статья "Специфика интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием"
статья по развитию речи по теме

Ветрова Светлана Михайловна

статья для педагогов по теме заикание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stotya.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  заиканием

ГБДОУ детский сад № 126 Выборгского района Санкт-Петербурга
Учитель-логопед: Ветрова С.М.

В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием.

М. Вингейт (1967) прямо говорил о заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. Г. Бергман (1986) так же сводил заикание к нарушению просодики. По его данным, эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы даже в отсутствие речевых судорог. Он также отмечает у них затруднения с постановкой ударения. Другая просодическая особенность речи заикающихся выражается в ограничении способности к модуляции голоса. Факт монотонности речи при заикании хорошо известен. О. Фон Эссен и Х. Фернуа Хорн (1973) даже выделяли монотонность речевой мелодии как основной симптом заикания.

В литературе имеются отдельные рекомендации, направленные на коррекцию просодической стороны речи. Так, Н.П. Тяпунин (1966) замечает, что выразительность речи достигается игрой слогов и логических ударений. Многие советуют коррегировать мелодику речи заикающихся, используя музыкотерапию и логопедическую ритмику. Авторы указывают на возможность достижения выразительной речи демонстрацией правильных ее образцов.

Таким образом, деформация темпа и ритма речи, что на фоне постоянного эмоционального напряжения, тревоги, страха ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т.д. У заикающихся нарушены все характеристики музыкальной речи. Они теряют способность к эмоциональной окраске речи и изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов. У заикающихся нарушено живое общение с собеседниками. Их лица во время речи амимичны, жесты отсутствуют, глаза избегают собеседника, не оживлены передаваемой мыслью. Также в их речи не проявляется личность, не ощущается отношение к высказываемому, весьма ограничен подтекст.

Более тяжелые нарушения интонационной стороны речи отмечаются у заикающихся, которые воспитывались в неблагоприятной микросоциальной среде. Напротив, там, где речь ребенка формировалась на правильных речевых образцах, где дети жили в обстановке добра и любви, слушали музыку, их интонационные возможности стали богаче и способность интонировать сохранилась в более значительной степени, несмотря на заикание.

При заикании сам факт существования речевых судорог приводит к целому ряду речевых и личностных нарушений, часто вынуждает заикающегося во время речи думать о том, что сказать, как сказать, и что о них подумают окружающие. Речь становится тяжелым трудом, ставит перед необходимостью передать хотя бы элементарное содержание высказывание, тут не до позы, взгляда, мимики, жеста. Постепенно они перестают использовать в акте коммуникации, речь заикающихся становится почти полностью обездвиженной.

Заикающиеся передают смысл слова только за счет его звукового состава, не придавая значение интонационной окраске. Только в минуты наиболее сильного эмоционального подъема крайне увеличенные передаваемой мыслью, заикающиеся начинают жестикулировать, их глаза оживлены. В этот момент как бы растормаживается их правое полушарие, снимается блокада с каналов экстралингвистической информации, появляется способность интонировать.

Необходимо также рассмотреть специфику интонационной выразительности речи заикающихся в зависимости от формы заикания.

Выделяют две клинические формы заикания – невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патологическими механизмами.

Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга. Заикание возникает остро в возрасте 2-6 лет.

Анамнестические сведения показывают, что у детей с этой формой заикания обычно отсутствуют указания на патологию внутреннего развития и родов. Раннее психофизическое и речевое развитие проходит в соответствии с возрастными нормами. Если родители достаточно общаются с ребенком, их речь интонированна, богата мимикой, жестами, эмоциями, то ребенок по подражанию свободно усваивает образцы интонационных конструкций и начинает пользоваться ими в собственной речи. Следовательно, и интонационная выразительность речи у этих детей до появления заикания соответствует норме. Также отмечается, что на начальных стадиях развития заикания просодическая сторона речи таких детей сохранна, но как только заикающиеся начинают осознавать свой дефект, у них возникает страх перед речью, они стремятся скрыть заикание от окружающих. В их речи царит хаос, теряется смысл высказывания, все их внимание концентрируется на том, как избежать заикания. Речь становится постоянным стрессовым фактором. Патологически измененное функциональное состояние приводит к тому, что заикающийся в своей речи передает интонацию стресса.

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых причин.

В речевом развитии таких детей отмечается задержка (первые слова к полутора годам). Словарный запас таких детей беден, пассивный словарь в значительной степени преобладает над активным. Их речь, как правило, носит ситуативный характер, она монотонна, интонационно бедна. С развитием заикания у таких детей интонационная выразительность речи полностью утрачивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Важным качеством детской речи является выразительность. Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи осн...

Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье размещен доклад по теме "РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи...