Приемы стимуляции речевой активности во второй младшей группе
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Сидорова Татьяна Николаевна

Консультация для воспитателей детских садов. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества (сказки, загадки, потешки и т.д.); театрализованной деятельности, пальчиковых игр и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых, или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятия. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей, как одну из важнейших задач развития речи. Речь связана с познаванием окружающего мира, развития сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи»…

   Словарь детей можно разделить на 2 вида: активный и пассивный.

   Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Значит, определяя содержание работы по развитию речи активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения.

   Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Ребенок в младшем возрасте уже хорошо владеет речью и может хорошо разговаривать со взрослыми, но из-за бедности активного словаря он испытывает трудности в общении.

   В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает осмысливать, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим. Он стремится по своему осознать название некоторых предметов, действий. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Углубление знаний о предметах получает отражение в словаре в виде слов, обозначающих название частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует, форму предметов, вкус овощей и фруктов. Вводятся в активный словарь слова, обозначающие величину и цвета, качества предмета (теплый, гладкий, скользкий), действия предмета (бежит, стоит, весит). На четвертом году жизни дети устанавливают связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими. В этом возрасте значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов, дифференцируются части и детали предметов, их величина, пространственное отношение, название живых существ и сред обитания (земля, вода, воздух), некоторые трудовые процессы (кормление животных, выращивание овощей и т.д.), слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества, цветовые оттенки, степень качества (мягче, светлее, темнее).

   «Центральным направлением работы по развитию речи детей трех, четырех лет является воспитание их инициативности и самостоятельности  в речевом общении со взрослыми и сверстниками…»

Самокова О.Н., программа «Детство», с .119

   «Ознакомление младших дошкольников с окружающим и расширение их словаря осуществляется не только в процессе обучения. Многие приемы словарной работы находят свое применение в в других видах детской деятельности. Больше возможности для активизации и обогащения словаря представляет бытовая деятельность (еда, одевание, труд). Эффективное средство – игра. Поэтому воспитателю важно продумать пути расширения знаний и словаря детей в игре. Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Активизации словаря, особенно образного, способствует игра – драматизация, участие детей в утренниках и развлечениях».

А.М.Бородич «Методика развития речи».

   В программе «Детство» перед воспитателем ставятся задачи в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи. Это главная задача предполагает воспитание умений понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатление, используя речевые средства. Для детей этого возраста наиболее оптимальным является индивидуальное общение со взрослыми. В таком общении ребенок осваивает следующие умения:

  1. Понимание обращенную к нему речь, сначала опираясь на наглядность, а потом без нее;
  2. Реагировать на обращение, понимая смысл слова;
  3. Вступать в контакт со сверстниками;
  4. Называть некоторые материалы;
  5. Активно использовать слова, обозначающие объекты, явления природы, название растений диких и домашних животных;
  6. Устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношение к природе, труду;
  7. Проявлять интерес к народному творчеству.

         Еще К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отживщее, живущее, будущее поколение народа в одно великое, исторически целое» (статья «Родное слово»).

   Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, частушки, колыбельные и т.д. – это неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.

Чем же важны различные жанры для развития словаря детей? В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности: сравнениями, эпитетами, синонимами (красна девица, ясный сокол), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно – эстетических аспектов, раскрываемых тем и идей.

   К.Д.Ушинский очень высоко ценил воспитательные возможности пословиц: «По форме – это животрепещущее проявление народного слова, вплетающие прямо из его живого, глубокого источника вечно юной, вечно развивающейся души народа. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь…». Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся, и впитывает в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Они богаты житейской мудростью и историческим обобщением суждений, типичных явлений, прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка. В них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отображающими словами. Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Они выражают уважительное отношение к трудовой деятельности и людям труда. Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения. Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово, является весьма важным в формировании воображения детей, развития речи.

   Загадка – одна из малых форм устного народного творчества. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слов. Отгадывание загадок требует внимательного наблюдения предметов и явлений, четких представлений, понятий  всем том, что непосредственно окружает человека в быту, т.е. понимать смысловую сторону слова. А это в свою очередь связано с умением сравнивать, сопоставлять те или иные объекты окружающей жизни, выделять в них общее, типичное и в то же время специфическое, характерное лишь для одного предмета или явления. Загадки способствуют умственной активности. Разгадывание загадок развивает способность делать выводы, умозаключения. Предметность и конкретность загадки является средством воздействия на ребенка, заставляют его задуматься над вопросами, подводя тем самым к пониманию сущности предмета или явления, самостоятельным выводам: «Что из чего состоит? Для чего используется? На что похоже? И т.д.». Загадки способствуют формированию образности речи детей, заставляют сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

   Колыбельная песня, по мнению народа, спутник детства. Она, наряду с другими жанрами словесного творчества народа, заключает в себя могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Она обогащает словарь детей за счет того, что содержит широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом (заинька, котик, собачка). Колыбельная песня обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на ребенка. Колыбельная песня, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям, типа «люли – люленьки, баю – баиньки», напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использования приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка. Колыбельная песня позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

