Природоведческая литература как средство экологического воспитания дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

 Неустроева Мария Николаевна
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, воспитывается гуманное отношение к природе, практическое умение и навыки, направленные на охрану природы. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать у детей система образовательных учреждений. Важным средством экологического воспитания является  природоведческая литература. В книгах о природе заложены идеи ответственности человека за ее сохранения, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodovedch_literatura.doc34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Природоведческая литература как средство экологического воспитания дошкольников

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, воспитывается гуманное отношение к природе, практическое умение и навыки, направленные на охрану природы.

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать у детей система образовательных учреждений.

Важным средством экологического воспитания является  природоведческая литература. В книгах о природе заложены идеи ответственности человека за ее сохранения, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев  помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее.

Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их; в процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных.

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. 

Использование природоведческой  литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.

Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

При использовании художественной литературы в образовательном процессе надо, прежде всего, иметь в виду самоценное значение произведений для развития, и образования детей, Уже само регулярное чтение и воспитание привычки к сосредоточенному слушанию книги дает в этом плане очень много при условии сбалансированного подбора разнообразных по жанрам и содержанию текстов.      

        Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первой условие воспитание через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощутить себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой, что нам  и доказывают произведения М.М. Пришвина.

        Произведения М.М. Пришвина учат детей быть добрыми, любить природу, заботиться о ней. Ведь Пришвин – один из пионеров правильного и мудрого освоения богатств природы.

        Писатель находил особую интонацию, манеру общения с детьми разного возраста. Для его рассказов, обращенных к подросткам, характерна мягкая разговорная манера, побуждающая к собственным наблюдениям и раздумьям; в таких рассказах готовые выводы исключаются, авторское мнение не навязывается. А для маленьких читателей он считал главным условием «простоту». Но простота бывает разная, говорил Пришвин. Есть внешняя простота примитивна, а есть простота, возникающая как результат полного владения материалом и любви к своему читателю. «Нигде так не нужна простота языка, - писал он, - как в рассказах для ребенка младшего возраста, но никакой мастер и мудрец от стилистики не напишет такого рассказа, если он в то же время не способен погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек».

 Его книги учат детей научному видению природы, помогают  в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма и др.

Произведения М.М. Пришвина будут способствовать обогащению и уточнению имеющихся у детей представлений о природе, обогащению словаря, развитию правильного звукопроизношения, грамматических форм речи, так как его рассказы написаны простым, доступным для понимания детей языком, его рассказы отличаются неповторимым очарованием мира природы. Произведения М.М. Пришвина учат детей быть добрыми, любить свою Родину, животных и вообще в целом весь природный мир, который окружает человека.

Слово Пришвина обращено к самым насущным и необходимым сторонам жизни, в нем сохранены энергия, простота интонации, меткость, задушевность, присущие к естественной речи, который народ говорит «у колодцев». Это слово вместе с тем глубоко современно тем, что возвышает самое простое, близкое, привычное. И оно достойно внимания современника.

Тема

Программное содержание

Словарная работа

Предвари-тельная работа

 Знакомство с творчеством М.М.Приш-вина.

Чтение рассказа Пришвина «Звери».

Чтение рассказа М.М.Приш-вина «Беличья память».

Чтение рассказа М.М.Приш-вина

«Медведь».

Чтение рассказа М.М.Приш-вина «Лоси».

Чтение рассказа М.М.Приш-вина «Золотой луг»

Чтение рассказа М.М.Приш-вина

«Ребята и утята»

Чтение рассказа М.М.Пришвина «Еж»

Чтение рассказа М.М.Пришви-на

«Лисичкин хлеб»

  • Создать интерес к произведениям Пришвина;
  • Познакомить детей с новым произведением, вызвать эмоциональную отзывчивость на него;
  • Формировать знания о том, что все звери заботятся о детенышах;
  • Помочь детям понять смысл произведения;
  • Учить детей правильно строить предложения.
  • Обогащать словарь.

