конспект образовательной деятельности "Четыре времени года"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Коваленко Любовь Анатольевна

использование элементов мнемотаблиц в экологическом развитии детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetyre_vremeni_goda.docx86.17 КБ

Предварительный просмотр:

Направление деятельности: познавательно-речевое

Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественно литературы», «Музыка»

Цель: развивать у детей умения составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы.


Задачи.                                                                                                                  Коммуникация: формировать умения  передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; формировать умения  делать выводы, обобщать высказанное.
Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
Социализация: воспитывать у детей  умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, проявлять положительные эмоции (интерес, радость.) при прослушивании стихотворений.
Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы  с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.
Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками; картинки к игре «Найди лишний»  (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).
Содержание НОД:
Воспитатель приглашает детей к себе.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

-  Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт (на конверте пальма и солнце), как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). - - Действительно, это письмо прислали  нам дети из Африки. (читает). Они никогда не видели  зиму, весну и осень. А почему они ничего не знают об этих временах года? (ответы), Совершенно верно, там постоянно лето. Дети хотят  с вами дружить и просят нас рассказать о зиме, весне и осени.
- Ну что, ребята, расскажем нашим друзьям  о временах года, чем они отличаются друг от друга?                                                                                             - Но как мы это сделаем, ведь они  в Африке, а мы в России (рассуждения и предложения детей).                                                                                                           – Как здорово придумал Федя. Надо снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны?  (устанавливается детская видеокамера).
- Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их.                                         - Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)
- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)
- Ребята, Даша  загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло,
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(зима
)
- Вам нравится зима? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).  Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_a21daccb5cd757d08c350dc55eda243f.jpg.jpg


Что на ней изображено? Что  могут означать эти знаки? (ответы)
- Буква «З» - обозначает что? (настала зима)
- Тучка – небо скрыто темными тучами.
- Снежинки – часто идет холодный снег.
- Девочки,  мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
- Коньки, санки – катаются на коньках и санках
Воспитатель предлагает одному желающему ребенку составить рассказ при помощи  мнемотаблицы.
Звучит в записи шум ветра, вьюги.                                                                                     - Что это ребята? (ответы). Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка?  (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихла,   и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
- Молодцы!  О каком времени года мы рассказали нашим друзьям?                             - Катя, загадай свою загадку ребятам.
Вдруг чирикнул воробей,
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа,
Пробудилась ото сна.
Наступает непогода -
Это к нам идет …(весна)
- Познакомим наших друзей с весной, какие изменения в природе происходят весной? (ответы). Да,  вся природа просыпается.  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_d46e45a9dfe785e2d6fdf88767b4d06a.jpg.jpg

Что могут означать эти знаки? (ответы).
Буква «В»- обозначает, что настала весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Буква «У», снежинки – на улице тает снег,  и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки,  возвращаются перелетные птицы.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.
Физкультурная минутка:
Солнце встало из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки,
И погреем их немножко,
И похлопаем в ладошки
.
А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать детям про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь …)
- Лиза, загадай свою загадку ребятам.
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)
(дети садятся на стульчики)
- Давайте расскажем детям про наше лето по таблице. У вас хорошо получается. Что означают знаки на этой таблице?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_5064b4ec492064d4ee558facb070e6e8.jpg.jpg


Буква «Л» - настало лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.                                                                                 - Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)
Саша, загадай свою загадку ребятам.
Листья быстро пожелтели,
И на землю полетели,
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)
(дети садятся на стульчики)
- Познакомим африканских детей с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.   Что  обозначают эти знаки? Что нам могут рассказать об осени? (ответы)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_8b114be7b6faad2eb396cc22cadff9de.jpg.jpg


Буква «О» - наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.
- Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью? (готовятся к зиме)  
- Как готовится к зиме белка?
- Как готовиться к зиме заяц?
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме птицы?
- Давайте поиграем в игру «Назови домик».                                                                       - Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо).
- Ребята вот мы и познакомили наших друзей из Африки  с четырьмя временами года.                                                                                                                        – Как вы,  думаете,  им понравилась наша зима? Весна? Осень? Лето?                                                                                                                                        - Наши друзья теперь знают, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот»
Летом жарко, а осенью …(холодно)
Летом дни длинные, а осенью …(короткие)
Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)
Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)
Летом идут дожди, а зимой … (снег)
- А теперь к вам вопрос, дети.  Сколько всего времен года?  С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета, осени, зимы, весны.
- Наша видеокамера все записала, вот диск. Сейчас нам необходимо сделать конверт, куда мы и положим диск с нашими рассказами и табличками. Они помогут  детям вспомнить  и представить, что каждое время года по-своему прекрасно. А еще дети из Африки  прислали  вам картинки животных жарких стран, но они грустные, почему? (рассуждения  детей). Они бесцветные, бледные.  Может они испугались чего-то? Как нам их развеселить?                            – Правильно нужно животных раскрасить яркими красками  (дети раскрашивают животных  акварелью, гуашью, мелками,  цветными карандашами).  Рассмотреть животных. Письмо запечатать и опустить в почтовый ящик в группе.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Приморского района

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми  старшей группы по формированию целостной картины мира с использованием мнемотаблиц.

 Тема:  «Четыре времени года»

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=229247062-29-72&n=21

Составила воспитатель высшей категории Коваленко Л. А.

Санкт-Петербург

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к временам года

Знакомство с временами года, счет в пределах 10...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...