Логосказка как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Люфт Екатерина Викторовна

Одним из важных направлений работы в логопедической группе является коррекция речевых нарушений у дошкольников.

 Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

 Обучая навыкам связной речи и побуждая к ним ребёнка с общим недоразвитием речи, нам приходится искать интересные для дошкольника формы преподнесения и закрепления материала. Такой формой является логосказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логосказка как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений.

Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями получили широкое распространение в практике нашего детского сада.

 В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

 Одним из важных направлений работы в логопедической группе является коррекция речевых нарушений у дошкольников.

 Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

 Обучая навыкам связной речи и побуждая к ним ребёнка с общим недоразвитием речи, нам приходится искать интересные для дошкольника формы преподнесения и закрепления материала. Такой формой является логосказка.

 Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Основная идея логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

 Логосказки могут применять в своей работе логопеды и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

 Логосказки придуманы как логопедические игры-драматизации и будут интересны для всех детей. Их можно использовать для профилактики речевых нарушений, они помогут в интересной игровой форме провести с ребёнком логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата и моторики пальцев. 

 Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

• Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).

• Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).

• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).

• Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).

• Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре).

• Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

 Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б. Беттельхейм, Э. Фромм, Э. Берн, Р. Гарднер,

А. Менегетти, К. Юнг, В. Пропп, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова,

Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, был открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

 Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.

 Методические приемы по логосказке:

Словесно-режиссерская игра.

Задачи:

1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.

2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.

3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.

Психогимнастика.

Задачи:

1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслабления мышц тела.

2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме.

Словесное комментирование.

Задачи:

1. Довести до детей смысл сказки, вызвать соответствующий отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.

2. Подводить к совместному составлению словесных описаний, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

Совместная словесная импровизация.

Разгадывание отдельных эпизодов сказки.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции.

Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки.

Словесное рисование.

Обсуждая, как можно воссоздать образ героев сказки с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.

Логосказка может использоваться в разных видах деятельности:

• Продуктивная деятельность.

• Театральная деятельность.

• Коммуникативная

• Музыкальная деятельность

• Познавательная деятельность

 Виды логосказок:

  1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
  2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
  3. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
  4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
  5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
  6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

-с куклами на палочках;

-рукавичковый;

-картонажный;

-бибабо и другие.

Декорациями могут служить объёмные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.

 Участвуя в логосказках, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что-то новое, для ребёнка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Театрализованная деятельность в системе коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР"

В данной презентации собран теоретический и практический материал по теме "Театрализованная деятельность в системе коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР". В данном методическом пособии отображены ...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica; color: #e4af09} В связи  переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности...

Мастер – класс для учителей – логопедов «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

middot;        Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.·        Прив...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...


 

Комментарии

Тимофеева Марина Геннадьевна, Игнатова Любовь Владимировна

Спасибо! Очень интересный материал! Беру в свою методическую копилочку!