Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Айбашева Альфия Сабирзяновна

На этой непосредственой образоательной деятельности дети повторяют звуки [Р], [Р’] и изучают букву Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Звуки [Р]? [Р'] и буква Р"20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №66»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».

Воспитатель:

Айбашева Альфия Сабирзяновна

Саратов, 2014.

Примерная основная общеобразовательная программа: «Детский сад 2100».

Возрастная группа: подготовительная.

Тема НОД: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».

Образовательная область: познавательно-речевое развитие.

Цели: знакомство с новой буквой Р и звуками [р, р'].

Задачи: 

- закрепить представление о том, что одна буква может обозначать два звука;

- способствовать развитию звуко-буквенного анализа; 

- закреплять умение составлять слова

- способствовать развитию фонематического слуха;

- закрепить графический образ буквы Р; развивать мелкую моторику рук.

Виды деятельности:

- коммуникативная

- игровая

- двигательная

Формы реализации детских видов: игры с речевым сопровождением, речевые ситуации, отгадывание ребусов.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: магнитная доска; карточка с буквой Р; предметные картинки; наборы букв для составления слов; цветные карандаши; рабочие тетради.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика - упражнения «Индюк», «Чьи зубы чище?», «Маляр»; разучивание физминутки; разгадывание загадок по данной теме.


Ход непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть.

Дети приглашаются на ковер, встают полукругом. На переносной доске дети видят картинки с изображением: радуги, реки, репы, рака, ручки, ромашки.

- Ребята, назовите мне предметы, изображенные на картинках.

- Правильно, молодцы! А кто мне скажет, что объединяет эти предметы? (Все слова начинаются на звук [Р] или [Р’]).  

- Правильно! Вешаю на доску букву Р.

Основная часть.

- Сегодня мы будем говорить о звуках [Р] и [Р’] и букве Р.

- Давайте все вместе скажем РРР.
- Что делают наши губы, зубы и язык при произнесении этого звука? Наши губы и зубы открыты, язычок находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!

- Кто мне скажет какой звук [Р] и [Р’]? (Согласные, звонкие, твердые и мягкие). 

- А теперь давайте с вами скажем, как же выглядит буква Р?  Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг справа. Давайте прорисуем букву в воздухе, а теперь на ладошке. А кто попробует изобразить букву? (Дети прорисовывают букву в воздухе, на ладони изображают с помощью пальцев, тела).

- Молодцы, замечательно! Ребята, присаживайтесь на свои места, будем продолжать нашу работу. Откройте рабочие тетради по закладке.

- Повторите скороговорку «Перепелки пролетали, перья на траву роняли», «Трое трубачей трубят в трубы».

- Нанесите на рисунке штриховку по образцу. (Дети выполняют задание). 

- Посмотрите, ребята, как правильно печатается буква Р. Эта буква повернулась к солнышку или же отвернулась от него? (Буква Р отвернулась от солнца, потому что второй элемент печатается с правой стороны).

- Послушайте стихотворение:

Спортом заняться мы с вами решили:

Правую руку на бок положили.

«РРР!», - зарычала грозно собака:

«В буковку Р превратились ребята!»

- Сначала обводим по контуру и печатаем букву Р.

На доске дети видят слоги: ра-ря-ре-ри-ры-ро-рё-ру.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, слоги и сделайте их анализ. (При выполнении данного задания обращаем внимание детей на цветовые изменения в нижнем (звуковом) ряду, уточняем какие буквы обозначили мягкость согласного (я, е, ё, и). 

- Молодцы, справились с заданием. А теперь встаньте около своих мест и немного отдохнем.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

- В следующем задании красным цветом напечатайте пропущенную гласную букву. Обратите внимание, какого цвета согласная буква стоит впереди. (Рад-ряд, рады-ряды, рёв-ров, пары-пари).

На доске выложены слова: руда, фарш, дары, гора, рано, кар

-Ребята, попробуем с вами в этих словах поменять местами буквы так, чтобы получилось новое слово: удар, шарф, дыра, рога, нора, рак. (Выходит ребенок к доске и выполняет задание, остальные ребята выполняют в рабочих тетрадях). 

- Для того чтобы наши пальчики отдохнули, сделаем для них зарядку. (Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

- Наш друг Ежик приготовил для нас ребусы. Попробуем их разгадать. (Ответы: рот, ребусы, подарок, фонари, Варя, Ваня, ворона, ворота).

- Ребята, посмотрите на следующее задание. Здесь нужно дополнить предложение словами со звуками [Р] и [Р’].

На дереве (слово замещается картинкой) ______     ______    вороны (слово замещается картинкой). (Дети предлагают свои варианты ответов).

-В последнем задание напечатайте сначала буквы, которые смотрят на солнышко, а потом те, которые отворачиваются от него. (Дети самостоятельно выполняют это задание, потом воспитателем проводится проверка). 

Заключительная часть.

- Ребята с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Расскажите про звуки [Р] и [Р’].

- Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось на нашей образовательной деятельности?

- А где знания, полученные сегодня, могут пригодиться вам?

-Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. На этом наша образовательная деятельность закончена. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р.

Конспект занятия по развитию речи  для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки окружающей действительности (неречевые)».

Учить детей различать звуки окружающей действительности; коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и воспроизведении....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква  Р, р. Автор занятия: Кудрявцева Анжела Геннадьевна,  воспитатель МБДОУ д/с №1&laq...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звук [К – К’] и Буква К».

Цель: Знакомство детей со звуком [К – К’] и буквой К.Задачи:1. Формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает;2. Развивать фонематический слух.3.Воспитывать усидчивос...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Согласные звуки (р, р), буквы Р, р»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе  «Согласные звуки (р, р), буквы Р, р»....