Понятие "Связная речь".
консультация по развитию речи на тему

Голева Светлана Ивановна

Консультация для воспитателей...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «Связная речь»

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений)

Связная речь  - единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная характеристика связной речи – понятность для собеседника. Развитие происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Ситуативная и контекстная речь

  • Ситуативная речь – связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах
  • Контекстная речь – её содержание понятно из самого контекста, требует построения высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Основные формы связной речи

  • Диалогическая речь
  • Монологическая речь

ДИАЛОГ

Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются развертывании мысли и высказывания.

Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология, краткость, обрывистость. Речь  в нем может быть неполной сокращенной, иногда фрагментарной. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Типично использование речевых стереотипов, устойчивых форм общения, шаблонов и клише.

Методы и приемы обучения диалогу

  • Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми.
  • Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
  • Используется прием словесных поручений.
  • Эффективный метод – дидактическая игра.
  • Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги.

МОНОЛОГ

Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.

Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология, краткость, обрывистость. Речь  в нем может быть неполной сокращенной, иногда фрагментарной. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Типично использование речевых стереотипов, устойчивых форм общения, шаблонов и клише.

В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация). Характерны: литературная лексика, развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность. Связность монолога обеспечивается одним говорящим. Монологическая речь – более сложный, произвольный, более организованный вид речи и требует специального речевого воспитания.

Типы монологов:

  • Описание – характеристика предмета в статике.
  • Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях.
  • Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства.
  • Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов.

Типы монологов (по источнику высказывания):

  • Рассказывание по игрушкам и картинам – дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией.
  • Рассказывание из опыта – опирается на представления ребенка, полученные в процессе наблюдений, различной деятельности.
  • Творческое рассказывание – рассказы о вымышленных событиях.

Типы монолога (по ведущей психической деятельности):

  • Рассказывание по зрительному, осязательному, или слуховому восприятию – носит описательный характер, дети рассказывают о предметах и явлениях, которые видят в данный момент.
  • Рассказывание по памяти – рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее.
  • Рассказывание по воображению – творческие рассказы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...