Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Рассматривание и рассказывание на тему картины И.И Шишкина «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Коломийцева Жанна Александровна

Программное содержание:

·        Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения, сравнения; активизировать в речи глаголы, синонимы и антонимы; учить рассказывать связно, плавно, эмоционально; подбирать эпитеты к заданному слову.

·        Развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже.

·        Воспитывать любовь к природе, творческую активность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_opisanie_kartiny.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - детский сад №7»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме

«Чародейкою зимою околдован лес стоит…»

(рассматривание и рассказывание на тему

картины  И.И. Шишкина «Зима»)

 

Подготовил:

воспитатель МДОУ

«Центр развития ребёнка -

детский сад № 7»

Коломийцева

 Жанна Александровна

п. Пролетарский  2013 г

Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит»

Рассматривание и рассказывание на тему картины И.И Шишкина «Зима»

Программное содержание:

  • Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения, сравнения; активизировать в речи глаголы, синонимы и антонимы; учить рассказывать связно, плавно, эмоционально; подбирать эпитеты к заданному слову.
  • Развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже.
  • Воспитывать любовь к природе, творческую активность.

Предварительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе; экскурсия в зимний лес, в парк с целью наблюдения зимних пейзажей; разучивание стихотворений о зиме, пение песен, прослушивание музыкальных произведений на тему зимы, рассматривание пейзажных иллюстраций и репродукций картин художников о зиме.

Материалы и оборудование: записи музыкальных произведений на тему зимы ( П.И. Чайковский «Времена года», звуки природы), замерзшие кусочки льда разного цвета, конфетти, репродукция картины И.И Шишкина «Зима», проектор, телефон, альбомные листы, акварель, кисти.

Методы и приемы: слушание музыкальных произведений, сюрпризный момент, проблемная ситуация, игровые методы, чтение стихотворений, беседа, рассматривание репродукции картины, рассказ воспитателя, самостоятельное описание картины детьми, релаксация, подведение итогов, самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей.

Ход занятия:

  1. Сюрпризный момент.

Дети входят в группу, звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно. Что вам напоминает эта музыка? Какое время года? Почему? Как вы догадались что это зима?

(в ней услышали, как падает, кружится, летит снег, воет вьюга, метет метель). Когда вы слушаете эту музыку, какую зимнюю картину вы представляете?

Появляется Снежная Королева:

В царстве снега,

В царстве льдин

Я живу как королева,

Холод спутник мой один!

Воспитатель: Кто это, ребята? Из какой она сказки? А кого она заколдовала в этой сказке? (мальчика по имени Кай).

Снежная Королева: Да, живет в моих снежных владениях мальчик Кай. Он играет льдинками, ест снежную вату, и я никогда не отпущу его домой. Он больше не увидит ни свою бабушку, ни сестру Герду. Ему хорошо в моем дворце. А вы хотите побывать в моем царстве? А остаться жить там навсегда? Почему?

Дети: Нет, в твоем царстве холодно, мрачно, там никогда не бывает солнца, тепла, да и мы скоро собираемся идти в школу.

Снежная Королева: Зря не хотите жить у меня, посмотрите я принесла вам в подарок волшебные леденцы. Они такие вкусные! Угощайтесь!

Дети: Нет, мы не будем их есть. Они очень холодные, мы можем заболеть, и наше сердце может заледенеть.

Воспитатель: Ребята, а как же Кай? Ведь он там один в снежном дворце. Вы хотите помочь ему вернуться домой?

Дети: Да!

Снежная Королева: Вы никогда не пройдете через мой снежный лес! Вам не растопить мои чары! (уходит)

Воспитатель: Ну это мы еще посмотрим. Ребята, мы сможем попасть в волшебные владения королевы, превратившись в снежинки. А с собой возьмем этот волшебный огонь, чтобы не замерзнуть в снежном царстве.

Дети становятся в круг, вытягивают ладошки вперед, звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Представьте, что вам на руку упала маленькая, холодная снежинка. Рассмотрите ее, почувствуйте ее холод. Скажите какая она? (ажурная, нежная, серебристая, кружевная, легкая, холодная, узорчатая, сверкающая, хрустальная)

Кто в снежинку превратиться,

В лесу волшебном очутится!

(Дети кружатся как снежинки, воспитатель осыпает их конфетти)

  1. Рассматривание пейзажа.

Воспитатель: Вот мы и попали во владения Снежной Королевы.

  Посмотрите, как здесь холодно (дети показывают), и много снега (двигаются, проваливаясь в воображаемые сугробы, поеживаясь от холода). 

  Ребята, а какой снег зимой?(белый, пушистый, чистый, молочный, искристый, серебристый, легкий). 

  А в какой лес мы попали? (спящий, дремучий, густой, сказочный, волшебный, таинственный, величественный).

  Какими словами еще можно сказать о зиме? (волшебная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая).

  Осмотритесь кругом. Что вы слышите? (тишина). Только кое-где от наших шагов потрескивает снег и кора деревьев. Упадет вдруг с ветки клок снега, не бойтесь! И опять звенящая тишина. А понюхайте воздух. Чем пахнет в лесу? (морозом, свежим снегом, смолой, елками). 

  Что за деревья растут в лесу? (огромные ели). 

  А есть  здесь маленькие елочки и кусты? (да, они чуть виднеются из-под снежных шубок).

  А что это лежит на земле у нас под ногами, под снегом? (это огромные стволы, упавших деревьев). 

