Методические рекомендации по развитию речи.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Фирсова Алена Михайловна
  • учить детей отвечать на вопросы по данной лексической теме, строить законченные предложения самостоятельно или с помощью воспитателя, отгадывать загадки;
  • закрепить представления об овощах, фруктах, дарах осени. Формировать умение образовывать прилагательные о  существительных и активно употреблять их в речи;
  • учить де
  • познакомить детей с обобщающим понятием «фрукты»; учить детей образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными;
  • развивать артикуляционный аппарат; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «б», «бь».тей четко проговаривать слова, регулировать темп речи и силу голоса.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_rechi.rar21 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Методические рекомендации по развитию речи.

Игры и упражнения по лексическим темам:

«Овощи», «Фрукты», «Грибы-ягоды», «Осень».

Подготовила: воспитатель Фирсова Алена Михайловна.

г.Урай 2014 год

Лексическая тема «Овощи»

Цели:

  • учить детей отвечать на вопросы, строить законченные предложения самостоятельно или с помощью воспитателя, отгадывать загадки;
  • закрепить представления об овощах. Формировать умение образовывать прилагательные о  существительных и активно употреблять их в речи;
  • учить детей четко проговаривать слова, регулировать темп речи и силу голоса.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что собирают осенью в огороде. ( Морковь, редис, репу, помидоры, огурцы...)

- Как можно все это назвать, одним словом? ( Овощи.) Где растут овощи? (в городе на грядках.) Какие овощи растут в земле?

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

        

Детям предлагается разложить овощи по разным корзинкам. В коричневую – овощи, которые растут и созревают  в земле, в желтую – которые растут и созревают на земле. Затем дети, с помощью воспитателя, составляют предложения. Например: В коричневой корзинке лежат картошка, морковка, редиска, репа, потому что эти овощи растут и созревают в земле. В желтой корзинке лежат огурец, помидор, кабачок, потому что эти овощи растут и созревают на земле.

Воспитатель загадывает детям загадки. Дети должны назвать и показать тот овощ, о котором загадка.

Глядите, не моргайте,                                Расселась барыня на грядке,

Рты не разевайте,                                       Одета в шумные шелка,

Ворон не считайте,                                     Мы для нее готовим кадки

Поскорее отгадайте!                                   И крупной соли полмешка.

Расту в земле на грядке я –        (Капуста.)

Кранная, длинная, сладкая.

                                    (Морковь.)        

                                                                                                           

Зелен, и высок, и густ                                         Заставит плакать всех вокруг,

На огороде вырос куст.                               Хоть он и не драчун, а...      ( Лук.)  

Покопай немножко-

Под кустом...     ( Картошка.)

Круглый бок, желтый бок,                           Хотя я сахарной зовусь,

Сидит на грядке колобок.                            Но от дождя я не размокла,

Врос в землю крепко.                                   Крупна, кругла, сладка на вкус.

Что же это?..              (Репка.)                       Узнали вы? Я...                  (Свекла.)

Щеки розовые, а нос белый,                                Лежит меж грядок,

В темноте сижу день целый.                          Зелен и сладок.

А рубашка зелена,        (Огурец.)

Вся на солнышке она.

                                   (Редиска.)

Он круглый да красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней...

                                      (Помидора.)

- Молодцы! Все загадки отгадали.

Физминутка

- Ребята, кто из вас помнит сказку «Репка»? Какими словами начинается сказка? Дети произносят: «Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая...» Представьте себе, что вы маленькое зернышко репки. Вы лежите в земле. Пригрело солнышко, прошел теплый дождик. Потянулся росточек вверх из земли к солнышку. Появились листочки, а в земле  стала расти репка...

Дети имитируют движения поднимающегося ростка.

Воспитатель собирает детей около стола.

- Ребята, на математике вы знакомились с геометрическими фигурами. Назовите их. (Круг, овал, треугольник)

Назовите овощи, напоминающие вам эти геометрические фигуры. (Морковка похожа на треугольник, огурец и кабачок – на овал, помидор, свекла – на круг.)

Что можно приготовить из овощей? (Щи, борщ, салат, солянку...)

