конспект занятия Прогулка по Петербургу
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Богданова Татьяна Юрьевна

закреплять знания детей о родном городе санкт-Петербурге 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_piterburg.docx176.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия разработан

воспитателями: СП ОДО №296

Фрунзенского района

Санкт – Петербурга

Богданова Т.Ю.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  «Прогулка по Петербургу»

Использование современных образовательных технологий:  интерактивная доска, ноутбук. 

Цель: Закреплять и расширять знания детей о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. вызвать у детей интерес к жизни родного города.
  2. закрепить представления о Санкт-Петербурге – городе морском, городе рек и островов.
  3. закрепить знания и вызвать желание больше узнать о памятниках архитектуры.
  4. активизировать словарь детей: колонна, верфь, шпиль, ростры, островитяне, петербуржцы, герб.

Развивающие задачи:

1.развивать фонематический слух;

2.развивать интонационную выразительность речи;

3.продолжить работу над развитием мелкой моторики и координации движений;

4.развивать зрительный гнозис, внимание, память.

Воспитательные задачи:

1.развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников;

2.закрепить знание детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга;

3.воспитывать чувство гордости, любви, уважения по отношению к родному городу, чувство сопричастности, желание сделать свой город лучше;

4.воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений;

5.доставить детям и родителям эстетическое удовольствие, вызвать положительные эмоции. при слушании стихов, музыки, рассматривании иллюстраций с видами города.

Материал к занятию: иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга, иллюстрации нескольких крепостей, в том числе Петропавловской, разрезанная напольная игра «Собери изображение», картинка с контурами зданий, наложенными друг на друга, буквы для составления слов (храм, собор, площадь), мяч, семейные гербы, созданные детьми и их родителям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Восп 1:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.

Восп 2 Ребята, о каком городе А.С. Пушкин написал такое торжественное и прекрасное стихотворение?

Дети: О нашем родном городе Санкт-Петербурге.

Восп 1: Конечно, это стихотворение о нашем любимом городе Санкт-Петербурге! Это один из самых больших и красивых городов мира. Ему исполнилось 311 с лишнем лет, и живет в нём 5 млн. жителей. Все люди разные, но все мы – петербуржцы и, конечно, все мы любим свой родной город Санкт-Петербург.

Восп 2: Ребята, а вы любите наш город? А что вам особенно нравится в нашем городе, за что вы его любите?

Дети: У нас в городе широкие и красивые улицы и проспекты. Высокие дома, много деревьев, много достопримечательностей в центре города.
– Наш город стоит на р.Неве – она полноводная, красивая, одета в гранитные берега. 
– Здесь живут друзья, родные.
– В нашем городе много музеев, театров, есть замечательный цирк и т.д.

Восп 1: Конечно, наш город нельзя не любить!

Ребенок: (Ксеня)

Мы очень любим город свой,
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно,
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём,
И он растёт, и мы растём.

(М. Борисова)

Восп 2: Ребята, я знаю, что вы не только любите наш город, но и очень хорошо знаете его. Но чтобы убедиться в этом, предлагаю вам совершить экскурсию по нашему любимому Санкт-Петербургу. Во время путешествия город предложит вам решить загадки, отгадать ребусы и кроссворды, вы поучаствуете в викторине, мы с вами будем играть, читать стихи и, конечно, поговорим о том, как должны себя вести настоящие петербуржцы. Ну, а в конце экскурсии вас ждёт сюрприз! Итак, наше путешествие начинается!

Ребенок: (Даня)

В полдень выстрелит хлопушка,
За стеной сторожевой,
Словно детская игрушка –
Это крепость над Невой.

Восп 1: Ребята, о какой крепости идёт речь, кто её построил, где и почему?

Дети: Это Петропавловская крепость – первое здание в Санкт-Петербурге, построена она на Заячьем острове для защиты города от врагов и называется так в честь святых Петра и Павла.

Восп 2: Предлагаю рассмотреть иллюстрации нескольких крепостей и найти среди них Петропавловскую крепость.

Игра «Собери крепость»

Дети (2-3 чел) собирают на полу разрезную картину «Петропавловская крепость».

Ребенок: (Элтун)

Ветер, ветер, ты какой?
Петербургский я, морской
На заливе разгулялся,
А теперь до вас добрался.
В переулках я свищу,
Кто из вас не спит – ищу.

Восп 1: Подул морской ветер, стало свежо, где же мы ребята очутились?

(На доске показана река Нева)

Дети: Это наша река Нева.

Восп 2: Что вы знаете о Неве?

Дети: Вытекает из Ладожского озера. Очень глубокая и полноводная. При впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. Весь наш город стоит на островах. Поэтому в Санкт-Петербурге 32 моста.

Ребенок: (Света)

У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка знаменитая река
Баржи, лодки. Пароходы
На себе несёт Нева.

(М.Борисова)

Восп 1: А можно представить наш город без Невы?

Дети: Нет! По Неве город перевозит грузы, людей. Мы пьём невскую воду.