   «В потешках, справделиво заметила А.Н.Павлова, отражена сущность раннего детства, видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши». Потешки представляют собой прекрасный материал, который можно использовать на занятиях, режимных моментах. Потешки не только обогащают речь детей, но и позволяют усвоить уменьшительно – ласкательные суффиксы (-еньк, -ечк, -иньк и т.д.). Потешки благотворно влияют на формирование эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Ласковый тон, который создается с их помощью находит отклик в сердце ребенка. Эти произведения заключают в себе огромный потенциал в развитии детского воображения, ибо в них закреплены формы общения. Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.  Таким образом, влияние народных жанров на развитие лексики ребенка неоспоримо.

Выработку четкого произношения согласных звуков, дикцию,  можно отработать с помощью чистоговорок - таких потешек, акцентированных на конкретные звуки и слоги.
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Хороши в плане тренировки звуков и скороговорки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова.

На дворе трава,
на траве дрова.

Кукушка кукушонку купила капюшон ,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Такие игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
  Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры.

   Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического  воспитания.
  Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.
  Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
   Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
   Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
  Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т. д.

  Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
  В
пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.
  Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается
растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.
  Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является
вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

  В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется
несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.
  К пальчиковым играм относятся
, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Любимое занятие малышей – складывать в емкость разные предметы, сравнивать размеры коробочек, пытаться совместить стаканчики.
Далее детям необходимо давать более сложные задания, направленные на развитие тонких движений пальцев и кистей рук:

- Сортировать овощи и фрукты по величине: крупные яблоки класть в корзинку, а мелкие на тарелку или в миску. То же самое можно проделывать с картофелем, луком и другими овощами или фруктами;

- Перебирать крупу, горох, фасоль, выбирая мусор, испорченные зерна.

- Игры с песком и водой.

- Начинать с небольшого количества, допустим с ложки. Затем, помогая маме, перебирать стакан крупы для каши;

- Разложить пуговицы по величине, цвету, форме, материалу, из которого они изготовлены. Надевать и снимать рукавички, перчатки.

- Нанизывать на толстую нитку, проволоку, тонкую веревку бусинки, катушки, ягоды рябины и т.д.

   Мозаика - увлекательная развивающая игра для детей от 4-х лет и старше. Во время игры с мозаикой у детей развиваются творческие способности, воображение, координация движений рук. С ее помощью малыш научится ориентироваться на плоскости, закрепит знание цветов радуги, сформирует такие навыки, как терпеливость и усидчивость.
  Рисунки, представленные на упаковке, являются только примером, так как универсальная мозаика раскрывает перед ребенком неограниченные возможности моделирования и создания множества своих собственных рисунков. В качестве наглядного пособия к игре прилагается книжка-подсказка. Копирование рисунков из пособия поможет развить зрительную память, мелкую моторику рук, от которой зависит развитие речи малыша. Все эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

  Для маленького ребенка завязать поясок, застегнуть пуговицу, нанизать бусины на нитку – настоящий труд. Детские пальчики отказываются делать даже самую простую, с точки зрения взрослого, работу.
Для развития мелкомоторных навыков лучше всего подходят
игры-шнуровки. Как правило, шнуровка представляет собой увеличенную копию знакомого предмета: пуговицы, ботинка, элементов одежды. Тренируясь шнуровать картонные или деревянный ботинок, малыш не только овладевает этим простым навыком, но и совершенствует устную речь, "набивает" руку для рисования и письма в дальнейшем.

Большое влияние на развитие детей оказывает театрально- игровая деятельность. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию.

  Театрализованные игры дошкольников можно разделить в зависимости от художественного оформления на следующие группы

• Игры- драматизации

• Театр на фланелеграфе

• Теневой театр

• Театр би-ба-бо

• Пальчиковый и варежковый театры

• Театр марионеток

   Настольный театр: -плоскостные фигурки, -объемные фигурки.
Игры—драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игры- драматизации, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку , но и эмоционально им воспринято.
   Фланелеграф - картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
   Теневой театр - для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
   Пальчиковый и варежковый театр - атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате.
   Театр бибабо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки.
   Настольный театр игрушек - используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т.к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки.
  Для того, чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности педагоги должны четко представлять этапы работы по этой проблеме. Учитывая возрастные и психофизические особенности наших воспитанников, можно выделить 3 этапа.
   1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь воспитателя должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. ( Миша идет по дорожке: топ- топ- топ. Волк топ – топ- топ. Лисичка топ- топ- топ и т.д.)

  На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.