Как называется салат из овощей? (Овощной.) Салат из моркови? (Морковный.) Салат из огурцов? (Огуречный.) Салат из свеклы? (Свекольный.) И т.д.

Посмотрите, ребята, нам сегодня почтальон принес письмо. В конверте картинка. Дети соседней группы просят нас помочь ответить на вопросы. Рассматривание картины «Петя и Таня собирают урожай овощей».

Примерные вопросы: Кто это? Что они делают в огороде? Какие овощи собирают Петя и Таня? Куда складывают собранные овощи? Куда отнесут дети корзинки с овощами? Что приготовит бабушка детям из овощей?

Дети отвечают на вопросы, воспитатель записывает ответы. В конце занятия все вместе запечатывают письма ответами и отправляют в соседнюю группу.

Лексическая тема «Фрукты»

Цели:

  • формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем короткий описательный рассказ;
  • познакомить детей с обобщающим понятием «фрукты»; учить детей образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными;
  • развивать артикуляционный аппарат; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «б», «бь».

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, вы помните сказку о Язычке? Где он живет? Покажите! ( Дети перечисляют название фруктов, находят их изображения среди картинок и выкладывают на фланелеграфе.)

- Что это? Как можно все это назвать одним словом?

Воспитатель вносит поднос с фруктами и овощами.

- Слушайте внимательно! Если я назову то, что растет в саду, вы говорите «Да» и поднимаете руки вверх, если не растет в саду, то вы говорите «Нет» и опускаете руки вниз.

Дидактическая игра «Что растет в саду?»

Яблоко растет в саду? –Да.

Картошка растет в саду?- Нет.

 Груша...- Да.

Помидор...- «Нет». (Почему?)

Тыква...- «Нет». (Почему?)

Апельсин...- Да. И т.д.

После вопроса «Почему?» дети должны уточнить: «Потому что это овощ».

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать он нем. Например:

- Саша, что у тебя в руках? (Яблоко.) Какое оно? (Круглое, красное, большое и т.д.).

- Язычок из фруктов сварил варенье, посмотрите.

На фланелеграфе воспитатель выкладывает изображение банок с наклейками фруктов.

- Варенье из яблок как называется? (Яблочное.)

-Варенье из груш? (Грушевое.)

-Варенье из лимонов? (Лимонное.)

-Наш язычок поел варенье и облизнулся, вот так (воспитатель показывает- язык двигается по верхней и по нижней губам- дети повторяют:  «Ах, какое вкусное варенье!»).

Повторите, что сказал Язычок. (Дети по одному повторяют.)

Язычок сел на крыльцо (язык на нижней губе) и, чтобы не скучать, стал передразнивать всех, кто проходил и проезжал мимо.

Воспитатель проговаривает четко и медленно, а дети повторяют:

Просигналила машина: би-би-би.

Язычок передразнивал: би-би-би.

Зайчик стучал в барабан: бум-бум-бум.

Язычок передразнивал: бум-бум-бум.

Собачка играла в мячик: бах-бах-бах.

Язычок передразнивал: бах-бах-бах.

Лексическая тема «Грибы, Ягоды»

Цели:

  • учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям;
  • учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину (большой – маленький), учить образовывать существительное с помощью суффиксов. Закрепить представления о понятиях «грибы», «ягоды»;
  • закрепить произношение звуков «д», «дь».

Воспитатель обращается к детям:

- Сегодня на занятие я принесла для вас корзинки. Посмотрите, сколько корзинок у меня (Две.) Какие они? (Большие...) Как вы думаете, зачем нужны корзинки? Что можно в них положить? Посмотрите, из чего они сделаны? (Воспитатель побуждает детей рассмотреть корзинки и ответить на вопросы, внимательно выслушивать ответы других детей.)

- С этими корзинками мы с вами отправимся в лес по грибы и ягоды. В одну корзинку мы будем собирать грибы, в другую – ягоды. Кто из вас был в лесу? До леса далеко. На чем мы поедем? (Дети выбирают любой вид транспорта – например, машину.)

Дети строятся друг за другом или строят из стульчиков «машину» - и в путь! (Можно использовать крупный строитель или модули.)

