Образовательная деятельность в рамках образовательной области «Коммуникация». Тема: «Пернатые друзья».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Киселева Мария Александровна

 

У детей в данной деятельности формируется опыт понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов  и образные выражения по собственным рисункам. Расширяютя представления об особенностях птиц посредствам игр и мнемотаблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в рамках образовательной области «Коммуникация».

Тема: «Пернатые друзья».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: формировать опыт понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов  и образные выражения по собственным рисункам.

Задачи:

Образовательная область «Познание»: расширять представления об особенностях птиц посредствам игр и мнемотаблиц.

Образовательная область « Социализация»: развивать способность узнавать птиц по описанию.

Образовательная область «Музыка»: вызвать яркий эмоциональный отклик при воспроизведении птичьих голосов.

Образовательная область «Безопасность»: формировать опыт поведения с птицами.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»: развивать способность выделять из произведений в стихотворной форме характерные черты птиц и фразеологизмы.

Образовательная область «Художественное творчество»: развивать умения изображать клюв различных птиц посредством дорисовывания, передавая их форму, величину, цвет.

Материал: аудиозапись пения птиц, коллаж «Птицы», мнемотаблицы, иллюстрации и фотографии птиц, художественная литература, дидактические игры, карандаши.

Предварительная работа: иллюстрирование одного из фразеологических оборотов: желторотый птенец, считать ворон, белая ворона, важная птица, короче воробьиного носа, первая ласточка, как курица лапой. Разгадывание загадок, разучивание и повторение стихов, пословиц, поговорок о птицах. Просмотр фото альбомов с изображением птиц.

Ход.

Воспитатель. Ребята, я сегодня шла на работу и вам передали горячий привет. Хотите знать кто? Отгадайте:

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,  

Попугаи и синицы:

Одним словом это… (птицы).

А у вас есть любимые птицы? Какие?   (Ответы детей).

Писатель Н. И. Сладков называл птиц детьми радуги и вестниками радости. Как вы думаете почему? (Предположения детей.)

Оперение многих птиц переливается всеми цветами радуги. А для чего на земле нужны птицы? Давайте представим, что было бы, если не было птиц?   ( Воспитатель подводит детей к тому, что птицы радуют нас своими звонкими песнями).

 Послушайте и постарайтесь догадаться, как они называются.  (Воспитатель включает аудиозапись с голосами птиц. Дети называют птиц, пение которых слышат).

И, конечно же, птицы – наши верные…? (помощники). Как они помогают людям? (Ответы детей.)

Посмотрите, как красивы, как непохожи друг на друга разные виды птиц (Показывает коллаж «Птицы»). И каждое из них имеет своё имя.

Д/игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая птица, отвечай-ка» - угадывание птиц по иллюстрациям.

Воспитатель. О птицах много сложено стихов, песен, сказок. Вспомните их. ( Дети называют сказки, вспоминают песни. Два-три ребенка читают стихи).

Творческое задание «Подумай и ответь».  Что могло бы пригодится человеку, что есть у птиц? (Все высказанные идеи коллективно анализируются).

Воспитатель. Вы знаете, что в русском языке много пословиц и поговорок. Пословицы, в которых говорится о птицах, часто используют в разных жизненных ситуациях. О трудолюбивых людях говорят: рано птица с гнезда поднялась, сытнее птенцов накормит; какая птица раньше проснулась, та и корм скорее нашла.

О людях, которые важничают, хвастаются, говорят так: высоко летишь – где-то сядешь? О непослушных да непокорных: и на вольную птицу есть укорот – силки да тенёта.

Интеллектуальная разминка.

Наблюдая за птицами, люди часто соотносят их повадки с поведением человека, употребляя в речи различные образные выражения. Когда и о ком можно сказать «расчирикались» («идут гуськом», « распетушились»)? Вы слышали раньше такие выражения?

Дети пытаются объяснить смысл образных выражений, вспоминая повадки птиц. Воспитатель помогает.

