Сказка, как многофункциональный инструмент развития дошкольников
статья по развитию речи по теме

Тимакова Анна Юрьевна

О значении сказки в развитии дошкольников

- знакомство с менталитетом народа

- знакомство с культурно-нравственными принципами

- развитие мыслительных способностей и связной речи

- развитие творческих способностей

- диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_mnogofunktsionalnyy_instrument.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка, как многофункциональный инструмент развития дошкольников

На протяжении тысячелетий люди сочиняют и рассказывают сказки. Наверное, с тех самых пор, как древний человек сел у костра и захотел поделиться с соплеменниками накопленным жизненным опытом, и родилась сказка. В разные времена и эпохи сказки были облечены в разные формы: мифы, сказания и былины, саги и легенды, баллады и поэмы, романы и фэнтэзи. Их рассказывали сказители и баюны, их пели дервиши и трубадуры.

Культурную роль сказочников сложно переоценить. При низком уровне грамотности населения, при слабо развитых путях сообщения, при сложных взаимоотношениях между государствами, сказители  являлись одновременно и носителями многовекового опыта предков, культурных, национальных традиций, и распространителями последних новостей о том, что происходит в мире. Кочевавшие из города в город, из страны в страну рассказчики, нередко использовались  и в качестве осведомителей.

Если мы вспомним, что в те стародавние времена развлечений у людей было немного, телевидение, интернет отсутствовали, а будни их были каждодневным непосильным трудом, то мы без труда поймем, почему во все времена и во всех странах искусные рассказчики пользовались почетом и популярностью. Нередко талантливые и известные рассказчики стояли на одном уровне с жрецами, им приписывали владение «волошбой» – ведь искусство говорения сродни искусству заклинания. Рассказчик мог рассчитывать на кров и пищу практически в любом доме.

Ни один праздник не обходился без сказителя, баюна или (позже) менестреля, скальда. Знатные и богатые люди брали на содержание или «оказывали спонсорскую помощь» наиболее талантливым рассказчикам. Из века в век проводились состязания сказителей, в северных странах – скальдов, позже они приобрели форму турниров (например, среди менестрелей). Они могли проходить на городских площадях, и тогда на это действо сбегался весь простой люд – посмотреть да послушать сказки. Если же такие состязания проводились в домах богатых людей, то на них собирался весь цвет городской интеллигенции.

Лишь с появлением более интересных развлечений (театр, синематограф) сказка отошла на второй план. Но не сдала свои позиции, а просто перекочевала в эти виды искусства. Ведь что такое, по сути, сказка? Это сказ, то есть, рассказ о каком-либо событии, вымышленном или реальном. Поучительные притчи, описывающие истории из реальной жизни, тоже считались сказкой. А ведь театр и кино рассказывают нам истории, сказы. И мы, как и в древние времена, с интересом смотрим и слушаем их.

С появлением развитых путей сообщения между государствами, с возникновением высокотехнологичных средств связи (сначала телеграф, радио, а затем и всемирная «информационная паутина») функции сказки, как способа передачи информации о существующем в мире положении дел, отпадают.

Однако сохраняется одна из важнейших её функций – сохранение и передача многовекового опыта предков и менталитета народа, создавшего/пересказавшего ту или иную сказку. Так, В. Г. Белинский писал о сборнике восточных сказок: «Никакие описания путешественников не дадут Вам такого верного, такого живого изображения нравов и условий общественной жизни мусульманского Востока, как “Тысяча и одна ночь”». Его слова можно отнести ко всем сказкам народов мира. Для того, чтоб познакомиться с менталитетом страны, с нравами и обычаями её народа, нужно пожить в ней какое-то время или же просто почитать сказки этой страны.

Таким образом, мы подошли к первой, основополагающей для дошкольников функции сказок – знакомство с нравами, обычаями, устоями страны, в которой мы живем, а также – ознакомление с менталитетом других народов посредством прочтения иностранных сказок.

В.А. Сухомлинский писал: «Созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ». Не будем долго говорить, о том, насколько важно для ребенка знание и понимание культурных традиций родного народа, причастность к ним, принятие менталитета, свойственного его соотечественникам. Скажем только, что сказка – лучший помощник родителей и воспитателей в этом важном деле.

