Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Пономарева Светлана Александровна

 

Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование моделирования при обучении детей с нарушением

зрения рассказыванию.

 Контингент моей группы составляют дети с такими нарушениями зрения, как   амблиопия и косоглазие. У этих детей, в результате нарушения зрения, возникает некоторая обеднённость  чувственной  стороны речи. Для того, чтобы помочь детям справиться с этой проблемой, я в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи использую приемы моделирования как инновационную технологию в следующих разделах программы:

  • Использование моделирования при составлении описательного рассказа;
  • Использование моделей при рассказывании сказок (рассказов);
  • Использование моделирования при составлении рассказов  по личному опыту детей.

Использование моделирования при составлении описательного рассказа.

Для составления описательного рассказа я делаю упор на сенсорику. Так символ «глаз» обозначает вычленение признаков предмета (форма, величина, место нахождения, способ передвижения), символ «рот»-вкусовые ощущения, «рука» - фактурные передвижения, «ухо» - способ обнаружения предмета.

Соотношение предмета к определенной группе – знак «?».

Например: «Какой предмет?» - круглый; «Как определить?» - посмотреть; «Какой на ощупь?» - мягкий, «Как определить?» - потрогать рукой и т. д.

Так же для составления описательного рассказа я использую алгоритмы на определенные лексические темы и алгоритм составления описательного рассказа.

Использование моделирования при составлении рассказов по картинке.

Для составления рассказов по картинке я использую такие виды занятий с картинным материалом как:

  • составление рассказов по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах сюжета («Семья», «Зимние забавы», «Метель» и т. д.)
  • оставление небольших по объему рассказов – описаний по сюжетным картинкам , в которых на первом плане изображение места действия предметов, событий, определяющих общую тематику.
  • рассказывание по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам);
  • описание пейзажной картинки – последовательное описание: время года, предметы ландшафта, определение в пространственной последовательности фигуры 1 ,2 ,3 плана.

Использование моделирования при составлении рассказов по личному опыту детей.

Эти рассказы помогают учить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации и выстраивать их в определенной последовательности, делать графические зарисовки.

Предлагаю детям игры:

  • « Как я собираюсь утром в детский сад» ;
  • «Покажите, как вы одеваетесь на прогулку».

Цель этих игр - составление последовательного рассказа на основе анализа собственных действий.

В коррекционной работе я предлагаю такой прием: дети рисуют схематические изображения действий или предметы, а потом выкладывают их в определенной логической последовательности:

 что сначала - что дальше – чем закончилось действие , например: алгоритм одевания на прогулку, алгоритм стирки белья и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Эта статья отнесена к разделу развитие речи. Она поможет воспитателям развить связную речь дошкольников, память, логическое мышлениеВоспитатели будут развивать умение детей запоминать стихи, рассказы,...

Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования, который позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, вооб...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи»

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Продолжительность проекта: долгосрочный.  Участники пр...

Семинар- практикум Использование приемов ТРИЗ и моделирования в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию

В ходе семинара -практикума знакомимся с тремя видами наглядного моделирования....