В языке бывают необычные слова и выражения, которые не всегда обозначают то, что нам кажется, когда мы их слышим. Как, например, в стихотворениях, которые я вам прочитаю.

Работа со стихами Е. Лаврентьевой.

Задала головомойку

Детворе своей Ворона:

— Вы летали на помойку –

Я вас видела с балкона.

С вами целая морока!

Ни Синица, ни Сорока,

Ни сосед наш Воробей

Не краснеют за детей.

Вопросы детям. Какие слова, выражения вам показались необычными? Почему? Что они могут обозначать? («Задала головомойку» — поругала; «не краснеют за детей» — не бывает стыдно.) Те же вопросы задать детям после прочтения другого стихотворения.

Жил да был Воробей

По прозванью Ротозей.

И зимой, и летом он

Обожал считать ворон.

(«Считать ворон» — быть рассеянным, не думать о том, что тебе говорят).

 А теперь посмотрим, как вы справились с заданием.

Дети демонстрируют свои рисунки и объясняют смысл фразеологических оборотов.

Проводится разминка «Пой-ка, подпевай-ка: десять птичек – стайка». Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют полёт птиц.

Воспитатель. А теперь узнайте птиц по описанию.

Эта птица настоящий акробат. Она умеет бегать вверх и вниз по стволу дерева. Со стороны кажется, будто она ползает, тесно прижимаясь к коре. (Поползень).  

 У этой птицы грудка ярко – алая, как заря. ( Зарянка. Снегирь).

Эту птицу нелегко заметить в листве деревьев, потому что её перья зелёного цвета. ( Зеленушка).

Знаете ли вы, что некоторые птицы свои названия получили благодаря внешнему виду и особенностям поведения? Например, чайка-хохотунья названа так потому, что её крик напоминает звуки «ха-ха-ха».

Скажите, а что необычного в этих птицах? ( Показывает иллюстрации). На что похожи их клювы? (На топорик, на серп). Как бы вы назвали этих птиц? (Ответы детей).  Это птица-топорик и серпоклюв.

Назовите птиц, о которых можно сказать: длинноногий…, быстрокрылая…, длинноклювый…, черный…, белый…

Воспитатель. Какие птицы здесь спрятались? Проводится работа с мнемотаблицами « Ласточка» и «Дятел».

 Воспитатель. Д/игра «Помоги художнику». Посмотрите на этих птиц, что не дорисовал художник? (Ответы). А теперь поможем художнику дорисовать птицам клювы. (Детям раздают карточки с изображением различных птиц без клюва. После выполнения дети обосновывают свой рисунок.)

Итог. Ребята, а кто что сегодня  узнал для себя нового? ( Ответы детей). Какие фразеологические обороты вы запомнили? Будете ли вы их применять в своей речи? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках образовательной области «Музыка» Тема: « Путешествие на чудо остров»

Развитие координации речи с движениями.Развитие силы голоса, певчего голоса, физиологического дыхания. Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.Развитие мелкой моторики, двигател...

Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Коммуникация» на тему: «Дружная семья»

Формировать у детей понятие «семья». Закреплять умение называть имена членов своей семьи, сообщать разнообразные, касающиеся из, сведения....

Образовательная деятельность в рамках образовательной области «Художественное творчество»(раздел«Изобразительная деятельность»)с воспитанниками старшего дошкольного возраста(5-6 лет)с использованием пластилинографии и нетрад.тех-ки.Тема«Веселые барашки»

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в 1 младшей группе Тема: «Путешествие с Колобком».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в 1 младшей группеТема: «Путешествие с Колобком»....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Пернатые друзья»

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в старшей группе. Тема: "Пернатые друзья". В конспекте содержатся опыты и эксперименты, с помощью которых у детей будут расширины и ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание (Формирование целостной картины мира). Тема: "Пернатые друзья"

Данный конспет занятия можно использовать для систематизации знаний детей о перелетных и зимующих птицах....