"Значение и особенности организации работы по развитию речи с детьми раннего возраста"
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Крячкова Елена Тимофеевна
Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста. Речь раздвигает рамки социального бытия ребёнка.  Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающим людьми. С её помощью малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться. Поэтому, так важно уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.

  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение и особенности организации работы по развитию речи с детьми раннего возраста Материал подготовила: старший воспитатель МОУ детского сада № 269 г. Волгограда Крячкова Елена Тимофеевна

Слайд 2

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста. Речь раздвигает рамки социального бытия ребёнка. Осваивая речь, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающим людьми. С её помощью малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться. Поэтому, так важно уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.

Слайд 3

Основные направления в работе по развитию речи Развивающая речевая среда; Формирование словаря; Звуковая культура речи; Грамматический строй речи; Связная речь.

Слайд 4

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию новых впечатлений. Речевое сопровождение всех видов повседневных дел в течение дня. Установление с каждым ребёнком эмоциональных и «деловых» контактов. Чувство уверенности, поддержки со стороны взрослого. Домашняя жизнерадостная атмосфера комфорта. Формирование потребности в общении с взрослыми и сверстниками. Правильная речь педагога. Организация специальных игр и занятий с детьми

Слайд 5

Предметно- развивающая среда включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. В этом окружении ребёнок –действующее лицо, которое по мере взросления осваивает свойства объектов, их пространственные отношения. Предметно – развивающая среда необходима детям прежде всего потому, что выполняет информативную функцию – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Предметы – это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств. Предметно-развивающая среда, воздействует на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной мыслительной деятельности. Они обеспечивают понимание речи, прочное запоминание, непосредственное включение в практическую деятельность, связывают обучение с жизнью. Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей.

Слайд 6

Посредством правильно организованной предметно-речевой среды у ребёнка приобретаются следующие знания: о человеке; о деятельности близких людей; о предметах, действиях с ними и их назначении; о живой и неживой природе; о явлениях природы; о погодных явлениях; о профессиях; о транспорте; о праздниках и народных гуляниях.

Слайд 7

Формирование речи на протяжении первых трёх лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершенствующийся в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания и обучения. В обучении детей раннего возраста родному языку приняты две основные формы работы: * специально организованное обучение; * руководство развитием речи детей в повседневной жизни. Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детского сада необходимо учитывать следующие факторы: 1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением 2. Установление частого эмоционально- положительного контакта индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой. 3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности

Слайд 8

Рост количества понимаемых и активно употребляемых слов идёт главным образом за счет тех, которые употребляются взрослыми при совместных действиях с ребёнком или которыми взрослые сопровождают игры ребёнка и другие его действия. Связь между словом и предметом или словом и действием возникает только при наличии потребности в в общении, в системе деятельности ребёнка, производимой с помощью взрослого или совместно с ним. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом, и пр.). Развитие речи – это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Понимание речи у ребёнка формируется постепенно: 1. Сначала ребёнок понимает - слова-указания; 2. Затем слова-названия; Понимание слов - инструкций и поручений; Понимание рассказов или контекстной речи.

Слайд 9

Этапы развития понимания речи детей раннего возраста Ι этап ΙΙ этап ΙΙΙ этап ΙV этап Связь слов с практическими предметными действиями Понимание речи взрослого без опоры на наглядность Приобщение детей к художественной литературе, детское словотворчество Появление регулятивной функции речи (способность управлять своим поведением с помощью слова)

Слайд 10

Обучение на занятиях - это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приёмов передать ребёнку необходимые сведения об окружающем мире, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки. Требования к организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в группах раннего возраста: Рекомендуется проводить по 8 занятий в месяц, по рекомендациям СанПина продолжительностью 8-10 минут, но также зависит от сформированности у детей умения слушать взрослого; Планировать заранее, занятия одного и того же содержания следует повторять через небольшой интервал времени (1-3 дня); Занятия проводятся со всей группой, а также по подгруппам; Речевая нагрузка меняется с начала года (6-7 минут), постепенно увеличиваясь до нормы; Подбор детей в подгруппы: симпатии детей, общность интересов, разные уровни развития; Преобладающая форма – комбинированные занятия; Предварительная подготовка места проведения занятия (достаточное количество света, правильное расположение столов, стульев); Подбор материала (безопасность, по уровню развития, по программным задачам, эстетическое оформление); Предваряющая деятельность педагога до занятия; Эмоциональный настрой педагога; Речь педагога.

