Проект по мотивам сказки «Курочка ряба и десять утят» Самуила Яковлевича Маршака на один год для детей 3-4 лет
проект по развитию речи (младшая группа) по теме

Пущиенко  Наталья Валерьевна

Актуальность проекта

        Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей 3-4 летнего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий.

        Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

         В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к русской сказке: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине. Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.

         В ходе освоения театрализован­ной деятельности происходит совер­шенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразитель­ностью реплик персонажей, собст­венных высказываний. Легко и естест­венно активизируется словарь ребен­ка, совершенствуется звуковая куль­тура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Соответственно улучша­ется диалогическая речь, ее грамма­тический строй.  Она также позволяет формировать опыт соци­ального поведения ребенка благода­ря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказ­ка имеют нравственную направлен­ность, т.к. участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценно­сти, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

 Театрализованная деятельность давно признана особым терапев­тическим средством, поскольку поз­воляет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица ка­кого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверен­ность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

 

Проект игровой, творческий 2011-2012 учебный год

Продолжительность проекта – долгосрочный, один год.

Цели  проекта:

·       формирование связной речи у детей младшего возраста через театрализованную деятельность;

·       формирование представления о различных видах театра.

 

Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Задачи проекта:

 

·        раскрыть младшим дошкольникам многообразие театральной игры;                          

·       привлекать детей к совместной театрализованной деятельности,

·       развивать связную речь, развивать воображение и мышление,

·       помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру,

·       приобщать к сказкам посредством различных видов театра.

·       способствовать  проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

 

Ресурсное обеспечение:

·       настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба»;

·       пальчиковый театр: «Теремок», «Репка»;

·       костюмы к сказке «Курочка ряба», к сказке «Репка»;

·       сюжетные картинки, театр масок;

·       дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», мозаика «Репка»;

·       театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);

·       кукольный театр; ширма (би-ба-бо);

·       фланелеграф - театр картинок;

·       театр из картона; вязаный; театр из коробок, театр перчаток, театр - топотушки, театр конусный, театр на палочке.

 

 

 

Предварительная работа

·       Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба»,

·       беседа по содержанию.

·       Просмотр мультфильма «Курочка Ряба».

·       Рассматривание иллюстраций к сказке.

·       Подвижные игры: «Вышла курочка гулять», «Наседка и цыплята», «На птичьем дворе».

·       Распределение ролей и заучивание слов.

·       Изготовление декораций, подборка костюмов.

 

Участники проекта:

·       воспитатели,

·       дети группы,

·       родители воспитанников.

 

 

Ожидаемый результат:

·       дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;

·       формировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;

·       постановка сказки «Курочка ряба и десять утят» С.Я.Маршак.

·       формирование связанной речи посредством театрализованной деятельности

 

Методы проекта

·       Чтение с детьми сказок: «Курочка ряба», С.Я.Маршак «Курочка ряба и десять утят».

·       Рассматривание иллюстраций, обсуждение характера героев.

·       Изготовление костюмов для персонажей.

·       Подборка оформления сцены.

·       Прослушивание сказки с соответствующим музыкальным сопровождением.

 

Этапы

1. Подготовительный (сентябрь – ноябрь 2011г.).

2. Основной (декабрь 2011г. – март 2012г.).

3. Заключительный (апрель – май 2012г.).

 

 

Подготовительный этап:

1. Диагностика творческих способностей детей (сентябрь 2012г.).

2. Анкетирование родителей, отношение к театрализованной деятельности

 (октябрь 2012г.).

3. Создание предметно-развивающей среды (ноябрь 2012).

 

Основной этап: (декабрь, январь, февраль, март 2011-2012 год)

1. Игровые ситуации: виды театра, правила поведения в театре; работники театра.

2. Выбор произведения. Чтение сказки «Курочка ряба» с показом иллюстраций.

3. Развитие игровых навыков посредством театрализованной деятельности -настольный театр «Курочка ряба», фартуковый театр «Курочка ряба» с инсценированием сказки детьми с привлечением родителей к творческой деятельности.