   2 этап можно выделить как этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
Чтение потешки «Катя, Катя маленькая»- лучше сочетать с показом. Используя прием сравнения, провести практическое сопоставление инсценированного текста с реальной ситуацией, т.е. как дети умеют ходить, топать ножкой и т.д.
  В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют
подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»
   3 этап - проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т.о., проведению игры- драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру- драматизацию «Колобок», можно организовать дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.
  Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре оказывается необходимым элементом в подготовке к игре- драматизации. И только когда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру- драматизацию.
  В процессе воспитательно-образовательной работы игра- драматизация может включаться как в занятие по развитию речи (на последнем этапе ознакомления с художественным произведением), так и в игры- развлечения.
   Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно- эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

ПОТЕШКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ

1.Катя, Катя маленькая,

Катенька удаленькая.

Поди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

2.Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

3.Уж ты, зимушка – зима,

Закружила, замела.

Все дорожки, все пути –

Не проехать, не пройти.

4.Пришла коляда –

Отворяй ворота!

Дайте коровку,

Масляну головку!

5.Наша – то хозяюшка сметливая была,

Всем в избе работушку к празднику дала.

Чашечку собачка моет язычком.

Мышка собирает крошки под окном.

По столу котище лапою скребет.

Половичку курочка веничком метет.

6.Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

7.А тари, тари, тари,

Куплю Маше янари.

Останутся деньги –

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошки –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки.

8. Весна – красна!

На чем пришла?

На березе, на сосне,

На шелковой траве,

На ржаном снопочке,

На золотом колосочке.

ПОТЕШКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВНЕ ЗАНЯТИЙ

1.Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

Не жалейте мыла,

Я уж стол накрыла.

2.Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

3.Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики – Антошке,

Сашеньке – ладошки.

4.Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

5.Чище умойся, воды не жалей.

Буду ладошки снега белей.

6.Нюша – конопуша

Час жевала грушу.

Два – умывалась,

Тра – вытиралась.

Нюша к завтраку пошла,

Нюша к ужину пришла.

7.Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

8.Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

9.Мы не любим неопрятных,

Нерасчесанных ребят.

С ними даже поросята

Подружиться не хотят.

10.А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелка, вот – еда,

Не осталось ни следа.

11.глубоко и мелок,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

12.Посадим на ложечку

Капусту, картошечку – и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капусты, картошки.

И нет на тарелке – гляди!

13.Я красива, я кругла,

Меня бабушка пекла,

Маслом поливала,

Маком посыпала.

14.Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

15.Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети тоже.

16.Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ждет тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.


Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).

Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс).

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это - (утка).

У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её - (свинья).

Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).

Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок - великан,
Как зовут его - (баран).

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - (кот).


Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - (гусь).

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - (индюк).

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (попугай).

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его - (медведь).

На Дюймовочке решил жениться,
Девочку спасла лишь птица,
Зерном он набивает рот,
Ну конечно это - (крот).

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её - (пчела).

Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (змея).



Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это - (волк).

Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой - (заяц).

Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это - (кит).

Он серый, большой,
На четырёх столбах,
Посмотришь на него,
И скажешь только, ах!
Хобот кверху поднимает,
Всех из фонтана поливает,
Мне скажите, кто же он?
Ну конечно это - (слон).

Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это - (белка).

По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно - (ёж).
Огромная кошка по лесу скачет,
В ушках серёжки она не прячет,
Ей не скажешь слова - брысь,
Потому, что это - (рысь).

Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это - (лев).



В зоопарке выше клетки,
Чья-то голова торчит,
Бананы срывает с высокой ветки,
О длинной шее своей молчит.
Кличка у него "Пиф-Паф",
А зовут его - (жираф).

Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - (соловья).

В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? - (кукушка).

Гнездо под крышей - ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (ласточкой) звать.

Тексты колыбельных

Баю - баю - баюшки

Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.

***

Гулененьки

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

***

Колыбельные про котов

А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали,
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.

***

Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

***

Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал,
Да и Ваню качал.

***

У кота ли

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.

У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.

У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.

У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

***

Уж ты, котинька-коток

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с настольным театром для повышения речевой активности во второй младшей группы.

1. Знакомства с голосами домашних птиц.2. Рассматривания картинки с изображением гуся.3. Демонстрация настольного театра "Жили у бабуси два веселых гуся..."4. Беседа с детьми по тексту песен...

Приемы стимуляции речевой активности во второй младшей группе

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация: "Приемы стимуляции речевой активности"

Цель: содействовать формированию речевой активности у детей второй младшей группы...

Конспект открытого занятия для педагогов по развитию речи, мотивации речевой активности во второй младшей группе Путешествие в Игроград" по методике Е. Железновой" Музыка с мамой"

Конспект открытого занятия для педагогов по развитию речи, мотиваци и речевой активности во второй младшей группе"Путешествие в Игроград" по методике Е. Железновой" Музыка с мамой...

Приемы стимуляции речевой активности

Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.Своевременное и полноценное овладение речью является ва...

ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1.5 ДО 3 ЛЕТ

ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1.5 ДО 3 ЛЕТ...

Информационный буклет для родителей 1 младшей группы на тему: "10 приемов стимуляции речевой активности и развития речи малыша".

Цель: повысить компетентность и успешность родителей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей мла...