  Смотрите, кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. А много снега в лесу? Какой он? (снег слегка коричневатый, потому что кругом стена деревьев, кремовый, а в глубокой тени голубоватый). 

  Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим, перед нами только стволы. Какие они? (огромные, коричневые, теплые, живые, с мощными стволами, лесные богатыри). 

 Посмотрите внимательно, есть ли в лесу еще кто-то живой? (да, на ветке сидит птица, она как и деревья, тоже словно заснула, задремала). 

  В какую сторону нам идти, чтобы пройти этот дремучий лес и освободить Кая? Может пойдем направо? Почему? Может налево, почему нет? (там чащоба, не продеремся сквозь нее). 

  А куда нам идти? (туда, где среди деревьев есть просвет, оттуда виден луч солнца, который осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона). 

  Туда мы и отправляемся, только давайте немного поиграем, а то Снежная Королева совсем нас заморозит. Пусть тают ее чары от ваших веселых игр и звонкого смеха.

  1. Физминутка.

Возьмем снега мы немножко

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить-

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий, малый ком

Снег стряхнули с рук потом.

Воспитатель: Хорошо поиграли. А теперь давайте зажжем наш огонь, чтобы он согревал нас в пути. Прикоснитесь к нему ладошками, добрыми мыслями и горячими сердцами пошлите ему сигнал(загорается огонь, дети садятся вокруг него).

  1. Составление описательного рассказа.

Воспитатель: Вот какую картину зимнего леса нарисовала зимушка зима. Поэты, художники, композиторы очень любят это время года. Они чувствуют ее настроение и рассказывают нам о ней. Как они это делают? (поэты в словах, стихах). А композиторы? (в звуках, музыке). А художники? (в красках, в картинах). Кто из вас знает стихотворение о зимнем пейзаже? (дети рассказывают стихотворение Ф. Тютчева)

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой,-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свои луч косой-

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Воспитатель: А великий русский художник И.И. Шишкин рассказал нам о зиме в своих картинах. Его покорил этот красивый зимний заснеженный лес, укутанный толстым слоем пушистого снега, и он написал картину, которую назвал «Зима».

  Послушайте мой рассказ по этой картине.

  «Великолепен вид зимней природы. Сучья, стволы, кусты и деревья опушились блестящим инеем. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Небо над головой светлое, а к горизонту оно темнеет. Становится сумрачней, тише, вот-вот пойдет густой снег. Воздух морозный и тонкий, кажется он колет щеки иголочками. Деревья, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Зима-волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой, тихой природы.»

Воспитатель: А теперь вы попробуйте составить свой рассказ.

Сначала опишите деревья в лесу. Какие они?

 (Дети описывают)

Какое небо? Расскажите о нем.

Какой воздух в лесу?

Расскажите о том, как зима украшает природу в лесу.

А кто может самостоятельно описать этот пейзаж? (два ребенка описывают самостоятельно)

  1. Релаксация.

 

Воспитатель: Ребята, вы так хорошо описали этот пейзаж, что сквозь темное небо в царстве Снежной Королевы проглянул первый лучик солнца (дети садятся на корточки, закрывают глаза, звучит нежная музыка)

Воспитатель:  Солнечный лучик выглянул из-за туч и

                           Коснулся ваших глаз- откройте глаза

                           Коснулся лба- пошевелите бровями

                           Коснулся губ- пошевелите губами

                           Вы чувствуете его тепло?

                                Коснулся плеч- приподнимите и опустите их.

                                Коснулся рук- потрясите руками, потянитесь.

                                Коснулся ног- вставайте.

                                Солнечный лучик поиграл с вами.

  1. Подведение итогов.

Раздается телефонный звонок. ( в трубке слышен голос мальчика: «Ребята, вы растопили чары Снежной Королевы, и мое сердце оттаяло! Теперь я смогу вернуться домой к бабушке и Герде. Спасибо за помощь!»)

Воспитатель: Кто это звонил?

Дети: Кай!

Воспитатель: Ну теперь можно спокойно отправиться назад в детский сад. Взялись за руки, почувствуйте тепло ладошек своего соседа, покружились, открыли глаза. Вот мы и стали вновь мальчиками и девочками подготовительной группы «Б». А картину, которую написал И.И. Шишкин мы повесим у нас в группе,  будем на нее смотреть, любоваться и вспоминать наше волшебное путешествие. Посмотрите, что случилось с льдинками, которые оставила вам Снежная Королева? (дети: они растаяли, как и все ее волшебство и злые чары)

Воспитатель: А сейчас вы будете художниками и нарисуете свой зимний лес, свою сказку о зиме красавице.

 Самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЙ ОКОЛДОВАН ЛЕС СТОИТ

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Чародейкою зимой околдован лес стоит...»...

Конспект НОД воспитателя с детьми подготовительной группы "Чародейкою зимою околдован, лес стоит..."

Изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребност...

Чародейкою Зимою околдован лес стоит

Конспект проведения интегрированного педагогического мероприятия «Чародейкою Зимою околдован лес стоит»...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

«Чародейкою зимою околдован лес стоит…».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,   «Познавательное - речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1.Развитие реч...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО художественному творчеству на тему: »ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ ОКОЛДОВАН, ЛЕС СТОИТ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (согласно ФГОС ДО)группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.

Конспект занятия Организационная информация1.1Доминирующаяобразовательная областьХудожественно - эстетическое1.2Виды деятельности детейПознавательно-исследовательская деятельность, коммуника...