4. Изготовление атрибутов : овощи из папье-маше (репка, свёкла, редиска, морковка, капуста);шапки для репки, свёклы, редиски, морковки, кошки, собачки, мышки (принимали участие родители).

5. Театральные костюмы: дедки, бабки,  внучки, собачки, кошки ,мышки.

6. Подбор музыкального сопровождения.

7. Распределение ролей воспитателем.

8.  Оформление сцены декорациями:

·       домик;

·       деревья (берёзки)

 

9.  Решение проблемных ситуаций:

- эмоциональность речи;

- поведение в театре.

 

 

 

 

 

10. Ход представления

 

 

«Курочка ряба и десять утят»  Самуил Яковлевич Маршак

 

Знаешь сказку про деда и бабу

И курочку рябу?

Если ты ее знаешь,

Могу я

Рассказать тебе сказку другую.

 

Жили-были другие дед и баба,

И была них другая курочка ряба.

Снесла курочка яичко,

Не золотое,

Простое.

Не всмятку

И не крутое,

А самое обыкновенное -

Сырое.

 

Мышка бежала,

Хвостиком махнула -

Яичко упало

И разбилось.

Горько плачет

Курочка ряба.

Пожалела курочку

Баба,

 

Прибежала в курятник с корзиною,

А в корзине - яйца утиные,

Не одно, а целый десяток.

- Высиживай, ряба, утяток!

 

А рябая курочка рада.

Ничего ей больше не надо.

Принялась она сразу за дело -

Весь десяток высиживать села.

Дни и ночи сидит напролет.

Редко-редко поест и попьет.

 

 

 

 

Скоро вылупились у наседки

Из скорлупок пушистые детки -

Целый десяток

Желтых утяток.

Запищали один за другим:

- Есть хотим!

- Жить хотим!

- Пить хотим!

 

На цыплят они не похожи:

На ногах - перепонки из кожи,

А носы у них плоские, длинные,

Не куриные,

А утиные.

 

Вышла с детками курочка-мать

Из ворот погулять, поклевать.

Вдруг навстречу - усатая кошка.

Притаилась она за травой,

Только водит слегка головой,

На утят ковыляющих щурится.

Да ее заприметила курица.

 

Поглядела сердитым глазом,

Пух и перья взъерошила разом

И, хоть прежде летать не умела,

Над землею стрелой полетела.

Налетела и ринулась в бой,

Всех утят прикрывая собой.

 

Плохо кошке пришлось в этой схватке.

Удирает она без оглядки

По траве между кочек и пней.

А наседка -

Вдогонку

За ней -

Через ямы, бугры и ухабы...

 

Ну и храбрая курочка ряба!

Вот такая у нас мама

Вот какая курочка ряба!

 

 

11. НОД (непосредственно – образовательная деятельность):

групповая и индивидуальная

 

НОД

Виды деятельности

Образовательная область «Познание»:

 

- слушание сказок;

- рассматривание иллюстраций книг;

- тематические занятия, беседы;

- пересказ сказок.

Рассказывание детьми сказок «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят»; чтение стихотворений, потешек;

 инсценировка сказки совместно с воспитателем «Курочка Ряба»

 

Образовательная область «Социализация»

 

- просмотр мультипликационных фильмов «Курочка ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят»

- разыгрывание сюжетов несложных иллюстраций и картинок по русским народным сказкам«Курочка ряба», «Теремок», «Колобок»

-  игра- драматизация «Курочка ряба», С.Я.Маршак «Курочка ряба и десять утят»

  • Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся»
  • Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «В театре»
  • Игра «Превращение»
  • Игра «Волшебная палочка» 

·       Строительная игра «Теремок»

 

Образовательная область «Художественное творчество»

- тематические занятия;

- лепка героев сказок;

- раскрашивание иллюстрации по сказкам;

- работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок;

-аппликация на тему сказки «Курочка ряба»;

-комплексные занятия по теме.

  • Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»).
  • Лепка – курочка, колобок, теремок.

·       Рисование героев сказок «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок»,

 

Образовательная область «Физическая культура»

 

- образное имитирование героев сказок;

-включение подвижных игр с имитацией движения героев.

