Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Татарченкова Надежда Ивановна

Тема: Рассказывание по картине "В школу". Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, активизировать в речи слова, оотносящиеся к теме: "Школа", совершенствовать слуховое восприятие детей путем упражнений на различие звуков [c] - [ш]/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Занятие  по развитию речи

                                   в подготовительной группе.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Тема: Рассказывание по картине «В школу»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине,

используя   приобретенные   ранее   навыки   построения   сюжета   (завязка,

кульминация,       развязка),      самостоятельно      придумывать      события,

предшествовавшие изображенным;

Словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа»,

«Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки,

подбирать точно слова для обозначения явления;

Грамматика:     совершенствовать    слуховое     восприятие    детей     путем

упражнений на различие звуков с - ш, на определение наличия их в словах,

на   определение    позиции   звука    в   слове.    Развивать   интонационную

выразительность речи: учить придавать высказыванию оттенки вопроса,

радости.

Материал. Картина «В школу», игрушки.

Ход занятия.

Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задает вопросы:

Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики,
школьники, первоклассники.)

Что находится у школьников в портфелях? (тетради, ручки, карандаши, ластик…)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)

В какое время года дети начинают учиться? (Осенью)

Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Листопад, сбор урожая, отлет птиц и др.)

Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя)

Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень?      (Поздняя, хмурая, пасмурная)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Дети придумывают рассказ по картине. Предварительно воспитатель поясняет: «        Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем - о том, что вы видите на картине».

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек). Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным. Затем дети обсуждают, чей рассказ получился интереснее, лучше.

Затем, воспитатель дает задание: «Скажите предложение -  Я пойду в школу так, чтобы было слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу... А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете. Дети отвечают.

Физкультминутка.

Воспитатель показывает детям игрушки (собака, лиса, кошка, мышка,   и др.) и предлагает быстро ответить, в названиях каких животных есть звук с и в названиях каких есть звук ш (т.е. ребенок должен выделить из слов эти звуки и произнести их протяжно).

Когда мы произносим звук с - язычок у нас находится за нижними зубами, а когда произносим звук ш - язычок поднимается к верхним зубам.

А теперь давайте поиграем. Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ш. Послушайте и узнайте их в словах. На звук с хлопают в ладоши девочки, на звук ш - мальчики.

(Санки, шапка, вертолет, шуба, самолет, душ, сапоги, книга, тетрадь, кошка, собака, стол, лягушка)

Затем  воспитатель  загадывает загадки. Дети должны,  не  называя  вслух отгадки, сказать, какой звук в этом слове - с или ш.

 Рыжая, с пушистым хвостом. Живет в лесу под кустом.    (Лиса)

Маленькая, серенькая под полом живет, по ночам скребет.      (Мышка)

Далее воспитатель раздает детям листок с изображением предметов, в которых находится звук с или ш. Надо отметить в квадратиках, где находится звук в начале слова, в середине или в конце.

 В конце занятия подводится итог.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы Тема: « Щенок Чапа» Составила и провела учитель-логопед Белова Т.Ю.

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников.   Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли...

Конспект открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Папины заботы» Рассказывание из опыта детей

Программное содержаниеУчить детей правильно рассказывать о своей семье.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.Продолжать учить анализировать слова, деля их на слоги, выделяя ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Сказка «У страха глаза велики».

Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.Задачи:Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, с...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Ласковое занятие"

Цели занятия:1.     Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.2.     Обогащать словарный запас детей сино...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Формировать умения обобщать, классифицировать. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов. Формировать предст...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Занятие позволяет формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов. ...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности " Развитие речевой деятельности по лексической теме "Хлеб".

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе  компенсирующей  направленности "Развитие речевой деятельности по лексической теме "Хлеб"....