- Машина отправляется, звенит колокольчик: динь-динь-динь...

- Как звенит колокольчик? (Дети повторяют: динь-динь-динь.)

- Машина едет и гудит: ду-ду-ду. Как гудит машина? (Дети повторяют.) Дети двигаются по всей группе друг за другом, произнося: ду-ду-ду... Звучит музыкальное сопровождение.

- Ну, вот мы и приехали в лес! (Включается грамзапись «Звуки леса».)

- Возьмем с собой корзинку для грибов и корзинку для ягод.

Воспитатель читает стихотворение:

Ах, грибки, грибочки!

 Вы не спрячетесь за кочкой.

Вот ребята в лес пойдут,

 вас в корзинки соберут.

Эй, грибочек, грибок,

 масляный бок, белая ножка!

Прыгай в лукошко!

- В лесу много разных грибов, какие грибы вы знаете?

Воспитатель показывает детям муляжи грибов или выкладывает на фланелеграфе.

- Растет под осиной гриб - ... (Подосиновик.)

- Посмотрите, какая у него шляпка? (Красная.) Какая ножка? (Белая.) Длинная или короткая?

- Растет под березой гриб -... (Подберезовик.) Какая шляпка у подберезовика? (Коричневая.) Какая ножка? (Серая.)

- Гриб с масляным бочком -... (Масленок.) Какой он? (Маленький.) Какая у него шляпка? (Липкая, как будто полита маслом.)

- Гриб желтенький, как шубка у лисы -... (Лисичка.)

- Какого цвета этот гриб? (Желтенький.) Какие у него шляпка и ножка?

- Гриб, как солнышко, рыженький -... (Рыжик.) Как называется такой цвет? Оранжевый.)

- А какой гриб самый главный в лесу? (Белый гриб.)

- Какой он? Какого цвета? (Он большой, шляпка у него коричневая, ножка белая.)

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель называет гриб, а затем произносит его название вместе с детьми.

Физминутка

Мы по лесу ходим,                                           Мы наклонимся, сорвем,

Грибочки находим.                                          И в корзинку их кладем.

(Дети имитируют движения поиска и сбора грибов.)

- Молодцы! Много грибов собрали. Кладите их в корзину.

Ребята, в лесу много грибов. А все ли грибы можно собирать? Почему? Какие грибы нельзя собирать?

Воспитатель загадывает загадки:

 

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый... (Мухомор!)

Посмотрите-ка, ребята,

Тут лисички, там опята.

Ну, а это на полянке

Ядовитые... (Поганки!)

- Чем еще нас может угостить лес? (Ягодами.) Какие ягоды растут в лесу?

Воспитатель вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе картинки: земляника, черника, брусника.

На поляну мы заходим,

Много ягод здесь находим.

- Малина, земляника, костяника, брусника, клюква – какого цвета эти ягоды? (Красные.) А черника? (Черная.) Что можно приготовить из ягод? (Варенье, компот, повидло...) Как еще можно заготовить ягоды на зиму? (Заморозить в холодильнике или засушить.) Молодцы! Вот и ягод мы с вами набрали, кладите их в корзинку. А теперь пора домой.

Дети рассаживаются на стульчики, звенит колокольчик: динь-динь-динь. Обращаясь к любому ребенку, воспитатель спрашивает:

- Как звенит колокольчик? (Динь-динь-динь!)

- Наша машина отправляется в обратный путь: ду-ду-ду. Как гудит машина? (Ответы детей хором и индивидуально.)

Под музыкальное сопровождение заканчивается занятие.

После занятия воспитатель уточняет: Где мы с вами побывали? На чем ехали? Что собирали в лесу? Куда складывали? И т.д.

Выучите с детьми строки Л. Тевкина «Волнушки»:

На лесной опушке выросли волнушки:

Оглянулись и сказали: «Здравствуйте, а вы нас ждали?»

