Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Кизилова Ирина Александровна

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.  Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выступает  создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Интересны находки таких авторов, как Т.В. Большева, Л.Е.Белоусова. Они предлагают развитие мышления дошкольников, а вместе с тем и развитие речи с использованием мнемотехники или мнемоники.  

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Т.А. Ткаченко– предметно-схематическими моделями , В. П. Глухов– блоками-квадратами , Т. В. Большева. – коллажем.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ

ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ»

 

Содержание:

Актуальность………………………………………………………………..

3

Цель работы…………………………………………………………………

4

Ведущая идея……………………………………………………………….

4

Средства…………………………………………………………………….

5

Требования ………………………………………………………………….

5

Новизна………………………………………………………………………

5

Принципы…………………………………………………………………….

5

Методы и приёмы………………………………………………………….

5

Этапы работы……………………………………………………………….

6

Описание практической части опыта. Проект «А «Я» знаю наизусть!»

8

  • Цель проекта…………………………………………………………..

8

  • Задачи……………………………………………………………………

8

  • Ожидаемые результаты……………………………………………….

8

  • Тематика и блоки проекта…………………………………………….

8

  • Результативность………………………………………………………..

11

  • Выводы………………………………………………………………….

11

Заключение …………………………………………………………………..

12

Литература…………………………………………………………………….

13

Приложение

Актуальность. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.  Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выступает  создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Интересны находки таких авторов, как Т.В. Большева, Л.Е.Белоусова. Они предлагают развитие мышления дошкольников, а вместе с тем и развитие речи с использованием мнемотехники или мнемоники.  

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Т.А. Ткаченко– предметно-схематическими моделями , В. П. Глухов– блоками-квадратами , Т. В. Большева. – коллажем.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.

           Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).  У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.  Для выявления слуховой памяти детей, мы выбрали 2 подгруппы детей 5 летнего возраста и предложили первой подгруппе детей вспомнить и повторить названные взрослым 10 слов.  Для второй подгруппы детей данное задание мы сопровождали показом рисунков-схем, т.е. дополнительно задействовали зрительные анализаторы. В результате  большее количество детей из второй подгруппы успешно справились с заданием, следовательно, включение картинок – схем для запоминания услышанного слова следует применять для развития слуховой памяти детей.

    Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений. Благодаря им, речь становится яркой, образной, эмоциональной.

        При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как :

  • потеря,  искажение   смысла стихотворения;
  • изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;
  • длительность процесса заучивания (запоминания);
  • припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность;

Всё это снижает интерес детей к заучиванию стихотворений.

       Для сравнения: с первой подгруппой детей мы  заучивали стихотворение «Зимняя прогулка» традиционным способом, а со второй подгруппой при  заучивании  этого же стихотворения мы использовали мнемотаблицу.  

        В результате  во втором случае дети справились с данным заданием наиболее успешно (Приложение 1).

        Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах, а опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Именно эти наблюдения в практике с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей развивать память и связную речь при заучивании стихотворений.

Данная система работы имеет:

  1. Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста.
  2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
  3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память. 

Цель: Формирование умений  у детей дошкольного возраста управлять информацией, изображать услышанное, читать (вербализовывать)  рисунки.

Ведущая идея: Целенаправленное воспитание словесной памяти у детей путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения.

Средства: наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок  может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.

Требования:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. 

Новизна: заключается в том, что данная техника чаще используется на занятиях по экологическому воспитанию и  развитию трудовых навыков как принцип моделирования, предлагаемых программами «Детство», «Развитие» и пр., а как один из приёмов при составлении рассказов и заучивании стихотворении встречается в основном в коррекционной педагогике. Но использование метода мнемотехники в детском саду с обычными детьми при заучивании стихотворений позволит повысить уровень развития слуховой памяти, воображения, развития мелкой моторики и т.д., следовательно позволит повысить  уровень развития связной речи детей ДОУ.

Принципы:

  1. Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
  2. Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
  3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
  4. Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Методы и приёмы:

  • словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение)-эта группа методов является в моей работе ведущей, но применяется в комплексе с другими;
  • практические (опыт, упражнение).  

Этапы работы:

      Система работы над заучиванием стихотворений с помощью мнемотехники  включает IV этапа:

I ЭТАП : Копилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи мнемоквадратов.

  • На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, новые, придуманные, принесённые из дома, услышанные и пр. слова. К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.  
  • Также здесь мы вводим заранее слова, которые будут необходимы, при заучивании конкретного стихотворения.
  • Дополнительно проводятся дидактические игры для развития мышления, внимания, и активизации словаря (Приложение 2).  

