двигательную, умственную, речевую), не выходя их учебной ситуации проводятся физкультурные минутки и паузы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Раннее обучение чтению через игровые упражнения – тренинги

Для детей 5-6 лет

(программа рассчитана на 1 учебный год)

Пояснительная записка.

Программа для детей старшей и подготовительной к школе групп предлагает продолжение работы, начатой во 2-ой младшей, средней группах. Она базируется на прошлой работе. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использование игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено  большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр указывают на то, что они не только являются форме усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Знания не сводятся только к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособия используются в основном для закрепления сформированных представлений и организации самостоятельной работы ребенка. Само же « открытие» происходит в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того, что бы переключить активность детей ( двигательную, умственную, речевую), не выходя их учебной ситуации проводятся физкультурные минутки и паузы.

Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детей выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течении 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идея занятия . Здесь же дети могут высказывать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудно.

Цель курса:  Обучать детей чтению по ступенькам лесенки- читайки, используя игровые упражнения- тренинги.

Задачи:

1. Учить детей читать слоги

2. Учить детей читать однослоговые и двуслоговые слова, сосотоящие из открытых слогов,

3. Развивать фонематический слух.

4. Развивать двигательные функции рук, графические навыки( обводки, штриховки, моделирование букв, раскрашивание контура предмета в разных направлениях).

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:

-раннее обучение чтению

- использование методов игротренинга.

Программа разработана для детей 6-го года жизни.Расчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся вне времени, отведенного для занятий по основной образовательной программе в пределах режима работы детского сада, во второй половине дня. Программа включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 20 минут.

К концу года дети должны уметь :

  1. Читать одно, двусложные слова.
  2. Различать гласные и согласные звуки; различать согласные по твердости-мягкости.
  3. Проводить прямые и наклонные линии, штриховки в разных напрвлениях.
  4. Уметь конструировать буквы из различных материалов.

Формы подведения итогов

– открытые занятия по изученным темам;

- викторины;

- конкурсы.

Учебно-тематический план

Данная образовательная программа включает в себя следующие темы:

№ п/п

Название раздела

Количество занятий

1

Слоговое чтение по таблицам-домикам

10

2

Слоговое чтение в рабочих тетрадях

10

3

Чтение однослоговых слов

4

4

Чтение двуслоговых слов

4

5

Гигиенические правила письма: посадка, положение рук

1

6

Работа с контуром предмета, раскрашивание пространства

9

7

Конструирование и дорисовывание букв, печатное изображение букв

20

8

Развитие фонематического слуха

6

Содержание дополнительной образовательной программы

Месяц

Темы занятий

Октябрь

1 неделя

Учить детей читать элементарные слова из 2 букв, обозначающих гласный звук.

Чтение слов из пройденных букв. Пальчиковая гимнастика. Гигиенические правила письма.

2 неделя

Учить читать слоги. Закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов с буквой « Л». Печатное написание буквы. Конструирование буквы

3 неделя

Учить читать слоги. Закреплять зрительный образ буквы. Развитие графомоторного навыка.

Чтение слов с буквой « М «. Печатное написание буквы. Штриховка.

4 неделя

Учить читать слоги. Закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов с буквой « Н». Печатное написание буквы. Пальчиковая гимнастика. Конструирование из счетных палочек.

Ноябрь

1 неделя

Учить читать слоги. Зареплять зрительный образ буквы. Развитие графомоторного навыка.

Чтение буквы « Р». Печатное написание буквы. Раскрашивание контура буквы.

2 неделя

Учить читать слоги. Развитие графомоторного навыка .

Чтение слогов с буквами « М», « Л», «Н», «Р». Штриховка в различных напрвлениях.

3 неделя

Учить читать слоги; учить различать твердые и мягкие звуки.

Чтение слогов с буквами «Л». «М», «Н», «Р» в сочетании с буквой «Ю». Печатное написание буквы «Ю». Штриховка в разных напрвлениях.