К сожалению, современные родители в суете будней нередко отдают ребенка «на воспитание» телевизору или компьютеру. А сказки и мультфильмы, транслируемые по TV и всплывающие в поисковиках интернета, зачастую не отличаются тем высоким уровнем культуры, который присущ классическим мировым сказкам. Кроме того, пальму первенства в современном вещательном эфире и информационном пространстве занимают, конечно же, дешевые слабосюжетные иностранные мультфильмы. Проводя занятия с детьми, я с грустью замечаю, что место наших замечательных персонажей волшебных сказок (Баба-Яга, Леший, Кащей, Горыныч, Иван-царевич, Василиса Прекрасная) в головах и душах наших детей прочно заняли иностранные (и далеко не лучшие по качеству содержания) персонажи: волшебные пони, смурфики, ниндзя, винксы, человек-паук, железный человек, Джокер…

Современные родители нередко не видят необходимости знакомить ребенка со сказкой, принижают её значение в развитии ребенка. Сказка воспринимается, как простонародный, наивный жанр, не имеющий особой культурной и содержательной ценности. Еще В.Г. Белинский замечал: «Простой народ теперь предпочитает эти площадные романы своим наивным сказкам. И теперь русские сказки могут иметь свой интерес для людей образованных, которые видят в них дух, ум и фантазию народа; но для простолюдинов эти сказки не имеют уже никакой цены».

Задача педагога – настойчиво и планомерно знакомить детей с классикой мировой сказки, делая упор на сказки родного народа; доносить до родителей воспитанников необходимость читать детям или давать для самостоятельного прочтения классику мирового эпического жанра, выбирать для просмотра мультфильмы и сказки из золотой копилки отечественного и зарубежного кинематографа.

Но вернемся к функциям сказки. Вторая, не менее важная функция сказки – это знакомство с моральными и нравственными устоями народа, создавшего сказку. В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Именно сказка создает условия этой яркой наглядности, рисует в детском воображении яркие образы, посредством которых он не умом, а сердцем понимает, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Научать нравственности лучше всего не с позиции «Взрослый – ребёнку», а с позиции «Равный с равным». И вот в этом случае сказка становится незаменимым помощником для родителей. Она говорит с ребенком на понятном ему языке легко воспринимаемыми яркими образами. К примеру, в сказках добрый герой всегда оказывается сильнее/умнее злого, пороки непременно наказываются, а черты характера, оцениваемые обществом, как положительные, – вознаграждаются.

Преимущество сказки заключается в том, что, в отличие от обычных нравоучений, она не вызывает отторжения у ребёнка. Сказка, как бы не о нём, а о сказочных героях. Это позволяет ребенку объективно задуматься над излагаемыми в сказках ситуациями, поставить себя на место главных героев; без страха быть наказанным проиграть свои разные роли и стили поведения. А так как в сказках, все-таки, в метафорической форме описываются ситуации из реальной жизни, ребенок, пережив и проиграв их вместе со сказочными персонажами, постепенно и ненавязчиво для него самого начинает усваивать основные моральные ценности и нравственные устои своего народа.

Несколько лет назад появилась модная тенденция – заказывать индивидуальные сказки для воспитания ребенка. Родители могут обозначить психологу круг проблем, а он напишет книгу для малыша, в которой в сказочной форме (с красочными иллюстрациями) будут обсуждаться тревожащие родителей вопросы воспитания. Идея сама по себе замечательная, но не всем родителям она по карману. Мне кажется, озвучив эту популярную идею книги индивидуальных воспитательных сказок родителям, педагог может подсказать, что каждый родитель в силах сам придумать «воспитательную» сказку для своего ребенка – ведь кто лучше них знает своих детей? А если ребенок вместе с мамой или папой активно включится и сам в придумывание продолжения сказки – будет еще лучше.

Третья функция сказки – развитие мыслительных способностей и связной речи. Известный итальянский писатель и сказочник Джанни Родари считал, что «Сказки могут помочь воспитать ум, помочь ребенку узнать мир, одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее». Следя за развитием сказочного сюжета, ребенок старается анализировать, мыслить, отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы.

Выбирая для прочтения лучшие сказки народов мира, родители и педагоги оказывают ребенку неоценимую услугу – они знакомят его с лучшими образчиками словесного творчества и родной речи. Они обогащают его словарный запас высоколитературными словесными оборотами, знакомят его со всем богатством и многообразием родного языка. Родители, взявшие себе за правило регулярно читать своему ребенку хорошие сказки, уже через несколько месяцев заметят, насколько более богатым стал язык их ребёнка.

Таким образом, сказка – это прекрасный способ развития связной речи. Хороший уровень развития связной речи необходим как школьникам, так и дошкольникам – для более полного, осмысленного усвоения преподаваемого материала. Педагоги знают, что навыки связной речи активно формируются в дошкольном и раннем школьном возрасте. И если их не развивать намеренно, то при стихийном их само-развитии эти навыки зачастую не достигают необходимого уровня. Тем самым, ухудшается восприятие излагаемой педагогами информации. Именно поэтому одна из основных задач педагогов и родителей – своевременное развитие у детей навыков связной речи. Чтение литературы, и в том числе, сказок – лучший способ достичь этого.

Четвертая функция сказки – развитие творческих способностей. 

Следя за хитросплетением сказочных сюжетов, ребенок постепенно начинает понимать, «как устроена» сказка, её структуру. Со временем он осознает, что он и сам, собственно, способен придумать сказку. Начинается всё с простейших фабул, но от сказки к сказке незамысловатый сюжет придуманных ребенком историй становится всё более сложным. Здесь требуются и логика, и память и, главное – фантазия. Самостоятельно составляя сказки, ребенок превращается в самого настоящего творца.