Также на этом этапе большая роль отводится работе с родителями:

  • Консультация на тему «Развиваем память ребёнка»
  • Мастер-класс «Собираем слова в копилку» и др.

II ЭТАП: Чтение и далее самостоятельное составление мнемотаблиц.

     Суть данного этапа заключается в том, что при чтении стихотворения на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается (или даётся готовая) картинка-схема; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. По мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей собственной схемы. (Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы использовали  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.  Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.)

 После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком (Приложение 3).

III ЭТАП: Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.

      Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. С этой целью мы проводили разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, речевое дыхание, отчётливое произношение звуков, слов, упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений. (Приложение 4) После проделанной работы детям предоставляется  возможность  воспроизвести текст  с опорой на рисунки.

IV ЭТАП: Детское проектно-творческое моделирование.

       На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы и мнемоквадраты в самостоятельной деятельности. Важная роль отводится развивающей среде.  Созданный в группе игровой центр “Страна фантазий” дарит детям ощущение первооткрывателя, автора, сотворившего неповторимый проект, радость, удовольствие и уверенность в себе.

В него входят игровые модули:

- “Сцена” - дети, выбирая любую картинно-графическую схему знакомого стихотворения, драматизируют его.

- “Чудо-избушка” - данную конструкцию ребёнок может трансформировать в любой из объектов. (Если это  магазин – дети по мнемотаблицам составляют описательные рассказы или придумывают  загадки о предметах, которые хотят купить в магазине);

- “Сказочная полянка” - все повествовательные рассказы, которые дети составляли в рамках занятий, они могут обыгрывать самостоятельно, используя, знакомые картинно-графические схемы.  (Фотовернисаж).

     Для включения системы работы с использованием приёмов мнемотехники при заучивании стихотворений в практическую деятельность с детьми старшей группы  был создан педагогический проект, рассчитанный на 1 год.

Описание практической части опыта

Проект «А  «Я»  знаю наизусть!»

Цель: содействовать развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, на основе заучивания стихотворений.

Задачи:

- формировать интерес к художественной литературе на основе знакомства с творчеством К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, фольклором.

- учить детей различным видам запоминания;

- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений;

- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, связную речь;

- читать и разыгрывать  стихи, используя альбомы с рисунками, альбомы с мнемотаблицами и пр.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие связной речи;
  • Владение детьми различными видами запоминания стихов;
  • Повышение уровня знаний о детской художественной литературе;
  • Расширение кругозора;
  • Знания о писателях и поэтах, их произведений;
  • Повышение интереса к заучиванию стихов;
  • Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.

          Материал для заучивания был разделен на «блоки». Стихи в «блоках» подобраны по теме, по смысловой направленности.

             Из большого по содержанию стихотворения для заучивания мы выбирали только отрывок, с учетом возрастных особенностей детей. Стихи в проект выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» с характерными героями.

Тема 1 блока (сентябрь  – ноябрь)

Творчество К. И.Чуковского

Задачи

  • Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского;
  • Познакомить с отрывками из литературных произведений:

- Айболит

- Тараканище

- Телефон

- Мойдодыр

  • Провести  словарную работу;
  • Способствовать заучиванию наизусть с помощью мнемотаблиц ;
  • Итоговое занятие по творчеству К.И. Чуковского.

Развивающая среда

  • «Сцена», «Чудо-избушка», «Сказочная поляна»;
  • Создание альбома мнемотаблиц по стихотворениям К.И. Чуковского;
  • Создание альбома рисунков «Сказки дедушки Корнея».

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Рассматривание мнемотаблиц  из альбома ;
  • Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям.

Совместная деятельность

  • «Стихотворные минутки» - каждый день;
  • Литературная викторина  по творчеству  К.И. Чуковского;
  • Инсценировка стихов.

Работа с родителями

  • Консультация на тему «Развиваем память ребёнка»;
  • Мастер-класс «Собираем слова в копилку».