  • Познакомить детей с новым произведением М.М.Пришвина;
  • Закреплять знания детей о сезонных явлениях в природе, об условиях жизни диких животных, как готовятся к зиме;
  • Формировать положи-тельное отношение к животным;
  • Учить детей выражать свое впечатление о прочитанном полными предложениями;
  • Обогащать словарь.

  • Познакомить детей с новым произведением М. М. Пришвина;
  • Расширить знания детей о медведе, его повадках, характерных особенностях.
  • Воспитывать способ-ность понимать и      чувствовать настрое-ние произведения;
  • Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полными предложе-ниями.

  • Продолжать знакомство с произведениями М.М.Пришвина о диких животных;
  • Закреплять знания о диких животных и их детенышах;
  • Воспитывать желание беречь и охранять природу, животных;
  • Учить выражать впечатление от прочитанного.

  • Развивать у детей наблюдательность, интерес и активность;
  • Уточнить знания детей о временах года;
  • Дать знания об одуванчике;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Обогащение словаря.

  • Расширять знания детей о диких птицах, о том, как птицы заботятся о своих птенцах;
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к ним;
  • Оценивать поступки, выражая свое отношение к ним.

  • Продолжить знакомство с творчеством Пришвина;
  • Познакомить с особенностями обитания ежа;
  • Вызвать желание заботиться о животных;
  • Учить детей выражать свои мысли, строить предложения;
  • Обогащать словарь.
  • Учить чувствовать красоту художественного слова;
  • Развивать познавательный интерес, умение внимательно слушать  произведения;
  • Учить строить предложения;
  • Обогащать речь детей.

Пояснение – окотилась, молочная кошка;

Обогащение – лукошко;

Активизация – нора.

Пояснение –

смекалка;

обогащение – мох;

активизация – орешки, скорлупки.

Активизация– медведь, лодка.

Пояснение –

 яр;

обогащение – лосята, сохатый.

Пояснение – луг золотой;

Активизация – одуванчик.

Пояснение – перевести в обход, зашвырять, кузница;

Активизация– путешествие, клюв.

Пояснение – фыркнул, шнырял;

Активизация – гнездо, колючий.

 

Пояснение – добыча;

Обогащение – тетерев, рябчик;

Активизация– брусника, чер-ника, корешки, листики, костяника, цветочки.

Оформле-ние книжного уголка.

Рассматри-вание картины «Белка».

Рассматри-вание картины «Медведь»

Рассматри-вание картины

«Лоси»

Беседа «Какие цветы вы знаете».

Картинки с зимующими и перелет-ными птицами.

Рассматри-вание картины

«Еж».

Беседа «Что растет в лесу»

Перспективный план работы

1 неделя

2 неделя

понедельник

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Цель: учить составлять

рассказ по картине, раз-

вивать мышление, вни-

мание.

Рассматривание картины «Белка».

Цель: учить описывать внешний вид животного.

вторник

Чтение рассказа

М.М.Пришвина

«Звери».(конспект

прилагается)

Чтение рассказа М.М.Пришвина «Беличья память»

среда

Индивид. работа.

Описание картины «Кошка с котятами».

Цель: научить детей

составлять небольшие рассказы.

Словарная работа:

лукошко.

Дидакт. игра «Стоп! Палочка становись!»

Цель: продолжать учить самостоятельно находить как можно больше слов для характеристики животных, активизировать слова.

четверг

Дидакт. игра «Не ошибись».

Цель: закрепить знания детей о жилище животных.

Индив. работа. Беседа «Как белка живет в лесу зимой».

Цель: углублять представления детей о приспособлении животных к сезонным изменениям  в природе. Закрепить слова: смекалка, орешки, скорлупки.

пятница

Индивид. работа. Пересказ рассказа «Звери».

Цель: развивать связную речь, учить правильно строить предложения.

Словарная работа:

молочная кошка,

окотилась, нора.

Рисование «Белка».

Цель: закрепить впечатления детей.