4 неделя

Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки.

Чтение слогов , состоящих из согласного и буквы «Е». Печатное написание буквы «Е». Конструирование из счетных палочек.

Декабрь

1 неделя

Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов , состоящих из согласного и буквы «Е». Дорисовывание контура буквы.

2 неделя

Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов , состоящих из согласного и буквы «И». Конструирование из счетных палочек.

3 неделя

Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов с гласными «а-я», «и-ы», «э-е», « у-ю». Дорисовывание контура букв.

Январь

1 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки.

Чтение слогов  с буквой «К» + 10 гласных. Печатное написание буквы К. Пальчиковая гимнастика.

2 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов  с буквой «Д» + 10 гласных. Печатное написание буквы Д. Работа с контуром предмета.

3 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов  с буквой «Т» + 10 гласных. Печатное написание буквы Т. Конструирование буквы из счетных палочек.

4 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов  с буквой «В» + 10 гласных. Печатное написание буквы В. Конструирование из шнурка.

Февраль

1 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки.

Чтение слогов  с буквой «Ф» + 10 гласных. Печатное написание буквы Ф. Раскрашивание контура буквы.

2 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов  с буквой «З» + 10 гласных. Печатное написание буквы З. Пальчиковая гимнастика.

3 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов  с буквой «С» + 10 гласных. Печатное написание буквы С.Дорисовывание фигур и букв.

4 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов  с буквой «Б» + 10 гласных. Печатное написание буквы Б. Конструирование буквы.

Март

1 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки.

Чтение слогов  с буквой «П» + 10 гласных. Печатное написание буквы П. Штриховка в разных напрвлениях.

2 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развитие фонематического слуха.

Чтение слогов  с буквой «Х» + 10 гласных. Печатное написание буквы Х. Игры со звуками.

3 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов «Жа-Жу», Же-Жи», «Жо».Печатное написание буквы Ж. Конструирование буквы.

4 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы.

Чтение слогов  с буквой «Ш». Печатное написание буквы Ш.Конструирование буквы.

Апрель

1 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки.

Чтение слогов  с буквой «Ч». Печатное написание буквы Ч. Конструирование буквы. Штриховка в разных направлениях.

2 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки.

Чтение слогов  с буквой «Щ» Печатное написание буквы Щ.Работа с контуром предмета.

3 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов  с буквой «Ц». Печатное написание буквы Ц. Конструирование буквы.

4 неделя

Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развитие фонематического слуха.

Чтение слогов  с буквой «Ь». Печатное написание буквы Ь Игры со звуками.

Май

1 неделя

Учить читать односложные слова, закрепление зрительного образа буквы, развитие графомоторного навыка.

Чтение коротких слов с буквой «Й». Печатное написание буквы Й. Штриховка.

2 неделя

Учить читать односложные слова, развитие графомоторного навыка.

Чтение слов из одного закрытого  слога. Раскрашивание букв.

3 неделя

Учить читать двусложные слова, развивать графомоторные навыки.

Чтение двусложных слов из открытых слогов. Раскрашивание букв.

4 неделя

Учить читать двусложные слова по слоговым схемам ( меняя слоги).

Чтение двусложных слов из открытых слогов по слоговым схемам.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

- Основной формой проведения занятий является игровая.

- На занятиях используются: рабочие тетради, буквы разрезной азбуки, лото, иллюстративный материал. Таблицы.

- Формой подведения итогов являются конкурсы. Викторины и открытые мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из  форм  повышения  профессиона...

Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.

Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его по...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего возраста через игровые упражнения и задания.

Моя непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМ) во 2 младшей группе детского сада имеет эстетическое направление.Технологическая ...

"Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста"

тема: Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста Цели: 1.Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.2.Развива...

Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»

laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский  Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...

«Развитие двигательной активности детей раннего возраста через игровые упражнения в лазанье»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения.  Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы ДОУ. Так ка...