  • Комплекс утренней гимнастики – «Буратино», «Курочки», «Цветок», «Ветерок»

·       Подвижные игры -  «У медведя во бору», «Лошадки», «Курочка-хохлатка».

 

Образовательная область «Коммуникация»

 

- использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказки.

-совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки

- включаются в игровое общение, проявляя речевую активность

- речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.

 

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

 

 

 

 

 

 

 

- знакомство и чтение сказки С.Я.Маршак «Курочка ряба и десять утят»;

- слушание русской народной сказки

С.Я.Маршак «Курочка ряба и десять утят» на диске;

-просмотр мультфильма «Курочка ряба».

 

 

Образовательная область «Труд»

 

 

-кормление птиц в зимний период;

-посадка и уход за садовыми культурами на приусадебном участке ДОУ;

-выездная экскурсия в ЭБЦ с целью ознакомления с повадками животных края.

 

Образовательная область «Музыка»

 

- пение детских песенок

- разучивание танцевальных движений

прослушивание и обсуждение музыкального сопровождения сказки;

- сказка С.Я.Маршак  «Курочка ряба и десять утят» на 8 Марта с музыкальным сопровождением.

- музыкально-художественная деятельность;

- развитие музыкальности

Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»

 

 

9. Работа с родителями:

  • Пошив костюмов для театрализованной деятельности
  • Консультации на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»

·       Итоговое мероприятие по проектной деятельности «Поляна сказок»-оформить для родителей фотовыставку;

·       Предоставление родителям фото и видео материалов выступлений;

·       Информирование родителей через сайт группы:

·       Логин: gruppakroxa@mail.ru 

        Пароль: gruppa137

10.  В группе дополнить уголок театра.

 

Заключительный этап:

1. Драматизация сказки в группе.

2. Выступление на городском конкурсе «Солнышко в ладошке» (апрель).

3.Выступление на городском конкурсе «Пасхальный колокольчик» (май).

4. Диагностика.

 

 

Результаты и перспективы работы по развитию у детей творческих способностей посредством театрализованной деятельности.

 

 1. Разыгрывать по просьбе взрослого  небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.

2. Владеть с помощью взрослого куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф, плоскостным, пальчиковым, настольным и др.).

3. Изготовлять совместно с воспитателем и подбирать атрибуты, кукол и игрушки, элементы костюмов.

4. Перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль с помощью взрослого.

5. Выступление на городских конкурсах « Солнышко в ладошке» ,« Пасхальный колокольчик».

6. Участие в международном фестивале-конкурсе « Национальное достояние»

 

Использованная литература:

 

1. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»; -М. 2006

2. Русская народная сказка «Курочка ряба»

3. Маршак С.Я. « Курочка ряба и десять утят»

4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009  

5. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду.Москва,2000   

6. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация» Детство-пресс,2012 

7. Сомкова О.Н. Образовательная область «Социализация» Детство-пресс,2012 

8. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика - Синтез, 2008                                                                                                                                      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта Проект по мотивам сказки «Курочка ряба и десять утят» Самуила Яковлевича Маршака на один год для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Актуальность проекта        Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей 3-4 летнего возраста с развитием игровой деятельности; появлением рол...

Педагогический проект "Формирование познавательного интереса к творчеству Самуила Яковлевича Маршака"

Методическая разработка предусматривает целенаправленную работу с детьми пяти лет по  формированию познавательного интереса к творчеству советского писателя С.Я.Маршака. Разработана с учетом...

Проект Тематический день на тему: В гостях у дедушки Самуила Яковлевича Маршака

ПроектТематический день на тему: В гостях у дедушки Самуила Яковлевича Маршака...

Проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»

Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий....

Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, для детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий содержит авторский стих и авторскую игру. Родился Маршак Саму...

ПРОЕКТ «САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК – ПИСАТЕЛЬ » В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПРОЕКТ «САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК – ПИСАТЕЛЬ »   В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ...

"Творчество Самуила Яковлевича Маршака" проект в подготовительной группе

АктуальностьФормирование у дошкольников потребности в чтении и восприятии художественной литературы является важной задачей воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Поэтому чтен...