"Дыхание - это жизнь"
статья по развитию речи по теме

Жуковская Елена Юрьевна

материал для широкого круга читателей: воспитателей, логопедов, родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dykhanie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание – это жизнь.

Аристотель.

 

 

За последние пять лет резко ухудшилось и состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ.

Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Кроме того,  плавный длительный вдох, наравне с четкой артикуляцией, является важнейшим условием развития правильной речи.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания, это управляемый процесс. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логического завершенного отрезка высказывания (то есть синтагмы).

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

      подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на
вдохе;

      слишком большой вдох;

      учащенность дыхания;

      укороченность выдоха;        

      неумение делать незаметный для окружающих добор
воздуха;

      неправильная осанка.

 

Если вы заметили у своего ребенка один или несколько перечисленных признаков, не стоит пренебрегать  специальными дыхательными упражнениями.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

         Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

 

         Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

 

         Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

 

         Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).

         На одном выдохе произносить не больше 3-4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.

         В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

         Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.

         Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Дыхание -это жизнь"

Представляю мастер-класс для педагогов по использованию игровых приемов дыхательной гимнастики. Мастер-класс проведен на районном этапе конкурса "Воспитатель года 2014"...

Консультация для родителей «Дыхание-это жизнь».

«Дыхание-это жизнь», «естественно, как дыхание»...

«Дыхание-основа жизни».

Образовательная деятельность с использование технологии БОС с детьми подготовительной группы....

Проект. Дыхание-это жизнь

В предложенном проекте показан подход к использованию методов формирования речевого дыхания как одного из элементов методики здоровьесбережения детей, раскрыты основные этапы работы по формированию ре...

Дыхание - основа жизни

Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта....

Проект "Дыхание - это Жизнь!" (по здоровье-сберегающим технологиям)

Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку "правильногодыхания".  В ритме сов...