Слайд 11

РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ: ♥ Адресована не только группе, но и лично каждому ребёнку; ♥ Эмоционально окрашенная; ♥ Правильная, четкая, выразительная, неторопливая; ♥ Понятна ребёнку по содержанию, касаться интересных для него тем; ♥ Содержать более сложные речевые образцы, чем те, которыми владеет ребёнок; ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА

Слайд 12

В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Параллельно, кроме ведущей задачи, решается ещё несколько задач развития речи. ФАКТОРЫ ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: Чередование различных приёмов обучения ( указаний, показов) с игровыми заданиями; Сочетание хоровых ответов с индивидуальными; Использование разнообразных демонстрационных материалов ( предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т.д.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к общению; Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.

Слайд 13

Приёмы обогащения и уточнения словаря: Показ с называнием, совместное со взрослым рассматривание нового объекта, сообщение названия, обследование его; ● Многократное повторение нового слова или фразы; ● Объяснение происхождения слова; ● Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми словами; ● Поручения, предполагающие ответ действием. Вопросы о предметах, о действиях, причинно-следственного характера; Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи; Договаривание детьми слов; С очетание показа и объяснений с игрой детей; П оручения требующие от ребёнка развернутого высказывания. Формирование словаря Приёмы активизации словаря Задача педагогов работающих в группах раннего возраста на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении, развивать понимание речи и активизировать словарь.

Слайд 14

В словарь детей Ι младшей группы входят : Существительные названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощи, фрукты, домашние животные и их детёныши. Глаголы: обозначающие трудовые действия; действия, характеризую-щие взаимоотноше-ния людей, их эмоциональной состояние Прилагатель- ные: обозначаю-щие цвет, величину, вкус, температуру предметов. Наречия: (близко, далеко, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Слайд 15

Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи Разнообразные игры Чтение и рассказывание сказок, стихов и т.д. Рассматривание и обсуждение иллюстраций Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками Разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность Игры, направленные на развитие мелкой моторики Демонстрация диафильмов, видео фильмов

Слайд 16

Особое место в играх детей, направ-ленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики, они включают движения кистей и пальцев рук, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения для кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе и развитием мелкой моторики. Очень полезны для развития речи детей игры с песком, с водой, где развиваются хватательные движения, благоприятно воздействующие на речевую зону .

Слайд 17

Помните! При стимуляции раннего речевого развития ребёнка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребёнок повторил за нами и научился произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе. Для малышей третьего года жизни также важен положительный эмоциональный настрой. Помните! От вашего состояния во многом зависит успешность работы с ребёнком, не следует ругать ребёнка за нежелание заниматься или неправильное выполнение того или иного задания, у него может сложиться негативное отношение к занятиям в целом.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по развитию речи с детьми раннего возраста

—Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.    Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам реч...

Инновационные формы работы по развитию речи с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования.

Автором представлен опыт работы по применению инновационной формы работы с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования....

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребёнка осуществляется в его повседневном ...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Любая дидактическая игра или упражнение: действия с предметами, показ животных, рассказ воспитателя с наглядным и без наглядного материала и т.д. должно возбуждать интерес и активность ребёнка.  ...

Статья "Особенности организации работы по этноэкологическому образованию с детьми раннего возраста"

 Воспитывать любовь к природе необходимо начинать с  раннего возраста, статья содержит задачи приследуемые при организации работы по этно- экологическому образованию с детьми раннего ...