Некоторые родители считают, что их детям не нужны творческие способности, однако стоит помнить, что, согласно определению американского психолога Эриха Фромма, творческие способности дают детям «способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». О том, как научить ребенка самостоятельно составлять сказки, написано много работ и статей, поэтому, чтоб не отвлекаться, перейдем к последнему в нашей статье пункту:

Пятая функция сказки – диагностическая. 

Мы уже обсуждали, что сказки позволяют описать проблемную ситуацию в метафорической форме – форме, которую ребенок воспринимает, как «неопасную». Ведь про него в этой истории ничего не говорится. Значит, можно позволить себе погрузиться в эту ситуацию, попытаться прожить (и пережить) её вместе со сказочными героями, а заодно, конечно, и сделать определенные выводы. В современной психологии уже давно и весьма успешно существует такое направление, как сказкотерапия. Популярные ныне книги индивидуальных сказок на заказ, о которых мы говорили чуть выше,  как раз относятся к этому разделу психологии (конечно, при условии, что они составлены профессиональным психологом). Как уже говорилось, родители могут сами придумать сказку для своего ребенка – на тему, которая их на данный момент волнует и которую бы они хотели обсудить с ним. Если же ребенок активно и сам включится в сочинение продолжения сказки, то родитель, внимательно послушав его, может сделать для себя определенные выводы. В этом и заключается диагностическая функция сказки. Возможно, по сравнению с предыдущими, эта функция может показаться более прикладной и менее глубокой. Но для родителей, психологов и педагогов она имеет значимость не меньшую, чем все предыдущие функции сказки.

Педагоги, обучая детей самостоятельному составлению сказок, могут преследовать одновременно несколько целей:

 – осознаваемое ребенком изложение (закрепление) нравственных устоев, принятых в обществе;

– развитие мыслительных способностей и связной речи;

– развитие творческих способностей;

– диагностика.

Диагностировать можно самые различные аспекты – ситуацию в семье, интересы ребенка, его приоритеты или проблемные моменты, страхи и т.д. Перечислять можно бесконечно: сказке, как способу диагностики, посвящено множество работ и статей. Если говорить вкратце, то в придуманной ребенком сказке внимательный родитель (психолог, педагог) может увидеть много того, что сложно выяснить у него в простой беседе. Сочиняя сказку, ребенок не чувствует опасности быть наказанным за плохое поведение (плохие мысли, поступки). Сочиняя сказку, он ощущает себя творцом, демиургом. Это осознание раскрепощает ребенка, и он может спокойно рассказать о своих мыслях, страхах, переживаниях, спроецировать свои поступки на сказочных персонажей, не ожидая негативной реакции или нравоучений со стороны взрослых. Стоит ли говорить о том, что данная функция сказки имеет очень большое значение – как для родителей, так и для психологов.

Итак, мы назвали пять важных функций сказки. Конечно же, список этот неполный. О значении сказки писали и говорили многие видные ученые – филологи, психологи, педагоги. Мы лишь хотим подчеркнуть в данном случае важность работы педагога с родителями воспитанников и с самими детьми. Нужно методично и планомерно доносить мысль о необходимости постоянно знакомить детей с лучшими образчиками сказок народов мира. Потому что лишь в содружестве родителя и педагога, лишь совместными действиями можно достичь ощутимых результатов в воспитании ребенка. Ведь основы миропонимания, мировоззрения закладываются именно в детстве, и пробелы культурного развития в этом возрасте могут обернуться невосполнимыми пробелами в возрасте более позднем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стасть:РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность, как инструмент развития дошкольников"

Театрализованная деятельность - это сильный инструмент развития дошкольников. Через театрализованную деятельность можно разрешить мнозество проблем и уладить не нужные конфликты....

Консультация для родителей "Роль сказки в музыкально-художественном развитии дошкольников"

Консультация для родителей "Роль сказки в музыкально-художественном развитии дошкольников"...

Консультация для родителей. Тема:"Театрализованная деятельность как инструмент развития дошкольников".

Театр – коллективная театрализованная деятельность, и она направлена на целостное воздействие на личность ребенка. Ребенок раскрепощается, начинает самостоятельно творить, через театр он познает...

Мастер-класс "Многофункциональные возможности развития дошкольников посредством обучения игры в мяч"

Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на сохранение и укр...

План по самообразованию на тему: "«Формы работы с русской-народной сказкой, как многофункциональное средство развития речи старших дошкольников»

представлены формы работы, совместной с родителями,    для развития речи   старших дошкольников  с помощью русской-народной сказки...

Консультация для родителей. Нейроигра, как эффективный инструмент развития дошкольников

Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей – вплоть до одаренности с помощью специально ...