Тема 2 блока (декабрь  - февраль)

Творчество С.Я. Маршака

Задачи

  • Познакомить детей с творчеством  С.Я. Маршака и его переводами;
  • Познакомить с отрывками из литературных произведений:

- Перчатки

- Кораблик

- Детки в клетке

- Багаж

- Вот какой рассеянный

  • Провести словарную работу;
  • Развивать память при заучивании наизусть;

Развивающая среда

  • Выставка книг, иллюстраций;
  • Изготовление и размещение в уголке ряжения предметов костюмов (сковорода, саквояж, шляпа для дамы, перчатки и пр.);
  • Чтение  по ролям, инсценировка стихов;
  • Создание альбома рисунков по произведениям С.Я. Маршака;
  • Создание альбома мнемотаблиц «25 загадок – 25 отгадок» (по творчеству С.Я. Маршака).

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Рассматривание выставки  книг;
  • Создание альбома мнемотаблиц  по творчеству Маршака С.Я.;
  • Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям.

Совместная деятельность

  • «Стихотворные минутки» - каждый день;
  • Итоговое  занятие по творчеству С. Я. Маршака;
  • Инсценировка стихотворений;
  • Творческая работа «Кораблик»;
  • Конкурс рисунков по творчеству С.Я. Маршака.

Работа с родителями

  • Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

Тема 3 блока (март-май)

Русские народные песенки, потешки, считалки, скороговорки

Задачи

  • Познакомить детей с  творчеством русского народа;
  • Провести  словарную работу;
  • Способствовать заучиванию наизусть потешек, загадок, скороговорок.

Развивающая среда

  • Выставка предметов быта русского народа;
  •  Досуг «Шалуны-балуны»;
  • Рассматривание иллюстраций русского народного костюма.

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций из жизни русских людей;
  • Заучивание и повтор  выученного материала себе, друг другу, родителям.

Совместная деятельность

  • «Стихотворные минутки» - каждый день;
  • Инсценировка стихов, песенок, потешек;
  • Изготовление из глины  « Русская  народная игрушка своими руками».

Работа с родителями

  • Памятка для родителей «А я знаю наизусть».

Результативность

  • Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
  • Мнемотехника многофункциональна, так как её можно использовать в рназличных видах деятельности (развитие речи, познание, экология и пр.).
  • Данную систему работы можно использовать на любом возрастном этапе (учитывается сложность текста, и его изображения).
  • При сравнительном анализе уровня развития связной речи детей группы, проведённого до начала проекта, и после проекта, выявлено, что у детей повысился интерес к художественной литературе, к заучиванию стихотворений, увеличился  уровень развития связной речи, дети стали устраивать инсценировки и драматизации текстов, используют таблицы, составляют описательные рассказы в играх, составляют собственные рассказы, придумывают стихи и загадки. (Приложение 6).  

Выводы:   Данный опыт  работы может иметь место в процессе воспитания и образования, поможет педагогу разнообразить методы и приёмы работы по созданию интереса у детей к заучиванию стихотворений, а так же способствует развитию психических функций ребёнка.Может  использоваться  родителями, воспитателями ДОУ, логопедами, психологами.

Заключение.

           Развитие связной речи  – наиболее актуальная задача в развитии ребёнка дошкольника. Привитие интереса к чтению художественной литературы, заучивание стихотворений, как указывают многие исследователи, способствуют этому.

          Опыт проделанной работы с детьми старшего дошкольного возраста  в рамках проекта «А «Я» знаю наизусть», построенного на системе работы с мнемотаблицами, показал эффективность использования данного метода и возможности его  применения в дальнейшей практической деятельности.

          В настоящее время данный опыт используется педагогами ДОУ в процессе организации работы с детьми.

Список используемой литературы:

  1. Акимова  Г.Е. «Память – на пять!», Екатеринбург «У-Фактория», 2006г.
  2. Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005.
  3. Белоусова, Л. Е. «Весёлые встречи», 2003.
  4. Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», 2001.
  5. Гурьева Н.А. «Как коза избушку строила», Санкт-Петербург «Паритет», 2006г Ткаченко Т. А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и  сравнительных рассказов;
  6. Журнал «Воспитатель ДОУ» №2/09г. «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» с. 122;
  7. Козаренко В.  «Что такое мнемотехника?»
  8. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
  9. Олейник Н. А. «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники»;
  10. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009;
  11. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему:«Использование метода мнемотехники для заучивания стихотворений»

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Суть этой технологии состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, ...

Применение метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации....

«Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми».

Цель: Познакомить родителей с технологией «Мнемотехника», обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Консультация для педагогов "Использование метода мнемотехники для заучивания стихотворений"

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.  ...

Консультация для родителей и педагогов по теме "Использование метода мнемотехники в заучивании стихотворения"

Консультация для родителей и педагогов, занимающихся с детьми с ТНР 4 - 7 лет....