Лексическая тема «Осень»

Цели:

  • активизация и обогащение лексического запаса по теме: уточнение названий фруктов,  овощей их вкусовых качеств;
  • развитие грамматического строя речи: учить образовывать множественное число существительных;
  • развитие длительного зрительного сосредоточения;
  • развитие длительного ротового выхода;
  • учить различать ритм звучания: частое и редкое звучание металлофона;
  • развитие дифференциации тихого и громкого
  • развитие мелкой моторики рук. развитие грамматического строя речи: обучение правильному употреблению существительных в В.п.;

Оборудование:

  • тарелка, яблоко;
  • корзинка с натуральными фруктами или муляжами;
  • лист дерева, вырезанный из цветной бумаги;
  • разрезанные картинки по теме. металлофон;
  • игрушка «Заяц»;
  • корзинка с натуральными овощами или муляжи.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети сидят полукругом перед логопедом.

- Ребята, какое время года пришло к нам? Правильно, осень. А как вы догадались? (Листочки на деревьях стали желтыми, красными; идут дожди: солнышко не греет, птицы улетают в теплые края.) Сегодня осень принесла нам свои дары. Посмотрите (показ фруктов в корзинке).

Упражнение «Что в корзинке?»

Логопед вместе с детьми достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко сочное, сладкое, вкусное. Яблоко можно есть». Затем ребята помогают рассказать о том или ином фрукте.

Упражнение «Много»

Логопед называет фрукт в единственном числе и бросает ребенку мяч. Малыш называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Апельсин – апельсины, яблоко – яблоки» и т.д.

Упражнение «Катится яблочко»

Логопед объясняет детям, что яблоко круглое и может катиться как мяч. Затем предлагает понаблюдать за движениями яблока на тарелке.

Упражнение «Чей листок раньше улетит?»

Логопед вместе с детьми вспоминает, какого цвета становятся листья на деревьях осенью. Затем каждому предлагает долго, плавно подуть на листок и посмотреть, как он кружится в воздухе.

Игра с разрезанными картинками

Логопед говорит, что осень нарисовала для ребят красивые картинки, но поднялся сильный ветер, и картинки разделились на две половинки. Предлагает помочь осени составить картинки и угадать, что на них нарисовано.

Упражнения «Осенние листья»

-Ребята, мы помогли зайке приготовить щи, и он хочет вручить вам по осеннему букету.

Логопед вместе с детьми выполняет упражнение.

Раз, два, три, четыре, пять,  Загибать пальцы по очереди,

                                                начиная с большого.

Будем листья собирать.        Сжимать и разжимать кулаки.

Листья березы,                       Загибать пальчики, начиная

Листья рябины,                      с большого.

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Упражнение «Дождик»

- Ребята, осенью часто идут дожди. Давайте послушаем. (Запись «Музыка дождя»). Дожди бывают сильными, с ветром, и маленькие.

Послушайте, как идет «маленький» дождик (редкое постукивание металлофона) и «сильный» (частое постукивание металлофона). А теперь попробуйте угадать, какой идет дождь: маленький или большой.

Дети отгадывают.

Игра «Эхо»

-Осенью люди ходят в лес. Они собирают там грибы и ягоды. Чтобы не заблудиться, им приходится окликать друг друга громко, а эхо отвечает им тихо: «Ау-ау».

Сначала логопед играет за людей, заблудившихся в лесу, а ребята подражают эху. Затем роли меняются.

Упражнение «Какой овощ пропустили?»

Логопед показывает детям зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Дети должны отгадать, какойК

Упражнение «Поваренок»

- Много у зайчика нашего овощей. Давайте приготовим для него щи. 

Дети вбирают вместе со взрослым нужные овощи для блюда, называют их. В ходе приготовления уточняются действия (брать, мыть, чистить, резать, варить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию речи для заботливых родителей

Методические рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их дети имели правильную и красивую речь, и в школе не допускали  ошибок на письме....

Методические рекомендации для развития речи у детей раннего возраста

Увеличение словарного запаса у детей раннего возраста...

Методические рекомендации по развитию речи дошкольников

Рекомендации по работе с мнемотаблицами...

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)

Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...

Методические рекомендации по развитию речи детей 5-6 лет.

Развитие лексической стороны речи. Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, ...

Методические рекомендации по развитию речи младших дошкольников в процессе ознакомления их с окружающим миром

Красивая, правильная речь ребенка - залог успешного обучения.  Детям, у которых  есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взро...