Задание: рассказать о своем рисунке

3 неделя

4 неделя

понедельник

Рассматривание картины «Медведь».

Цель: учить составлять рассказ, используя имеющиеся знания и представления.

Рассматривание картины «Лоси».

Цель: учить составлять небольшой рассказ по картине, развивать связную речь.

вторник

Чтение рассказа М.М.Пришвина «Медведь»

Чтение рассказа

М.М.Пришвина  «Лоси».

среда

Дидакт. игра «Устроим зоопарк».

Цель: продолжать учить описывать внешний вид животного, развивать мышление.

Индивид. работа. Описание картины «Лоси».

Цель: формирование

умения составлять описательный рассказ по картине, активизировать словарь.

четверг

Индивид. работа. Рассказ по картине «Медведь».

Цель: формирование связного речевого высказывания по опорной картине.

Активизация словаря: медведь.  

Дидакт. игра «Подбери правильно».

Цель: закрепить и уточнить представление

детей  о том, чем питаются животные. Развивать логическое мышление

пятница

Лепка «Медведь» по произведению М.М.Пришвина.

Цель: передать в лепке образ, описать работу.

Индивид. работа. Пересказ рассказа «Лоси».

Цель: учить передавать текст связно, последовательно, выразительно. Закрепить слова: сохатый, лосята, яр.

5 неделя

6 неделя

понедельник

Беседа «Какие цветы мы знаем».

Цель: уточнить знания детей о цветах.

Беседа «Что мы знаем о птицах».

Цель: побеседовать о зимующих и перелетных птицах.

вторник

Чтение рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг».

Чтение рассказа М.М.Пришвина «Ребята и утята».  

среда

Индивид. работа. Дидакт. игра «Скажи по другому».

Цель: учить детей подбирать слово, близкое по значению.

Индивид. работа. Составление рассказа по картине «Утки с утятами».

Цель: учить детей рассказывать об увиденном, правильно строить предложения. Активизировать словарь.

четверг

Дидакт. игра «Лото».

Цель: закрепить представ-ление детей о цветах (полевые, декоративные).

Развивать внимание, мышление, речь.

Индивид. работа. Дидакт. игра «Четвертый лишний».

Цель: учить детей классифицировать птиц.

пятница

Рисование «Золотой луг».

Цель: передать в рисунке впечатления, описать рисунок.

Лепка «Утка с утятами».

Цель: передать в лепке характерные особенности птиц, пропорции. Словарная работа: утята, клюв.

7 неделя

8 неделя

понедельник

Рассматривание картины «Еж».

Цель: уточнить знания детей о еже.

Беседа «Что растет в лесу».

Цель: уточнить знания детей о растениях. Учить отвечать полным

предложением.

вторник

Чтение рассказа М.М.Пришвина «Еж».

Чтение рассказа М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб».

среда

Индивид. работа. Сюжетные картинки (автор Г.А.Каше). Составление рассказа «Нашли ежа».

Цель: учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления.

Закрепить словарь: пыркать, колючий

Индивидуальная работа.

Дидакт. игра «Подбери листок».

Цель: закрепление знаний о растениях, воспитание внимания, сосредоточен-ности. Развивать мышление, учить опи-сывать растения.

четверг

Дидакт. игра. «Помоги малышам».

Цель: научить детей различать животных по внешнему виду, повадкам, употреблять слова обозначающие признаки.

Рассматривание иллюстра-ции в книге «Лисичкин хлеб». Беседа по содержанию.

пятница

Рисование «Еж».

Цель: передавать впечатления от прочитанного рассказа.

Закрепить слова: колючий, ежик.

Индивид. работа. Дидакт. игра «Сложи открытку».

Цель: развитие воображе-ние, мышление. Закрепить слова: брусника, костяника, цветочки, корешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Консультативный материал по организации экологической тропы...

Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Произведения художественной литературы природоведческого содержания как средство экологического воспитания дошкольников Воспитатель: Донецкова О.А.

Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII века  журнал Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явления...