Развитие познавателньой деятельности у детей с нарушениями речи
презентация к уроку по развитию речи по теме

материал содержит в себе осбенности познавателньой сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_razvitiyu_rechi.rar179.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4

 Развитие познавательной деятельности у детей с нарушениями речи

Подготовила:

Старший воспитатель

С.В. Муллаярова

ВВЕДЕНИЕ

Речевая деятельность человека  теснейшим образом связанна со всеми  сторонами  человеческого  сознания. Речь - важный фактор  психического развития  человека, формирования его  как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические  чувства, формируется воля и характер. Все психологические процессы с помощью речи становятся  произвольными, управляемыми.

        Анализ  онтогенеза развития речи  показывает, что речь  ребенка формируется  под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной  речевой практики, а также  от воспитания и обучения, которые  начинаются с первых дней  жизни ребенка.

В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.

Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, можно назвать таких, как Л.С. Цветкова, Р.Е. Левина, Т.М. Пирцхалайшвили, Е. М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева, которые исследовали разные периоды восприятия; Г. С. Гуменная, изучавшая особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова, исследовавшие внимание; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, О.Н. Усанова, изучавшие своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов, исследовавший воображение.

СЛАЙД № 2

Существует классификацияречевых нарушений: климнико – педагогическая и психолого – педагогическая (РЕ Левина).

СЛАЙД № 3

Клинико – педагогическая классификация ориентирована на коррекцию дефекта речи, разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений.

СЛАЙД № 4

Психолого- педагогическая характеристика объединят обычно в три группы для удобства проведения коррекционной работы

Фонетико- фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными  речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия  и произношения.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства. При которых нарушено формирование всех компонентов устной речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Недостатки мелодико – интонационной (дисфония, афония) и темпо- ритмической стороны (заикание, тахилалия, брадилалия) – нарушение темпо – ритмической  организации речи, обусловленное судоржным состоянием мышц речевого аппарата.

СЛАЙД № 5

Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого человек приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. 

Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов

человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.). 

СЛАЙД № 6

Познавательная сфера – это внимание, восприятие, память, воображение, мышление.

Являются  составной частью любой человеческой, в том числе и речевой,  деятельности.

У детей  с расстройствами  речи  имеется  специфические   особенности как речевого, так и общего  психического  развития (Н.С.Жукова, В.И. Лубовский, С.С. Ляпидевский и др.) Для многих детей  с речевыми  нарушениями характерна  недостаточная выраженность  познавательных процессов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой  информации.

СЛАЙД № 7

Особенности восприятия при речевых нарушениях

Восприятие – ощущение, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа.

  •  Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов
  • Снижен уровень слухового восприятия: обусловлено  нарушением функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии.

  • Снижен уровень зрительного восприятия: обусловлено недостаточной сформированностью целостного образа предмета, затруднения  в упражнениях в условиях наложения.
  • А.П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке.
  • Нарушения в пространственной ориентации - слева/ справа.

СЛАЙД № 8

Особенности внимания при речевых нарушениях

Внимание – это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности.

В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, он обслуживает процесс рождения речи, с другой – речь сама становится средством направления внимания и контроля.

Изучением внимания у дошкольников с нарушениями речи занималась Т.С. Овчинникова. Ей удалось выявить особенности, отличающие детей с нарушениями речи от здоровых детей, и охарактеризовать продуктивность их деятельности при длительных умственных нагрузках.

  • Низкие показатель произвольного внимания
  • Трудности в планировании своих действий
  • Трудности при анализе условий, поиске способов и средств в решении задач
  • Не сформирован контроль за деятельностью
  • Трудности в распределении между речью и практическими действиями
  • Снижение в процессе работы
  • Неустойчивость внимания

СЛАЙД № 9

Особенности памяти при речевых нарушениях

Память – следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Память формирует содержательное в психике, опыт личности и ее «Я». Без памяти невозможно обучение.

  • Снижен уровень слуховой памяти
  • Снежен уровень зрительной памяти
  • Низкий уровень отсроченного воспроизведения
  • Низкий уровень продуктивного запоминания
  • Относительная сохранность смыслового, логического запоминания

П.П. Блонский провел исследование состояния памяти разной модальности у дошкольников с нарушением речи и у их сверстников без нарушений речи. В обеих группах детей подтверждается общая закономерность, установленная П.П. Блонским: наилучшим образом развита моторная память, а хуже всего слуховая.

У данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными

СЛАЙД № 10

Особенности мышления при речевых нарушениях

Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно и опосредовано, устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями.

  • Снижен уровень наглядно – образного мышления
  • Низкий уровень таких операций как: анализ, синтез, сравнение, классификация, исключение лишнего понятия, умозаключение
  • возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений
  • дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

Исследования ученых показывают, что дошкольники с нарушением речи характеризуются более или менее развитым наглядно-действенным мышлением и отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления.

СЛАЙД № 11

Особенности воображения при речевых нарушениях

Воображение – это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Если восприятие обращено к настоящему, память к прошлому, то воображение – к будущему.

  • Низкий уровень общих сведений об окружающем мире
  • Снижен уровень познавательных интересов
  • Отсутствие целенаправленности в деятельности
  • Сложность в создании воображаемой ситуации
  • Низкий уровень развития игровой деятельности
  • Низкий уровень развития

 творческой деятельности

В.П. Глухов исследовал воображение у детей с нарушением речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей данной категории: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.

СЛАЙД № 12

Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются:

  • Недостаточная  сформированность и дифференцированность мотивационной сферы
  • Недостаточная  концентрация и устойчивость внимания
  •  Низкий уровень развития моторики
  • Отсутствие  интереса к обучению
  • Снижен объема памяти
  • Трудностям  в овладении письмом и грамотой
  • Снижен уровень счетных операций
  • Снижен уровень логического мышления

ВЫВОД

Учителю – логопеду и педагогам важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Таким образом, учитель – логопед и педагог  может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими нарушениями. Знание психологии помогает учителю - логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать связь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом.

Дисгармоничный характер познавательного и речевого развития детей с нарушением речи определяет необходимость целенаправленного изучения состояния их когнитивных функций.  А именно выявление соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта для выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-логопедических задач.

Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие  понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного  словарного запаса, лексико-грамматических  структур, формирование связной речи, развитие сенсорного  и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.

Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...

Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.

Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...

Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"

quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...