Восп 2: Вы правы, конечно! Река Нева дала жизнь нашему городу. Город раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы, обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами Санкт-Петербурга. Это Адмиралтейство, Смольный и Исаакиевский соборы, Эрмитаж.

(На доске показаны перечисленные достопримечательности)

Ведущий: Поиграем в словесную игру «Что здесь лишнее?»

  • Реки: Мойка, Нева, Фонтанка, Москва-река. 
  • Соборы: Исаакиевский, Казанский, Смольный, Василия Блаженного.
  • Площади: Дворцовая, пл.Восстания, Красная, Сенная.
  • Музеи: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Кунсткамера.

Дети выделяют лишнее слово и объясняют почему они так думают.

Ребенок: (Даня Г)

Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
высоко плывет –
это символ города,
здесь рождался флот.

(Сергей Скаченков)

Восп 2: На шпиле какого здания красуется кораблик?

Дети: Это – Адмиралтейство.

Ребенок: С Петровских времен здесь строились корабли для русского флота. Носовую часть корабля украшала скульптура: фигура или голова женщины, воина, дикого зверя, птицы. Это были красиво окрашенные, большие военные корабли.

Восп 1: Поиграем в игру  «Узнай по контуру»

Картинка с наложенными друг на друга контурами зданий: Адмиралтейство + Петропавловская крепость + Исаакиевский собор.

Дети называют достопримечательности, чьи силуэты они узнали на картинке.

Восп 2: Рядом с Адмиралтейством находится площадь. Как она называется и почему?

Дети: Дворцовая площадь. На этой площади стоит знаменитый дворец, где жили цари. Сейчас это самый большой музей России. В его коллекции 3 миллиона произведений: картины, скульптуры, монеты и медали, коллекции оружия и тканей. 3,5 миллиона человек посещают музей за год.

Викторина: «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?»

  1. Кто основал наш город? (Петр I)
  2. Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)
  3. Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)
  4. Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
  5. Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)
  6. Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
  7. Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)
  8. На каком острове находится Петропавловская крепость? (На заячьем)
  9. Как называется сказочное существо с головой человека и телом льва? (Сфинкс)
  10. Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)
  11. Где в 12 часов дня стреляет в нашем городе пушка? (На стене нарышкинского бастиона Петропавловской крепости)
  12. Как называют памятник Петру I на площади декабристов? (Медный всадник)
  13. Что венчает золоченный шпиль Петропавловской крепости? (Флюгер в виде ангела с крестом; высота – 3м, размах крыльев – 4м)
  14. Почему дворец Петра I в Летнем саду называют летним? (жил летом)
  15. Как выглядит герб нашего города?

Детям предлагаются:

1. Игра с мячом на соотнесение существительного с прилагательным:

Река – какая? (бурная, полноводная, глубокая и т.д.)
Город – какой? 
Площадь – какая?

2. Игра с местоимениями;

Я – Петербуржец
Ты – Петербуржец
Мы, Они – Петербуржцы
Она – Петербурженка

Восп 2: Да, город вы знаете и любите, а знаете ли вы правила поведения настоящего петербуржца?

Дети:

  • Не сорить на улицах города.
  • Быть вежливыми при общении.
  • Помогать пожилым людям.
  • Громко не кричать.
  • Помогать младшим товарищам.

Восп 1: Благодарим всех за участие. Наш досуг, посвященный дню рождения Санкт-Петербурга подошел к концу.

Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный славой над Невой,
Где небосвод давно распорот – 
Адмиралтейскою иглой!!
Недаром Пушкин и Растрелли
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах!
И – майской ночью в белом дыме,
И – в завываньи зимних пург – 
Ты – всех прекрасней, – несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!

(Н. Агнивцев)

Использованная литература:

  1. Алифанова Т.Г. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Санкт-Петербург. «Паритет», 2005.
  2. Ефимовский Е.С. «Любимый город Санкт-Петерубрг». Азбука в стихах и картинках. Санкт-Петербург, изд.дом «Литера», 2004.
  3. Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство». Санкт-Петербург. «Паритет», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Прогулка по "Санкт-Петербургу".

Знание детей о достопримечательностях города....

Конспект занятия "Реки Санкт-Петербурга"

На занятии дети знакомятся в названиями рек в родном городе - Санкт-Петербурге....

Конспект занятия "Острова Санкт-Петербурга"

На занятии дети знакомятся с названиями крупных островов Санкт-Петербурга; чем они знамениты....

"Конспект занятия "Прогулка по рекам и мостам Санкт-Петербурга"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с речевым диагнозом ФНР....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Прогулки по Петербургу"

Расширение, уточнение словаря по теме "Санкт-Петербург", автоматизация звука Л в прямых открытых слогах....

Конспект Открытого занятия «Прогулка по Петербургу»

ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о Санкт - Петербурге.ЗАДАЧИ:Образовательныеформирование у детей понятие о достопримечательностях родного города;расширение и активизация словаря (Петропавловская крепость,...

Конспект занятия "Прогулка по Санкт-Петербургу" в старшей группе

ОО "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", с использованием игровых технологий и технологии "Бусоград"-Приветствие...