Роль художественной литературы в развитии речи детей
презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) на тему

Зайцева Татьяна Эдуардовна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Роль художественной литературы в развитии речи детей

2 слайд

Цель: «пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений … воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям».

3 слайд

Задачи: 

 Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

обогащение и активизация словаря.

формирование грамматического строя речи.

 формирование грамматического строя речи осуществляется прежде всего в повседневном общении ребенка с окружающими. Педагог развивает речевую активность воспитанников, желание общаться, делиться своими впечатлениями. Он поощряет детей к рассматриванию картинок, лото, спрашивает о названиях предметов, их качеств, частей, о назначении.

Развитие связной речи. Для развития связной речи используются различные средства: пересказ литературных произведений (сказки, рассказа), рассматривание картин, игрушек.

На первом занятии по пересказу хорошо знакомой малышам сказки «Курочка ряба» ставятся задачи формировать умение воспринимать текст сказки, подводить детей к его воспроизведению.

ознакомление с художественной литературой

В первом квартале занятия носят игровой характер — это игры-занятия, в процессе которых педагог, читая и рассказывая малышам, воспитывает умение слушать, следить за развитием сюжета, запоминать образные слова, воспринимать интонационные оттенки. Для лучшего понимания и запоминания программного материала важно создавать эмоциональную атмосферу восприятия, применять яркую наглядность.

В процессе ознакомления воспитанников с художественным произведением педагог побуждает их к сопереживанию, вызывая сочувствие к героям, радость, грусть, желание действовать самим. Малыши по указанию воспитателя охотно расставляют фигурки персонажей на фланелеграфе, с удовольствием слушают грамзаписи коротких сказок, просматривают диапозитивы и диафильмы. Для более эффективного восприятия художественного произведения важно применять разнообразные дидактические игры. Например, знакомя детей с английской народной песенкой «Перчатки» в переводе С. Я. Маршака, можно провести игру «Котятки и перчатки». Малышам предлагается посмотреть на картинку, обратить внимание на бантики котят, надеть котятам перчатки того же цвета, что и бантики. Дети берут перчатки соответствующего цвета и закладывают на картинку. Затем задается вопрос, хотят ли дети узнать о том, как котятки потеряли перчатки. Такое начало занятия возбуждает у малышей интерес к стихотворению, и они слушают его увлеченно, внимательно.

В процессе ознакомления с литературными произведениями происходит формирование определенной совокупности специальных умений и навыков. Так, при восприятии и художественной коммуникации происходит формирование умений эмоционально и активно реагировать на сказки, стихи, рассказы; умений чувствовать ритм поэзии, двигаться относительно него, включаться в поэтические тексты.

4 слайд

Методы ознакомления с художественной литературой

1 Рассказывание потешки

- Динамический акцент на фрагментах текста, сочетающийся с показом игрушки, ее перемещением, приведением в движение разных частей игрушки.

В.В.Гербова обращает внимание на то, что в первой младшей группе очень серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Потешки отличаются богатством слов и размеров: одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения. В ряде случаев воспитатель сопровождает чтение показом действия, описанных в потешке (<<Водичка, водичка...>>;<<Ладушки>>).

На занятии, посвященном знакомству детей с новой потешкой, воспитатель должен поощрять попытки детей договаривать (подговаривать) отдельные слова и фразы, интонационно указывая малышам, где именно требуется их помощь

2 Инсценирование

- Прием инсценирования произведения, который синхронно сочетается с рассказыванием, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.

- Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают, например, постучать кулачком: "Дед бил-бил, не разбил!"

. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

5 слайд

3 Рассказывание сказок

. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Воспитатель обеспечивает активность детей во время слушания: предлагает выполнить имитационные движения(малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут потянут и т.п.), используют разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок на фланелеграфе и пр.), побуждает инсценировать отрывок из сказки.

На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.

- Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа.

- Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание детей.

- Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, т.е. используемые наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Показ – основной метод принципа наглядности – может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием различных наглядных средств. Использовать можно пособия плоскостные (иллюстрации, картины, картонные ширмы с элементами панорамы, рельефные изображения, плоскостной настольный театр) и объемные (игрушки, предметы народных промыслов, разные виды театров: кукольный, пальчиковый и т.д., предметы народного костюма и украшения к ним, некоторые народные музыкальные инструменты).

Таким образом, методика знакомства младших дошкольников с художественной литературой ( потешками, сказками, стихами) отличается своеобразием. Занятия предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.

Народные песенки, потешки, прибаутки, сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта сказок, потешек, прибауток заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.

6 слайд

Рассмотрение ярких картинок  и книжек

Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети"не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

7 слайд

Использование театрализованной деятельности

На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметно-орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.

Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В драматизации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей

Приходит сказочница

8 слайд

Уголок книги и театра в группе

Малышам нравится и театр, они играют персонажами-кубиками, куклами или масками, распределяя между собой роли. Театрализованные игры для детей дошкольного возраста имеют воспитательное значение . С помощью театра дети обучаются речевой выразительности и умением слушать друг друга.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

^ В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

9 слайд

Значение

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

10 слайд

Вывод

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии речи детей.

Представление педагогического опыта на РМО заведующих и методистов....

Роль художественной литературы в развитие речи детей

Роль художественной литературы в развитии речи детей.Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же точно и разнообразно выража...

Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста. Из опыта работы...

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...